Братия монастыря от всей души поздравляет вас со светлым праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!
«Христос раждается: славите!». Сим восклицанием некогда в нынешний праздник начал слово свое Святый Григорий Богослов. И оно так приятным показалось Церкви, знающей и любящей глас избранного между пастырями ее, что и ныне сим самым восклицанием начинает она обыкновенную торжественную песнь настоящего праздника. Христос рождается: славите!
Святитель Филарет Московский
У разных народов есть свои особые Рождественские традиции. Одна из таких традиций встречается практически во всем христианском мире. На Рождество принято дарить друг другу подарки.
У разных народов есть свои особые Рождественские традиции. Одна из таких традиций встречается практически во всем христианском мире: на Рождество принято дарить друг другу подарки.
В Грузии, в канун праздника Рождества, все женщины шьют своими руками наряды евангельских персонажей, в которых каждый из домочадцев сможет присоединиться к «Алило» (от Аллилуия; сродни колядкам) — традиционному торжественному шествию верующих, после праздничного богослужения, с хором, духовенством и всеми желающими. Эта традиция в Грузии формировалась на протяжении веков: мужской хор проходил по селениям или городу и в песнях поздравлял всех жителей с Рождеством Христовым.
Это шествие с рождественскими песнопениями и сейчас проходит и по центральной улице Тбилиси и идет до главного собора города; их встречает Патриарх и одаривает подарками и сладостями, которые потом передаются на благотворительные цели. Остальные местные жители радуются о рожденном Спасителе и тоже делятся с наряженными участниками «Алило» различными угощениями и подарками.
Украинцы канун Рождества называют «Святым вечером» и тоже отмечают его 6 января. В этот день по селу ходят колядники. Они разыгрывают представление, в котором жители села одновременно являются и зрителями, и участниками.
Колядники в стихотворной форме просят разрешения поколядовать, а хозяева, тоже в стихотворной форме, им это разрешение дают. После чего у порога разыгрываются рождественские сценки и поются песни. Затем колядники разворачивают специальный мешок, куда хозяева дома насыпают заранее приготовленные угощения. И колядники оправляются к следующему дому.
На юге Украины в этот день полагалось носить вечерю своим крестным родителям. Вечеря состояла из обязательного калача, фруктов и сладостей. Крестники поздравляли крестных родителей, передавали им вечерю и получали в ответ другой калач, а также подарки — конфеты и деньги.
На второй день полагалось нести вечерю своей повивальной бабке. Вечерние посиделки и праздничные застолья затягивались до Крещения, на котором зимние праздники и заканчивались.
Рождество в Болгарии называется Коледа и является одним из самых любимых семейных праздников. В Сочельник (по-болгарски «Бъдни вечер» или «Малка Коледа») каждая семья собирается за праздничным постным столом из определенного количества блюд.
В Сочельник у болгар принято дарить друг другу подарки. В Болгарии эту функцию выполняет местный «Дед Мороз» – Дядо Коледа.
В Болгарии, как и во многих других христианских странах, существовала традиция колядования. Сейчас она сохраняется в некоторых загородных поселениях: молодые люди ходят по домам соседей в национальных костюмах, поют рождественские песни и размахивают веточками кизила-сурвакницами, украшенными красными ленточками и монетками. Колядующих также принято угощать сладостями.
У болгар также существует гостеприимный рождественский обычай не убирать еду со стола, так как считается, что любой гость, который зайдет в дом, может угоститься.
В Болгарии, как и во многих других христианских странах, существовала традиция колядования. Сейчас она сохраняется в некоторых загородных поселениях: молодые люди ходят по домам соседей в национальных костюмах, поют рождественские песни и размахивают веточками кизила-сурвакницами, украшенными красными ленточками и монетками. Колядующих также принято угощать сладостями.
У болгар тоже существует гостеприимный рождественский обычай: не убирать еду со стола, так как считается, что любой человек, который зайдет в дом, может угоститься.
В дореволюционной России в Сочельник было принято вкушать пищу раз в день, после вечерни, которая совершалась накануне Рождества. На этот ужин старались пригласить всех одиноких друзей и знакомых, ведь никто не должен быть одинок в Рождество. Сейчас вечерня в сочельник служится, как правило, утром 6 января вместе с Литургией.
В первые три дня Рождества устраивали благотворительные ёлки для обездоленных детей, люди ходили друг другу в гости, поздравляли с праздником и дарили подарки.
Если задуматься над этой общемировой традицией: дарить своим близким подарки, то легко можно прийти к выводу, что это просто естественное проявленное внимания и любви к нашим родным и друзьям, — общечеловеческая нравственность, вложенная Богом в нашу природу.
Так и Христос говорит нам, что для христианина в этом нету никакого подвига, а значит и награды за такую любовь не полагается.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:32-36).
«грешниками», согласно святоотеческим толкованиям, следует понимать необращенных ко Христу людей, тех, которые руководствуются в своих делах побуждениями природы или эгоистическими соображениями.
Конечно, никто не призывает не воздавать любовью за любовь тем, кто к нам благоволит, Господь лишь ограждает нас от придания такой любви незаслуженной цены, и призывает к большему — к любви совершенной, евангельской, бескорыстной.
