Источником догматического учения Православной Кафолической (Вселенской) Церкви является Священное Апостольское Предание, в которое, как составляющая часть, входит Священное Писание – именуемое Преданием записанным, в то время как под Священным Преданием традиционно понимается то, что Апостолы устно передавали основанным ими Церквям.
Источник Св. Писания и Св. Предания — непосредственное Божественное Откровение. Иными словами, сам Бог открывает своей Церкви важнейшие вероучительные и нравственные истины, необходимые для спасения.
Только откровение Самого Бога о Себе может дать догматам твердую и непоколебимую опору и возвести их на степень несомненной достоверности. Один Бог знает Самого Себя (Мф. 11:27), Он один и может открыть и действительно открывает Себя в Слове, которое сообщает нашим сведениям о Нем значение несомненных и непререкаемых истин, – пишет киевский святитель Сильвестр Малеванский (1828 – 1908 гг.) в своем учебнике по догматическому богословию[1].
Истины веры христианской, принесенны на землю Сыном Божиим, и проповеданы миру Его апостолами. И слово пророков, как просвещаемых Духом Святым, было откровением Божиим, но оно было только преддверием и приуготовлением к тому, что в полном свете открыл в слове Сам Сын Божий, сый в лоне Отчи (Ин. 1: 18) и что возвестили после апостолы, учившие по действию Св. Духа не чему либо иному, а тому, чему Он Сам учил (1Иоан. I, 1–5). Если же все учение Его есть учение от Бога (Ин. 7:17) и, как учение божественное, безусловно, истинно (Ин. 14:6; 1:9; 8:12), и непреложно (Мф. 5: 18; 2Кор. 1:19-20); то таковы, конечно, по своему характеру и в частности, преподанные Им истины веры, имеющей спасать людей (Ин. 3:36; Мк. 16:16; Гал. 1:8).
Истина веры, следовательно, только та может быть признана несомненной и непререкаемой истиной или догматом, которая была преподана Самим Иисусом Христом и проповедана Его апостолами; то же, что своим происхождением не восходит ко Христу, не есть догмат.
Святитель Василий Великий говоря об источнике догматов, пишет: «из догматов и проповедей, сохраненных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от Апостольского Предания, прияли мы в тайне, и те и другие имеют одинаковую силу для благочестия[2]» . В Священном Писании, следовательно, и в Апостольском Предании нужно искать догматы веры; здесь только они возможны и чего здесь нет, то не может быть догматом[3].
Греческое слово παράδοσις [пара́досис], которое обыкновенно переводят как «предание», означает, – «то, что передано, традиция, доктрина, учение» и «teaching… transmitted as a recived doctrine» — «учение… передаваемое как воспринятая из прошлого доктрина». Ничего общего с русским словом «предание» — «легенда, рассказ» это не имеет. Речь идет о традиции вероучения, а не о передаваемых из поколения в поколение историях, даже не о житиях святых или рассказах о чудесах. Основное значение слова «предание», его смысл как богословского термина, по мнению греческих Отцов, — догматические и этические доктрины, переданные от апостолов. Слово «предание» иногда применялось к лжеучениям еретиков, но крайне редко. Чаще в языке Отцов оно используется специально как антоним еретическим учениям.
Поэтому анафема VII Вселенского Собора — Εἴ τις πᾶσαν παράδοσιν ἐκκλησιαστικὴν ἔγγραφον ἢ ἄγραφον ἀθετεῖ, ἀνάθεμα ἔστω («Если кто отвергает всякое предание церковное, писаное или неписаное, да будет анафема») — отлучает только тех, кто не верует церковному вероучению и учению о нравственности, которые в Церкви по определению неизменны, не растут и не уменьшаются со дня Пятидесятницы. Не следует считать, что предания (в смысле легенды, истории, рассказы о чудесах) так же непогрешимы и ограждены <угрозой> отлучения. Им ограждены только положения православного вероучения[4].
