Несколько дней назад Церковь отмечала праздник Вознесения Господня. Этим событием закончилось домостроительство нашего спасения, осуществлённое на земле Сыном Божьим, Второй Ипостасью Святой Троицы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Несколько дней назад Церковь отмечала праздник Вознесения Господня. Этим событием закончилось домостроительство нашего спасения, осуществлённое на земле Сыном Божьим, Второй Ипостасью Святой Троицы. По традиции, в ближайший воскресный день после праздника Вознесения, Православная Церковь отдаёт дань памяти Отцам IВселенского Собора, проходившем в Никеи в 325 г. Ревностно исповедуя Божественное достоинство Сына Божьего, они защищали на соборе единосущие и равночестие Лиц Святой Троицы, Сына и Отца, от посягательств «лжеименного разума (1Тим.6:20)», подобно учению александрийского пресвитера Ария, который считал Сына Божьего творением, а не Творцом.
В Евангелие от Матфея есть следующая притча, рассказанная Спасителем: «Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Матф.13:27-31)». Глубокийсмысл этой притчи тесно перекликается с тем знаменательным событием, которое мы сегодня отмечаем. С начала своего рождения, Церковь незыблемо является сокровищницей божественной истины, хранительницей спасительных догматов и святоотеческого предания, подобно пшеницы, отделенных богоносными отцами от плевел ересей и лжеучений. Борьба с ересями собрала в духовной житнице нашей Церкви множество божественных откровений на все последующие поколения православных христиан, ищущих спасения своей души и единения с Богом. Ведь цель любой ереси одна и та же, через разнообразные ложные учения, исповедующие ложь истиной, посеянные врагом человека, - дьяволом, закрыть человеку путь к обожению и единению с Богом. Возможно, не каждому из нас близки и понятны такие богословские понятия, как обожение или единение с Богом. Но именно эта высшая цель человека, есть причина того, что Бог вочеловечился, облекся в наше естество, оставил нам Свою Церковь, Святые Таинства, в которых неизреченно соединяет каждого из нас с Самим Собой в обоих Своих естествах. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», - говорил Афанасий Великий, один из Отцов IВселенского Собора. Именно эта высшая цель, вызывает зависть и ненависть в дьяволе к роду человеческому, заставляя его все больше и больше находить способы обмана людей. Человек может обладать большим умом, обширными знаниями, но это еще не значит, что он обладает истиной. Настоящая истина рождается не от человеческого естества, ибо тогда истин было бы множество, как и людей. Это мы наблюдаем в современном мире, когда видим множество религиозных учений, политических партий, или просто, индивидуальных взглядов на жизнь через призму своей правды. Истина подобно жизни, рождению человека, появлению его на свет, может быть только одна. Этот смысл несут в себе Евангельские слова Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6)». Истина открывается человеку как дар, который своё начало имеет, как уже было сказано, не в человеческом естестве, ибо «рожденное от плоти есть плоть (Ин.3:6)», а имеет своим Дарителем Бога, являясь Его словом, Его энергией, светом, изгоняющим из человеческой души тьму неверия, лжи и обольщения греховными страстями. О ниспослании этого небесного Дара молиться Господь Своему Отцу в первосвященической молитве, которая читалась сегодня в Евангелие от Иоанна, говоря: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их (Ин.17:17-20)». И в другом месте, Спаситель раскрывает нам сущность Истины не только как некоего небесного знания, но и как божественную силу, даруемою нам от Лица Утешителя, Третьей Ипостаси Святой Троицы, участвующего после Сына в домостроительстве нашего спасения: «Я умолю Отца, и даст вам (вместо Меня, находящегося сейчас с вами) другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин.14:16-17)».
Апостол Иоанн Богослов в своих посланиях неоднократно, с огромным воодушевлением, произносит слово истина, выделяя его, как некий божественный дар, в котором заключено блаженство человека. «Я весьма обрадовался, - пишёт он в одном из своих посланий, - что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца (2Ин.1:4)». И в другом послании: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (3Ин.1:4)». Далее, он продолжает: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына (2Ин.1:8-10)».
В наше время, совсем не трудно узнать о том, какие последствия несут ереси, если они попадают в сокровищницу Церкви. Они, подобно вирусу, который, со временем, заражает не только Церковь, но своими последствиями распространяется и на всё общество в целом и на весь мир. Картина безнравственности и развращенности, которая царит на христианском Западе, в местах, где когда-то проповедовали святые апостолы, где проливали свою кровь за Христа мученики, где царило строгое христианское благочестие, стала нормой жизни, тем светом свободы, который навязывается миру как истинный смысл человеческого существования, в котором процветает похоть. Святые Отцы прекрасно понимали, что ересь - это болезнь ума, и если она станет критерием истины в человеке, то человек неизбежно потеряет Бога и Его благодать. Ибо, «какое согласие между Христом и Велиаром? - пишет апостол Павел, - или какое соучастие верного с неверным? (2Кор.6:15)». С потерей благодати в человеке, снова оживают греховные страсти, худшие прежних. Дьявол, через обман, снова становится хозяином душ, которые когда-то были омыты водами Крещения, и соединены были со Христом. Потеряв через ересь общение с Богом «в духе и истине (Ин.4:24)», человек уклоняется в ложь и в разврат и во всякое беззаконие, как видимое доказательство его отпадения от Бога. «Они заменили истину Божию ложью...- пишет апостол Павел в послании к Римлянам. - Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют (Рим.1:25-32)».
Значение Вселенских Соборов, их роль в жизни Церкви подобно значению великих военных сражений в судьбе народов, и целого мира. Исход этого сражения незамедлит отразиться на жизни людей, на их нравах, на их здоровье, как на душевном, так и на телесном.
Ровно через неделю, Церковь будет отмечать День Пятидесятницы, начало домостроительства нашего спасения Третьем Лицом Святой Троицы, - Святым Духом, ниспосланного на землю Сыном Божьим. Пришествие Духа Святого не будет связано еще с одним видимым вочеловечеванием Бога, это будет явление и сохранение в человеческих душах Евангельской Истины, которую принёс на землю Сын Божий, но не как книжное учение, а как существенное пребывание Его Самого в нас, с Отцом и Святым Духом, как предрекал Он в Ветхом Завете, через пророка Иеремию: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. (Иер.31:33-34)». Аминь.
С праздником!