«Действительная и совершенная любовь состоит в том, – пишет преподобный Паисий Величковский, — чтобы всех считать и любить одинаково, как любящих, так и ненавидящих. Таковая любовь, а с нею нераздельно и милосердие, — кратко скажу, — есть невод всем добродетелям, все заповеди Божии собою обнимает и содержит. Если кто и может сохранить все заповеди, то только сохранившие это».
Какие-то общечеловеческие нравственные положения, сохранившиеся у части народов земли, но при этом продолжающие искажаться, вследствие отхода этих народов от монотеистической ветхозаветной религии, Господь в Новом Завете возводит на более высокий уровень, вплоть до любви ко всякому человеку и даже к врагам. Христос призывает нас стремиться к полному бескорыстию в делах любви, через которые мы сможем постепенно уподобляться Богу, изливающему Свою любовь и непрестанную заботу на всех без исключения людей, даже на тех, кто своей греховной жизнью Его отвергает.
***
Сейчас в России многие православные едут встречать Рождество в монастыри. В этом году, когда я начал собираться в свое Рождественское путешествие на Валаам, ко мне стали обращаться люди, любящие это святое место, с просьбами передать подарки братии, лекарства в монастырскую аптеку, корм и игрушки для многочисленных валаамских котов.
Да…, обычно мы что-то дарим только родным и близким, или обмениваемся подарками на работе согласно «корпоративному этикету». А вот дарить что-то людям незнакомым – это, честно говоря, выходит за рамки нашего мирского понимания.
Думаю, что маленькие дети в этом отношении более бескорыстны, хотя и в них тоже часто проявляются все зачатки страстей поврежденного грехом человеческого естества. С одной стороны, конфетами и игрушками они нередко делятся друг с другом с большим трудом, а вот делиться своей радостью, теплым отношением и любовью, даже к совершенному незнакомому ребенку – это для них, на мой взгляд, вполне естественно. Но куда же все это уходит с возрастом?
Многолетний опыт жизни, руководимой греховными страстями, отравленной многочисленными нераскаянными смертными грехами, эгоистическим существованием прежде всего для себя самого, а не для других, жизнь без Бога, без Его благодати, без спасительных и целительных для души и тела церковных Таинств — все это плотными слоями, год за годом, накладывает на нашу несчастную омертвелую душу тяжелые оковы, не дающие нам по-настоящему любить Бога и ближнего, всё это омрачает и постепенно истребляет в нас все то доброе, что когда-то в детстве для нас было легким.
Думаю, что на Валааме есть этот огонек тепла, огонек евангельской любви. Конечно, и в миру встречается немало хороших людей, но в монастырях их концентрация обычно выше.
Если говорить опять же про подарки, то здесь, в монастыре незнакомый человек, вполне может что-то тебе подарить, просто потому, что захочет сделать тебе приятно, чтобы передать тебе немного тепла, утешить, порадоваться твоей радости.
Приведу лишь пару примеров, которым я так или иначе был свидетелем. Каждое Рождество Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий после праздничной трапезы вручает всем присутствующим валаамские календари, душеполезные книги и сладкое утешение. Причем подарки вручаются не только людям, приносящим монастырю какую-то пользу, но и тем, которые возможно впервые в жизни приехали в монастырь помолиться или посмотреть остров, попали на братскую трапезу после службы, где все присутствующие, наравне с насельниками, получают рождественские подарки.
Доброй традицией у почившего в прошлом году блаженной памяти архимандрита Мефодия, было дарить подарки паломникам: душеполезные книги, большие и маленькие иконы преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, Валаамской Божией Матери, свежий номер газеты "Свет Валаама", ну и, конечно же, знаменитые янтарные чётки, особый «дизайн» которых, о. Мефодий, как я слышал, придумал сам. Конечно, материальная ценность этих чёточек не велика, но те, у кого они сохранились, берегут их, и каждый раз беря в руку, вспоминают доброго валаамского батюшку.
Думаю, людская память об о. Мефодии не прекратится уже до скончания времен, а в вечности его прославит Господь. Отец Мефодий вместе с материальными подарками всегда одаривал людей и своей искренней любовью и вниманием. В этом году, первого января, по доброй традиции, эти янтарные четки дарил уже владыка Панкратий.
В одном из своих интервью, о. Мефодий так выразился о подарках:
«В православии подарки не запрещены. Святые отцы запрещают нам не принимать подарки, потому что в этом есть признак гордости человека. Если тебе подарок не нужен, ты должен отдать его тому, кто в нем нуждается. В этом нет лицемерия и лукавства, это повелено Богом».
Благодаря таким хорошим примерам мы, гости монастыря, учимся переносить доброе расположение за пределы Валаама.
Хочется еще добавить глубокую христианскую мудрость, которую так часто можно найти в простых словах преподобного старца Паисия Святогореца: «У человека есть две радости: первая - когда он получает, и вторая – когда он отдает… Тот, кто берет, имеет радость человеческую, тот кто дает – радость Божественную».
Одними из первых дарителями подарков в новой христианской эре, были волхвы, которые пришли из восточных стран с дарами встречать Мессию, Спасителя Мира, Царя Царей, возвещенного в пророчествах многих народов мира, — к Богомладенцу Христу. Этот библейский сюжет в своем рождественском стихотворении описывает известный религиозный философ Алексей Иванович Хомяков:
В эту ночь Земля была в волненьи:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивны и полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя, –
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненье,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.
По материалам: https://foma.ru/
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481328