В четверг пятой седмицы Великого поста на утрени в Валаамском монастыре вновь читался канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской (отчего все богослужение получило название «Стояние Марии Египетской»).
В четверг пятой седмицы Великого поста на утрени в Валаамском монастыре вновь читался канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской (отчего все богослужение получило название «Стояние Марии Египетской»).
Великий покаянный канон святого Андрея Критского читается на протяжении Великого поста дважды. Первый раз игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий возглавил чтение канона на первой седмице поста, в первые четыре дня. Второй раз он читался вечером в среду пятой седмицы Великого Поста.
Великий канон читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1300 лет и поныне воспринимается верующими с той же душевной теплотой и умилением, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем.
Покаянное чувство, заключенное в словах канона прп. Андрея Критского, глубокое и искреннее. Единая мысль объединяет все девять его песней: «Согрешил больше всех человек, един я согрешил Тебе, Господи, но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». Благоутробен значит милостив и милосерд. Не просто добросердечен, но так, как мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим жалеет ребенка и любит его. Так любит нас и Бог.
Смысл покаяния – в стремлении к духовному преображению, в очищении человека от грехов, в возобновлении чистоты, утерянной в содеянных после Крещения грехах: «Покаяние есть возобновление Крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести» (прп. Иоанн Лествичник, Лествица, 5:1).
Вместе с Великим каноном святого Андрея Критского на службе целиком прочитывается житие преподобной Марии Египетской и предлагается всем нам как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.
Два великих святых – преподобный Андрей Критский и преподобная Мария Египетская – часто изображаются на иконах рядом. Они никогда не виделись при жизни, да и жизнь у них была совершенно разная.
Святой Андрей от юности возлюбил безмолвие и молитву. Он воспитывался в одном из самых строгих монастырей Палестины. Там усердно подвизаясь, достигнув высот духовного совершенства, инок Андрей уже помышлял остаток своих дней провести в любимом им монастыре, но Промыслом Божиим был поставлен епископом острова Крит.
И уже в преклонных годах, украшенный многими духовными дарованиями, совершив многие чудеса, он написал главный труд своей жизни – Великий покаянный канон. Для всех поколений христиан это произведение останется учебником, азбукой покаяния. Канон этот нельзя пересказать, его надо читать. Читать не спеша и со вниманием. И тогда откроется душе, что написан он именно про неё.
Совсем другая жизнь была у преподобной Марии Египетской: ещё в юности она избрала жизнь блудницы. Мы узнаем из её жития, что перелом в жизни Марии наступил тогда, когда невидимая сила не пустила нечистую блудницу войти в храм Божий, куда Мария шла, влекомая любопытством. Осознав всю глубину своей греховности, она обратилась с молитвой к Божией Матери – нашей Благой Ходатаице за род человеческий пред Её Сыном и Богом. Искреннее покаяние грешницы было принято Господом: Божия Матерь указала Марии спасительный путь.
Кто-нибудь, услышав историю её жизни за богослужением, скажет: «Ну вот, столько лет грешила, а потом покаялась… Можно и нам ещё погрешить, потом тоже покаемся…». Нет, грешница Мария тогда еще не знала Истину - её жизнь представлялась ей правильной. Когда же Истина открылась ей, Мария без колебания отвергла грех.
Чему нас учит Великий покаянный канон святого Андрея Критского?
Мы, современные люди, совершая грех - всегда поступаем против совести. Тот, кто сознательно грешит в надежде на последующее покаяние, лукавит перед Богом. Бога обмануть нельзя. Не дастся покаяние такому человеку.
Что же общего между святым Андреем Критским и святой Марией Египетской? Почему Церковь соединила их в одном особенном богослужении пятой седмицы Великого поста? Один – праведник от юности, другая – покаявшаяся грешница.
Оба они – великие учители покаяния, и пример обоих говорит нам о том, что покаяние необходимо всем. Нет никого, кто бы в нём не нуждался. Прожил ли ты всю жизнь в Валаамском монастыре или провёл её в непрестанном грехе, всё равно ты нуждаешься в покаянии.
Христос заповедал апостолам: «Проповедуйте всем народам покаяние, ибо приблизилось Царство Небесное». И Господь этим хотел сказать, что в силе покаяния содержится сила Царствия Небесного так, как в закваске содержится будущий хлеб или в одном зерне содержится целое растение. Так покаяние – есть начало Царствия Небесного. Вспомним Послание св. апостола Павла к евреям: «Те, кто покаялись, почувствовали силу Царствия Небесного, силу будущего века. Но как только они обратились к греху, они потеряли эту силу, и надо было снова возрождать покаяние».
И ещё одну великую истину открывают нам эти святые: пусть никто не отчаивается во спасении. Бог внимает и праведнику и грешнику, и Он ищет, именно ищет, желание исправиться в самом ожесточенном сердце, ждёт и с радостью принимает покаяние самого последнего грешника.
Авторы: трудами братии Валаамского монастыря