В древнегреческом языке слово ересь (др.-греч. αἵρεσις) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями (Деян.5:17, 15:5, 26:5).
В Новозаветных апостольских посланиях понятие «ересь» приобретает иной смысловой оттенок. Оно начинает противопоставляться правильному вероучению, превращается в отрицание истины Божественного Откровения. Это уже не просто направление или течение мысли, но осознанное стремление исказить основы христианского вероучения.
Возникновение ересей предсказывал апостол Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет.2:1).
Апостол Павел помещает ересь в один разряд с грехом волшебства и идолослужения (Гал.5:20).
Раннехристианская Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно противопоставляя себя всем искажениям христианства. Именно поэтому за ней закрепился термин Православие (т.е. правоверие, правильное знание, суждение). Данный термин, начавший свое распространение со II-го века означает веру всей Церкви, в отличие от разных учений еретических сообществ, для обозначения которых использовалось слово гетеродоксия (т.е. другое, отличное от правильного учение, знание).
Православная Церковь, на основании заповеди Иисуса Христа (Мф. 18, 15-17) признает еретика равным язычнику и считает необходимым, в целях их вразумления и охранения верующих, отлучение еретиков от общения с Церковью.
Святитель Марк Эфесский подчёркивал, что «еретиком является и тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной веры[1]», а святитель Фотий Константинопольский вслед за святителем Василием Великим говорил, что пренебрежение и малым чем в вопросах вероучения может вести к полному пренебрежению к самой доктрине Церкви.
По мысли святителя Григория Богослова «ересь есть не что иное, как искажение веры, хранимой Церковью. Не имея для себя опоры в истине, ересь придумывает для оправдания свои начала, она цепляется за слова и, извращая их смысл, и в конце концов отвергает тем и слова Писания. Вместе с искажением веры ересь представляет из себя также расторжение союза любви, наследия тоже отеческого»[2].
Определение истины одно – учение Церкви, – пишет святитель Феофан Затворник. Кто, помимо учения Церкви, захочет основываться в познании истины на своих чувствах и опытах духовных, тот вступает на широкую дорогу самопрельщения и всяких уклонений от истины. Даже если б видение кто какое видел или глас какой слышал, но, коль скоро возвещаемое сим путем несогласно с учением Церкви... надо решительно отвергать то, следуя слову Апостола: «Аще Ангел с неба благовестит иное... то и ему анафема» (Гал. 1:8). Ибо то очевидно, что сей ангел – не с неба[3].
По слову святителя Игнатия Брянчанинова: «ересь – это страшный грех, заключающий в себе хулу на Святого Духа, совершенно отчуждает человека от Бога и предает во власть сатаны. К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым и по наружности кажется как бы не враждебным христианству, а в сущности вполне враждебно ему: оно – отречение от Христа»[4].
Не случайно преподобный Серафим Саровский передал через преданного ему Мантурова живущим вокруг Сарова старообрядцам, чтобы «они вернулись ко Христу». А эти люди были
аскеты и молитвенники по большей части не искажавшие ни Символ Веры в его сущности, ни другие догматы, но погрешившие против Церкви как Единого Тела Христова.
В Церковной истории известно немало случаев, когда «многие проводили самую строгую подвижническую жизнь, пребывая в ереси или расколе; когда же приняли Православие, подверглись различным слабостям. К какому это должно привести заключению? К такому, что в первом состоянии враг не ратовал против них, признавая их своими, а во втором – восстал против тех лютою войною, как против таких, которые явно объявили и исповедали себя противниками его[5]».
Обобщающим понятием о ереси, у святителя Игнатия, согласно с вышеприведимыми святыми, можно привести следующее:
Название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся
от учения Единой,Святой, Соборной,
Апостольской Церкви[6].
Преподобный Ефрем Сирин, как ряд других отцов,также считал,что грех против Духа Святаго, это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сей век ни в будущий, по слову Господню (Мф. 12, 32); потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто поможет им?[7]»
Суть еретических учений прекрасно выразил святитель Василий Великий. Вслед за подавляющим большинством святых отцов, он полагал, что к еретикам должны быть отнесены отчужденные от Православия в самой вере, искажающие один или несколько догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви Священное Предание и установление. «…Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся», – говорит святитель о мнении св. отцов в своем 1-ом каноническом правиле.
