Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри

«Простите, но тут есть одна неточность, на картине на двери снаружи нет ручки». Художник отвечает: «Все правильно, потому что дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри».
10.05.2018 протоиерей Евгений Попиченко  9 358

Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки – это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».
Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки – это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».
Каждое воскресенье наша Церковь задает определенный тон, которым мы должны жить в течение недели, чтобы прислушиваться, увидеть себя в той истории, которая дает наименование седмицы. Сейчас мы входим в Неделю о самаряныне. В этот воскресный день по всему лицу земли православные христиане слышат историю о совершенно удивительной женщине. И нам важно глубоко вдуматься, вглядеться в этот образ, чтобы постараться многому у него научиться. Ведь у Господа есть очень сильное желание, чтобы все спаслись и пришли к познанию Истины. Он хочет, чтобы все люди, которые приходят в этот мир, нашли путь к Нему. И эта самарянка обрела дорогу благодаря тому, что у нее были определенные внутренние качества, которым и нам обязательно нужно поучиться.

Как говорит Евангелие, Господь, притомившись, присел около колодца, что было недалеко от самарийского города Сихарь. В самый разгар жары к колодцу пришла женщина с водоносами, чтобы почерпнуть воду. Господь обращается к ней: «Дай Мне пить!» Чем поверг ее в замешательство. Во-первых, на востоке положение у женщин немного другое, чем положение у мужчин, и мужчины так просто к незнакомой женщине не обращаются. Кроме того, она понимала, что у колодца находится иудей – по одежде, по внешнему виду. Что смутило ее еще больше. Она говорит Ему: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются».

Самый трудный подвиг в жизни – это постоянство: «Зачем нужна православная пресса?»
Самый трудный подвиг в жизни – это постоянство: «Зачем нужна православная пресса?»
И действительно, правоверные иудеи, когда шествовали к Иерусалиму для поклонения святыне, совершали многокилометровый крюк, чтобы не общаться с самарянами и обходить эту область стороной. Общение с этими людьми они почитали опасным для своего духовного здоровья. Так бывает и в нашей жизни – если человек чем-то инфицирован, то он распространяет заразу вокруг себя. Самаряне «болели» язычеством: когда-то они узнали об истинном Боге, потом отвлеклись и перемешали системные понятия веры с язычеством. Ведь в одном сосуде не может быть и горькая, и сладкая вода, и если в чистую воду попадает яд, вся вода становится смертельно опасной. Ведь как мы с вами сейчас живем? По статистике, 72% населения нашей страны считают себя православными, то есть являются крещеными. И в то же самое время 64% из них верят в астрологические прогнозы и знаки зодиака. То есть в сознании людей умещается одновременно и православные понятия, вера в Святую Троицу, и вера во всевозможные приметы и прогнозы, что является, по слову Священного Писания «мерзостью перед Богом».

И вот самарянка эта понимает, что это не совместимо, она удивляется.

А Господь ей говорит: Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе живую воду.

Она еще больше задумалась и говорит: Господин, тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Господь говорит: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Самарянка удивительная женщина, потому что Господь говорил ей о вещах, о которых Он даже со своими учениками не разговаривал.

– Господин! Дай мне этой воды, – говорит эта женщина, – чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

И тогда Господь просит: Пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

И от того, как самарянка на этот вопрос ответила, зависел весь ход этой встречи.

Она говорит: У меня нет мужа.

Господь говорит: Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Передать красоту Божьего мира словами невозможно
Передать красоту Божьего мира словами невозможно
Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки – это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Ведь самарянка по-разному могла ответить, например, что живет в гражданском браке, что у нее есть мужчина, потому что женщине без мужчины тяжело. В то время - это вообще было немыслимо: как женщина могла быть без мужа, позор! Но она честно говорит Богу, открывая правду о себе: у меня нет мужа.

Отсутствие лукавства! Вот та сердцевина, которую Господь ищет в наших сердцах. Потому что мы все время из себя пытаемся что-то строить. Во-первых, наше лукавство выражается в том, что мы из себя постоянно кого-то изображаем. На современном языке это называется имидж, своеобразная маска. На работе у нас одна маска, дома – другая, с друзьями – третья. В храм пришли – лик очень благочестивый, правильный. Из храма вышли, и вернулись в свою прежнюю колею. Это очень интересный вопрос: в какой из этих ролей я являюсь самим собой? Где я настоящий? В каком образе я целостный? Господь говорит: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», посмотрите на детей, будьте как дети. Не в смысле слабоумные, а подражайте их простоте, отсутствию лукавства. Будьте цельными!

Во время посещения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря отец Евгений побеседовал с насельниками обители об очень важном и интересном вопросе, особенно актуальном в Петров пост: в чем различие исповеди на приходе от исповеди в стенах монастыря?

Но есть еще лукавство более страшное, чем та показуха, которую мы из себя изображаем, когда мы пытаемся пыль в глаза пустить, что мы из себя что-то значим, нечто немаловажное. Как один поэт сказал: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». Когда звучит Херувимская песнь, священник читает тайную молитву, в которой есть слова: «и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя».

Один из основных плодов поездки – духовное прозрение
Один из основных плодов поездки – духовное прозрение
То есть человек может обманывать самого себя, он может себе лгать. Бывают в жизни всякие искушения, но наша совесть, наша душа - это тот маячок, который все время фиксирует, что это – к Богу, правильно; а это – против Бога, это неправильно. И когда совесть болит, душа не на месте, она начинает мучиться. Она сигнализирует: что-то в жизни не так. Но есть такое слово, вернее три слова, когда «уж замуж невтерпеж». И тогда такое желание сильное, человек хочет, несмотря ни на что.