«Древнейшим и первоначальным способом распространения Божественного Откровения является Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Свое Божественное учение и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову», — говорится в Пространном катехизисе святителя Филарета. Поскольку Священное Предание по своему содержанию полностью соответствует содержанию апостольской проповеди, и, следовательно, представляет собой богооткровенное учение, то оно называется также Апостольским.
Также Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви[5] учит:
17. Что мы называем Священным Преданием?
Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды.
(Прим. – Под «учением веры», следует понимать в том числе и догматическое учение Церкви.)
18. Где хранится Священное Предание?
Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием, по устроению Божию преемственно и в единстве, составляют Церковь, которая и есть хранительница Священного Предания, или по изречению апостола Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).
Святитель Ириней Лионский пишет: «Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В неё, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили всё, что принадлежит истине. Каждый желающий может пить из неё воду жизни, она есть дверь жизни» (Против ересей, кн. 3, гл. 4).
19. Что мы называем Священным Писанием?
Священным Писанием называются книги, написанные Святым Духом через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называют Библией. (Прим. – Здесь катехизис кратко учит о том, что следует понимать под богодохновенностью или богооткровенностью Св. Писания. Понятие это, также следует отнести и к Св. Апостольскому Преданию)
22. Для чего дано Священное Писание?
Священное Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как если бы мы сами с ними жили и их слышали, несмотря на то, что священные книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени.
23. Следует ли придерживаться Священного Предания, если есть Священное Писание?
Мы должны соблюдать Священное Предание, согласное с Божественным откровением и Священным Писанием, как учит этому само Священное Писание. Апостол Павел пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес 2:15).
24. Как в наше время пользоваться Священным Преданием?
Священное Предание нужно и в наши дни для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления.
Апостолы Христовы передали божественные догматы письменно (Священное Писание) и устно (Священное Предание). Устный способ не уменьшает авторитета и обязательности учения, переданного так. «Нужно держаться и предания, ибо не все может быть заимствовано из Божественного Писания. По сему святые апостолы одно предали в писаниях, а другое в преданиях» (свт. Епифаний Кипрский. Об Апостоликах). Не все положения православной веры представлены в Библии в широко развернутом виде (например, учение о молитве за умерших или приснодевстве Богоматери, более того – сам состав книг Священного Писания утверждался на основе Предания), тем не менее, они очень важны, и получают свой авторитет и утверждение от Священного Предания, происходящего от Господа Иисуса Христа и апостолов. Последующие Вселенские и Поместные Соборы только объясняли более пространно то, что передано от начала.
По словам епископа Иоанна (Соколова), «Священное Предание имеет ту особенную важность, что в своем непрерывном преемстве, сохраняя неизменные основания веры и всего церковного управления, оно способствует сохранению единства Православной Кафолической Церкви. Его непрерывность, и неизменность делает то, что Православная Церковь во все времена и во всех местах сохраняет то же чистое исповедание веры, те же правильные священнодействия, те же основные законы своего благоустройства, то же священноначалие, какие получила в самом начале своего устроения на земле[6]».
В святоотеческой и богословской литературе под Священным Преданием или Преданием Церкви, не всегда подразумевается одно и тоже. Рассмотрим пять условных вариантов краткого определения Священного Предания:
1) (в узком значении) это та часть апостольской проповеди, спасительных знаний, переданных Церкви, которые не зафиксированы в текстах канонических Книг Нового Завета;
2) (в более широком значении) вся апостольская проповедь, весь спасительный апостольский опыт вообще, переданные Церкви, в том числе и записанное в Св. Писании;
3) способ сохранения и распространения Божественного Откровения данного Церкви, Церковью же раскрываемое и точно изъясняемое;
4) (в самом широком значении) совокупность всех спасительных знаний, всего спасительного опыта Церкви;
5) (ошибочное!) вся совокупность теоретически полезной и спасительной информации, накопленной во всех православных источниках.
Определение Предания Церкви в пункте 3, на наш взгляд, наиболее точно отражает понятие и суть Священного Предания.
Пункт 2 также можно назвать верным. Пункт 1 является допустимым для определения Предания, однако неполным.