Выдающийся византийский комментатор канонического права Иоанн Зонара так итолковывает это правило (первое) свт. Василия: «еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались».
Один из самых авторитетнейших православных канонистов священноисповедник Никодим (Милаш) отмечал, что ересь как «учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лицо считать еретиком, – достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик».
«Необходимо принадлежать к Церкви для спасения», – пишет дореволюционный догматист протоиерей Николай Малиновский, учебник по догматическому богословию, которого, считался основным в Русских духовных школах вплоть до 1945 года, — отсюда понятно, что все отступники от Церкви сами себя лишают надежды на спасение. Аще кто преслушает Церковь, буди тебе яко же язычник и мытарь, учил Спаситель (Мф.18:17). Апостолы называют тех, которые проповедуют противное Церкви учение и тем отсекают себя от Церкви (Гал.1– 9), учителями лживыми, иже вносят ереси погибели…, приводяще себе скору погибель (2Пет 2, 1), прельстителями, им же мрак тьмы во веки блюдется (Иуд 13), людьми самоосужденными (Тит.3:11). Тем более не могут иметь надежды на спасение те, которые совершенно отверглись от христианства, сделались язычниками, попрали Сына Божия, скверну возомнили кровь заветную еюже освятились, и укорили Духа благодати (Евр.10:29)[8].
В древней Церкви богооткровенные истины считались догматами, имеющими общеобязательную силу, как после, так и до определения их Вселенскими Соборами; равным образом ересь считалась ересью и до осуждения ее Церковью. Что это так, особенно видно из анафематствования Церковью еретиков, умерших раньше соборных определений тех или других догматов, которые искажались ими, ибо, по слову Спасителя, неверуяй уже осужден есть (Ин.3:18; ср. Тит.3:11), напр., осуждение на V-м Вселенском Соборе (553 г.) Феодора Мопсуетского (ум. 429 г.) за то, что «не хранил и не проповедал правых догматов веры», прямее, – за то учение, за которое подвергся анафеме на III-м Вселенском Соборе (431 г.) ученик Федора еретик Несторий[9].
Еретиком Церковь называет не всякого заблуждающегося, но лишь того, кто сознательно противится церковному учению, т.е. упорно настаивает на своем ошибочном мнении, – коснеет в заблуждении относительно догматов веры. Основатели ересей именуются ересиархами.
Доктор церковной истории, преподаватель канонического права прот. Владислав Цыпин, говорит:
— Слово «проклятие» является русским аналогом греческого слова «анафема» (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.
— Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?
— Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение[10].
Священноисповедник Никодим (Милаш): «Решая религиозные вопросы и определяя, во что должно веровать, Церковь не издает новых догматов, а лишь свидетельствует об откровенной истине и неизменном Предании главных поместных Церквей и в определенной форме, согласно потребностям времени, выражает истину, о которой возник спор и которую некоторые начали уже ошибочно понимать и ошибочно проповедовать. Нормою в таких действиях служило и служит для Церкви Св. Писание, с одной стороны, а с другой вопрос – веровали ли в известную истину везде, всегда и все.»[11] Так было при издании догматических определений по поводу споров о какой-нибудь религиозной истине, не раскрытой еще и не разъясненной; относительно же истин, определенных отцами церкви на Вселенских соборах, нормою служит 7 право III Вселенского собора, который предает анафеме всякого, кто дерзнет в чем либо повредить установленные догматы.[12]
Святитель Феофан Затворник объясняет, что однажды вынесенные Церковью суждения о ересях подвергают отлучению каждого, кто склоняется к ним до сего дня: «Для вновь появляющихся еретиков, которые мудрствуют подобно древним проклятым, нет нужды собирать новые Соборы для проклятия их и отлучения от Церкви. Они сами подходят под сию готовую уже клятву, и новой не требуется».