Уж замуж невтерпеж

– Дочка, посмотри, ведь он уже три раза женат, и в два раза старше тебя!

– Мама, я люблю. Это любовь с первого взгляда! Я все преодолею, все смогу.

– Дочка, подумай, потерпи!

Нет, ей хочется, мама ей не авторитет. Что делает дочка? Она едет, ищет старца, чтобы старец благословил это ее желание. Один говорит: «Ты что, дочка, так не надо». Неправильный ответ ее не устраивает, и она идет к следующему старцу! И вот так до тех пор, пока не найдет!

– Батюшка, благословите!

– Делай, как хочешь!

И вот она достигает исполнения своей воли, своего хотения. Полгода проходит, естественно, ничего не выстраивается. А в душе кровавый след – душа же болела, сигнализировала, что нужно послушать совесть, маму, духовника. А ей уж замуж невтерпеж!

Хочет быть трудником

Бывают ситуации иного плана. Приехал человек на корабле на остров, поселился и говорит, что хочет быть трудником. Его приняли, назначили послушание. Проходит два месяца, он звонит уже из Крыма и говорит, что несет послушание в Инкермане. Через три месяца звонит из Пскова, что там сейчас послушается, потом из Владимирской области. Оказывается, так он искал монастырь по душе. Так хочется найти монастырь по своей душе, духовника по своей воле, обстоятельства жизни по своему хотению. Но проблема в том, что ты же себя всегда с собой носишь. И где бы ты ни оказался, ты всегда оказываешься сам с собой. А обстоятельства всегда одинаковые, одинаковые люди, страсти одинаковые. Но дерево, которое пересаживается часто, не дает плода! Оно корнями не углубляется. Поэтому наш народ давно заметил, что молитва, терпение и труд все перетрут. Нужно углубляться внутрь, вгрызаться, терпеть, молиться и трудиться. Обманывать себя, лукавить перед собой – это самое страшное.

И вот Господь, увидев в сердце самарянки ее простоту, начинает ей открывать тайны. Но прежде она задает вопрос, понимая, что Он знает ее жизнь:

– Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Господь говорит: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Бог ищет себе тех, кто будет служить Ему в духе и истине, Бог ищет для Себя жертвенник, на котором Ему будут приносить угодные жертвы. Где это место? Это место - наше сердце.

Стою у дверей и стучу

Светоч мира («Се, стою у двери и стучу»). Уильям Холман Хант, 1854
Светоч мира («Се, стою у двери и стучу»). Уильям Холман Хант, 1854
– Стою у дверей, и стучу, –говорит Господь. – Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Господь стучится в двери сердца каждого человека, движение должно быть не только от Бога к нам, но от нас к Богу. Иоанн Креститель говорил: «Приготовьте путь Господу, прямым сделайте стези Ему». Господь грядет, но мы должны для Него приготовить путь к нашему сердцу. На этот стих Священного Писания один из художников (Светоч мира. Уильям Холман Хант, 1854) нарисовал такую картину: хижина, внутри семья сидит, горит очаг, снаружи стоит странник – Господь, и стучится в дверь этой семьи. На выставке эта картина многим понравилась, но критики – народ дотошный. Говорят: «Простите, но тут есть одна неточность, на картине на двери снаружи нет ручки». Художник отвечает: «Все правильно, потому что дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри».

Изнутри наше сердце для Бога открывается. Бог не взламывает наши сердца, Он стоит и ждет. А для того, чтобы открыть Ему дверь, надо выключить телевизор, потому что он шумит и из-за него не слышно, кто стучит; нужно встать с дивана, дойти до двери и открыть для Бога дверь в нашу жизнь. А потом нужно сделать самое главное – удержать Бога в своем сердце. Это самое дорогое сокровище, которое самарянка получила в этой истории. Она говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Господь говорит: «Это Я, Который говорю с тобою».

Самая главная цель жизни – найти Христа, открыть Его для себя, узнать Его, возлюбить Его всем сердцем, держаться за Него как наш праотец Иаков. Вспомните, как Иаков боролся с Богом? И, кажется, что он боролся, сопротивлялся. Нет, была схватка, он Его схватил и не хотел отпускать. И когда уже утро наступало, Бог ему говорит: «Отпусти Меня», – потому что нельзя видеть Бога и остаться живым. Он говорит: «Пока не благословишь, не отпущу». Господь его благословил. Вот и нам с вами, дорогие мои, всю эту неделю надо пожить под этим евангельским чтением, еще раз прочесть, подумать, поразмышлять – а кто я в этой истории? А как я на месте самарянки поступил бы? А что у меня с лукавством? А какова моя вера?

Сейчас мы знаем имя этой самарянки, это святая мученица Фотиния. В Евангелие ее имя не было указано, но в церковном предании сказано, что она была ученицей Христовой и стала мученицей. И своих детей научила так верить во Христа и жить ради Него, что они также стали мучениками. Память святой мученицы Фотинии мы совершали совсем недавно, второго апреля.

И как самарянка держалась за Бога до конца своей жизни, и как Иаков крепко за Бога держался, так и нам с вами за Бога нужно крепко-крепко держаться. Не только узнать, не только принять Его в свою жизнь, но и держаться. Благословение Господне да пребывает со всеми вами! Христос Воскресе!

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481325

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 09:08
Ветер
4.9 м/с, ЮЮВ
Осадки
3.2 мм
Давление
750.7 мм рт. ст.
Влажность
95%