Пункт 4, хоть и является формально верным, однако под таким определением можно понимать не только боговдохновенное учение пророков и апостолов, не только апостольское учение, которое было раскрываемо на протяжении истории святыми отцами и Соборами, их нравственные, догматические и дисциплинарные постановления для частных Церквей и всех христиан, но и всю совокупность накопленных за два тысячелетия полезных знаний духовных, нравственных, исторических, всю святоотеческую и экзегетическую литературу, труды христиан не прославленных в лике святых, некоторые труды и верные богословские мысли христиан-еретиков осужденных Церковью (например Тертуллиана или Оригена), жития святых, богослужебные тексты… Все перечисленное может отражать и раскрывать Священное Предание, а может, напротив, не иметь никакого отношения к апостольскому учению, хотя и быть полезным и назидательным для христиан. Такое широкое определение Предания не может иметь общеобязательности для принятия его всеми верующими, т.е. не иметь непреложной истинности, приличествующей богооткровенному учению Апостольского Предания.
Пункт 5 никак нельзя отнести к верному пониманию Священного Предания, так как помимо действительного Предания Церкви, а также Соборов, святоотеческих и богословских трудов, которые верно его разъясняют, в христианских источниках может быть много ошибочного, искаженного, написанного непонятно кем и непонятно с какими намерениями, например: подложные, искаженные святоотеческие тексты и жития святых, также и «предания» выдаваемые за исторические факт церковной истории, ложные чудеса и пророчества.
Таким образом важно различать Священное Предание (с большой буквы!) – пункты 1, 2 и главное 3, от предания (с маленькой!) – пункт 4, понимаемого, как вообще вся совокупность накопленной полезной и спасительной информации в православной литературе.
От Священного Предания следует отличать предания человеческие (см. Мф.15:1-20; Мк.7:1-23). Тем более нельзя предпочитать последние первому. Отвергающий всякое Предание церковное, писаное или неписаное, а также «соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая[7]», подлежит отлучению от Церкви.
Как определить является ли Предание апостольским?
Истинно-апостольским признается то Предание, которое не противоречит и согласуется со Священным Писанием и другими несомненными апостольскими Преданиями, и, кроме того, восходит исторически к временам апостольским и существовало в Церквях, основанных апостолами. Если не сохранилось древнейших источников, которые могли бы засвидетельствовать апостольское происхождение какого-либо Предания, то достаточным основанием для признания считается свидетельство отцов и учителей Церкви III, IV, V веков, если все или многие из них считали некое Предание апостольским; в особенности же то, чего держится вся Кафолическая Церковь.
Предание представляет собой непрерывную последовательность не только идей, но и опыта духовной жизни. Господь Иисус Христос не только передал апостолам Свое учение, не только показал им пример Своей жизни и сообщил опыт жизни в Боге. Он также повелел им принять благодать Святого Духа (Деян.1:8). В силу этого, важным аспектом Предания является также невидимое и действенное сообщение благодати, которая единственно открывает путь к разумению Божественной истины.
В Предании различается три уровня передаваемого:
а) передача божественного учения и тех исторических памятников, в которых оно заключено;
б) передача опыта духовной жизни, сообщаемого личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;
в) передача благодатного освящения, преимущественно через церковные таинства.
Святитель Филарет Московский писал, что истинное и святое Предание – это не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения, это передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом[8].
По материалам: https://azbyka.ru/predanie-svyashhennoe
[1]Свт. Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия. Том I. § 4.
[2]De Spirit. sanct. сар. 27. in Patr. сurs. compl. Т. XXII. соl. 188 et 189.
[3]Там же. (Свт. Сильвестр) Том I. § 5. б) Богооткровенность.
[4] Петр Пашков. Старший научный редактор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», переводчик. Преподаватель ПСТГУ (Истфак, богословский факультет).
[5] Официальный вероучительный документ РПЦ. Составитель свят. Филарет Московский.
[6] Еп. Иоанн Соколов. Опыт курса церковного законоведения.
[7] 10‑й анафематизм Недели Православия.
[8] Цит. по: Флоровский Георгия, прот. "Пути русского богословия". Париж, 1939, с. 178.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481965