В своих толкованиях на апостола Павла (к Галатам) святитель Феофан Затворник пишет: «смысл анафемы тот, что подвергшийся ей извергается из Церкви и, становясь вне ее, не только лишается благодати ее, но и подвергается всем безблагодатиям, кои вне ее. Он — Божий отверженник, подгневный Ему».
«Произнося анафему, Церковь указывает еретикам на опасность их положения и неминуемую гибель в случае упорства в заблуждении. Анафема есть последний предостерегающий глас Церкви к заблуждающимся» — учит святитель Иннокентий Херсонский.
Таким образом Церковь предостерегает верных от опасности уклонения в ту или иную ересь и строгостью осуждения лишает обоснования всякую несерьезность в этих важнейших вопросах.
Как и всякий грех вообще, смертный грех уклонения в ересь омывается покаянием. В этом отношении он не сильно отличается от прочих грехов. Зато в другом отношении он имеет принципиальное отличие.
Тот, кто впал в ересь, не желает прислушаться к голосу Церкви и отказаться от заблуждения, выражает тем самым, что исповедует какую-то особую веру, отличную от той веры, какую должны исповедовать члены Вселенской Церкви и каковая служит залогом их духовного единства.
Получается, что анафематствуя такого преступника, Церковь, по сути, всего лишь констатирует, что своим нежеланием исповедовать общую всем православным веру, он сам себя отлучает (отлучил).
Святые отцы считали, что еретики являются своего рода идолопоклонниками, ведь они верят в какого-то особого, созданного в их сознании бога, или в какую-то особую, созданную в их воображении истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Которого верит Вселенская Церковь.
Для отцов VII-го Вселенского Собора (как и святых отцов предыдущих ВС), собранного против иконоборцев и проходившего под председательством святителя Тарасия, нахождение еретиков вне тела Церкви было самоочевидной истиной:
Иоанн, боголюбезнейший местоблюститель апостольского престола на востоке, сказал: «ересь отделяет от Церкви всякого человека».
Святой собор сказал: «это очевидно»[13].
О том же учит и Первое правило VI Вселенского Собора, Трулльского (иначе Пято-Шестого): «Если же кто-либо из всех не придерживается и не приемлет названных выше догматов благочестия [утвержденных на предыдущих ВС], не так мыслит и проповедует, но покушается идти против них, тому да будет анафема, по определению, уже прежде вынесенному упомянутыми выше святыми и блаженными отцами, и да будет исключен и извергнут из списка христиан как чуждый».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной[14] еретиков и раскольников называет убийцами христианских душ, которые своими лжеучениями и отделением от законной Церкви обрекают на вечную погибель не только себя, но и всех кого им удастся совратить в ересь или отделить от тела Церкви в свой раскол:
О шестой заповеди
Вопрос 63. Какая шестая заповедь?
Ответ. «Не убий» (Исх. 20, 13).
Вопрос 64. Какой смысл сей заповеди?
Ответ. Сия заповедь учит, чтобы ни один человек, боящийся Бога, не совершал убийства, не только телесного, но и душевного. Те, кои убивают тело, отнимают временную жизнь; но убивающие душу, лишают ее жизни вечной. Сии последние убийцы более ужасны. Таковы суть – раскольники, лжеучители [т.е. еретики] и худые Христиане, которые подают собою пример распутной жизни, т.е. служат соблазном; а о сих Писание говорит: «иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей» (Мф. 18, 6). Убийство совершается не только самым делом, но и советом, помощию, побуждением, согласием.
Преподобный Викентий Лиринский замечает о еретиках следующее, что они «умышляя составит ересь под чужим именем, всегда почти стараются найти молоизвестное сочинение какого-нибудь древнего мужа, по неясности своей как будто благоприятствующее их учению и выставляют на ветер память такого святого мужа, как будто прах какой, и что надлежало погребсти молчанием, о том разглашают чрез неумирающую никогда молву. Тем самым они в точности подражают зачинщику своему Хаму[15].
Духовные причины уклонения в ересь и плоды ереси
Святые отцы свидетельствуют, что духовными причинами отпадения христианина в ересь являются: гордость, плотское мудрование, развращённая воля, самоугодие, самонадеянность, своеволие, непослушание, отсутствие смирения и любви.
Человек упорно придерживающийся еретических мнений или уходящий в раскол, как правило имеет глубокие духовные и нравственные повреждения, которые могут быть, как причиной его уклонения в ересь, так их следствием — «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Часто такой человек находится в явной или тонкой-скрытой глубокой прелести, хотя при этом внешне может выглядеть очень даже смиренномудрым и любвеобильным.
Святые отцы пишут, что плод впадения в ересь есть омрачение разума, ожесточение сердца, лишение смирения, Божией благодати, духовная смерть. Ересь отлучает от Бога, от Церкви, лишает спасения.
Искажение в догматике неизбежно ведет к серьезным искажениям в духовной жизни. Такое искажение богопреданного учения Церкви есть тяжкий-смертный грех перед Богом, нарушение первой Его заповеди.
Преподобный Исидор Пелусиот рассуждая о причинах уклонения верных в ереси, пишет: «Ереси, как думаю, порождены двумя с трудом преодолеваемыми страстями: или любоначалием, или предубеждением. Одни, не желая быть в числе подчиненных, а другие, после предзанятых [ранее усвоенных] ими понятий, не соглашаясь учиться, посеяли семена нового учения, не желая оставаться при том, что утверждено[16]».
Святитель Игнатий Брянчанинов в своих «Аскетических опытах» много писал о причинах и последствиях уклонения в еретические лжеучения: «Ересь — плод гордыни, этой причины падения падших ангелов. И последствия падения ею очень схожи с последствиями падения отверженных духов: она омрачает разум, ожесточает сердце, на самое тело разливает яд свой, вводит в душу вечную смерть. Она не способна к смирению. Она соделывает человека вполне чуждым Бога. Она – смертный грех. Как плод гордыни, ересь держит в железных цепях своего пленника, и редкий пленник исторгается из цепей ее. Упорство в ереси есть свойство еретика[17]».
Поскольку изобретателем и вдохновителем всех ересей является дьявол в симфонии с развращенным человеческим мудрованием, святитель Игнатий отмечает, что «лжеучение не останавливается ни перед каким вымыслом, ни перед каким обманом, чтобы сочинениям своим придать вид истины, и тем легче отравить ими душу[18]».
А преподобный Ефрем Сирин прямо называет еретиков служителями демонов: «Уклоняющиеся от истинной веры следуют заблуждениям других и делаются добровольными проповедниками учения демонов».
Преподобный авва Агафон также свидетельствует, что еретики вступают в тесный союз с дьяволом: «Ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший[19]»
Святитель Иоанн Златоуст в своем слове о лжеучителях, сказанном в ожидании близкой смерти, отмечает, что «и пророки, и сам Господь, и блаженные апостолы вполне справедливо называли их [еретиков] волками, и не только волками, но и заразой, и нечестивыми, и противниками, врагами, коварными, хулителями, лицемерами, ворами, разбойниками, гнусными, лжепророками и лжеучителями, вождями слепыми, бродягами, злыми, антихристами, соблазном, сынами лукавого, плевелами, безбожными, духоборцами, хулителями Духа благодати, коим не отпустится ни в этом веке, ни в будущем. «И через них путь истины будет в поношении» (2Пет. 2, 2). В довершение всего они – дети лукавого дьявола, как говорит Богослов: «дети диавола» (1Ин. 3, 10)».
«Враги и недоброжелатели Церкви, т.е. еретики, в каждом поколении предавались гибели, по слову Господа, сказанному Им: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15:13), – что и сбылось. И именно Он сам первый сделал это и показал пример, а после Его вознесения на небеса блаженные апостолы, по Его примеру, вели борьбу с противниками Церкви. После же них и учители Церкви, и святые соборы, бывавшие по временам, утверждая их Божественное учение, всех упорствующих в ересях искореняли и предавали гибели, по написанному: «Ты погубишь говорящих ложь» (Пс.5:7). Так, все они и погибли за беззакония их. В самом деле, где теперь те, которые некогда ратовали против Церкви, – цари, властители и мудрецы? Они рассеяны, истреблены, от них не осталось и следа[20]».
Святитель Афанасий Великий в своем толковании на 7 стих 108 псалма (Внегда судитися ему, да изыдет осужден), пишет, что молитва еретиков неугодна Богу и что они молятся несуществующему богу – богу, искаженному в их еретическом понимании, а не Тому, в которого нас учит верить Кафолическая Церковь, и обитающий в ней Дух Святой. Святитель пишет: «т.е на будущем суде не будет иметь ни одного слова в оправдание.И молитва его да будет в грех. Для иных и самая молитва бывает в грех. Таковы язычники, которые молятся идолам, или твари; таковы и иудеи, которые приносят молитву Богу не чрез Иисуса Христа, и еретики, которые молятся несущему Богу».
Святитель Августин учил, что еретики и раскольники не имеют любви и чтов расколе иссякает любовь, а в человеке, лишенном любви, Дух Святой обитать не может[21].
А святитель Епифаний Кипрский пишет, что еретики из сладострастия губили и губят себя и доверяющих им[22].
Как еретики толкуют Священное Писание?
Отличительной чертой еретиков является произвольное прочтение Писания и Предания, когда при формальном сохранении буквы, еретичествующий богослов привносит от себя свои собственные смыслы — яд, который делает такую теологию душепагубной. Таким образом, различие между православным богословом и лжеучителем есть различие между раскрытием данного в Откровении учения и попытками «дополнить» его собственными домыслами.
Святитель Григорий Палама по этому поводу пишет так:«Мы изъясняем (διασαϕοῦμεν) пророческие, апостольские и отеческие изречения но [делаем это] для пользы наших собеседников и славы вещавшего через пророков, апостолов и отцов Духа. Берутся толковать (διερμηνεύειν) их и [являющиеся] время от времени вожди злокозненных ересей, но они вещания Духа используют против Духа, во вред тем, кто им доверяется, и во отвержение истины благочестия.
<…>
Уста коварных и зловерных полны смертоносного яда, который, смешиваясь со словами жизни [вечной], делает и их губительными для неосторожного слушателя.
Итак, будем избегать не приемлющих отеческих толкований (ἐξηγήσεις), но пытающихся от себя привнести противоположное им, от лицемерно изображающих почтение к словам по букве, но отталкивающих благочестивый их смысл, и избегать их более, чем иной бежит от змеи. Ведь та своим укусом губит [одно только] тело, отделяя его от бессмертной души, [да и то — лишь] на время. Но [еретики], вцепившись зубами в саму душу, отрывают ее от Бога, а в этом — смерть вечная для бессмертной души.
Итак, будем избегать их всеми силами и прибегать к тем, кто учит благочестиво и спасительно, в согласии с отеческими преданиями[24]».
Также и святитель Иоанн Златоуст обличает нечестивые толкования лжеучителей: «Еретики, перетолковывая Писания на свою голову и изыскивая всегда доводы против своего спасения, не чувствуют, как они толкают сами себя в пропасть погибели…[25]»
«Они, как я сказал, перетолковывая Писания, остальное пропускают, а ищут, не найдется ли где-нибудь основания, по-видимому несколько содействующего их болезни. Не говори мне, что причиной этому Писание; не Писание причиной, но их неразумие, подобно тому, как и мед сладок, однако ж больной считает его горьким, но это не меду упрек, а жалоба на болезнь. Так и сумасшедшие не видят предметов, но это не вина предметов видимых, а извращенное суждение сумасшедшего[26]».
Ученик и защитник святителя Иоанна Златоуста, преподобный Исидор Пелусиот предупреждает дерзающих самостоятельно толковать Писание: «Извращающие Божественные Писания и толкующие их по собственному своему произволу грешат непростительно. Они не смогут оправдаться обольщением и заблуждением, потому что пали по злонамеренности, а не по простоте. Они не укроются от спокойного и кроткого Ока, вопреки которому осмелились учить, потеряв разум от развращения[27]».
«И суемудрие еретиков, — говорится в "Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере[28]", — принимает Божественное Писание, только превратно изъясняет его, пользуясь иносказательными и подобнозначущими выражениями и ухищрениями мудрости человеческой, сливая то, чего нельзя сливать, и играя младенчески такими предметами, кои не подлежат шуткам. Иначе, если бы всякий ежедневно стал изъяснять Писание по-своему, то Кафолическая Церковь не пребыла бы, по благодати Христовой, доныне такой Церковью, которая, будучи единомысленна в вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, но разделилась бы на бесчисленные части, подверглась бы ересям, а вместе с тем перестала бы быть Церковью Святою, столпом и утверждением истины, но соделалась бы церковью лукавнующих (еретиков)».
О несостоятельности и даже пагубности автономного (самостоятельного, вне Предания) изучения Писания свидетельствуют многие отцы Церкви: «Только в Церкви, — говорит Климент Александрийский, — хранится истинное ведение; кто толкует Писание вопреки церковному преданию, тот потерял правило истины[29]»; «кто не в Церкви, — замечает святитель Иларий Пиктавийский, — тот вовсе не может разуметь Божественного Слова ... Нет еретика, который не ссылался бы на Священное Писание, но, ссылаясь на него, еретики в действительности извращают и хулят его».
Об этом же говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, обращая внимание на то, что и диавол беседовал со Христом от Писания: «Надо заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас. Так, диавол старался искусить и Господа Спасителя как простого человека, когда... говорил: “Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею”»[30].
Преподобный Иоанн Лествичник, автор "Лествицы духовной", говорит об особых "толкующих" бесах "помогающих" обученным внешним наукам в разъяснении Божественного Писания, уводящем по сути в богоборство: «Глубоко море Писания и не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в одежде, и касаться Богословия страстному", "Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных, и еще более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать, богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований[31]».
Апостольское учение о Церкви, как единственном истинном и непогрешимом руководителе в истолковании Священного Писания, находим у святого Викентия Леринского. На вполне реформаторский вопрос: «Если писаное Божие слово свято, совершенно и вполне понятно при сличении одних мест с другими, то какова нужда добавлять к сему еще и авторитет церковного понимания Священного Писания?» — святитель Викентий Леринский отвечает[32]:
«Эта нужда состоит в том, что Священное Писание, по причине самой его высоты, не все понимают в одном и том же смысле: один толкует его слова так, другой иначе, так что из него, как видится, можно извлечь почти столько смыслов, сколько имеется людей. По-своему объясняет Священное Писание Новациан, по-своему Савеллий, по-своему Донат, Арий, Евномий, Македоний, по-своему Фотин, Аполлинарий, Прискиллиан, Иовиниан, Пелагий, Целестин, по-своему, наконец, Несторий. Оттого-то — при таком множестве разного рода заблуждений — безусловно необходимо управлять ходом истолкования пророческих и апостольских писаний, согласуясь с нормой их церковного и вселенского понимания[33]».
Священное Писание о ересях и еретиках
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7:15).
Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Петр. 2, 1-3).
Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына (2Ин. 1:9).
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 19-21).
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10-11).
Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте… (Деян. 20, 29-31).
Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 6-9).
Один Бог, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5).
Дела плоти известны; они суть: …идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия,
(соблазны,) ереси, ненависть… бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (Гал. 5, 19-22)
По материалам:
https://blagolyub.livejournal.com
[1] Амвросий (Погодин), архим. 1994. С.333.
[2] Ссылка из работа иером. Мефодий (Зинковский). Преподобный Викентий Лиринский о Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С.31-32.
[3] Свт. Феофан З. Рукописи из кельи Письма. «Бредни белогорячечного» и о спиритах». Письма к N. N.
[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе. СПб., 1997. С.21
[5] Св. Игнатий Там же. С.33.
[6] Там же. Свт. Игнатий Б. Агиографические и апологетические сочинения. Понятие о ереси и расколе.
[7] Преп. Ефрем Сирин Т. 3, стр. 111
[8] Прот. Николай М. Очерк православного догматического богословия. Введение. §5
[9] Там же Глава Том 2. Раздел II. О церкви, как посреднице освящения человека. § 129. Необходимость принадлежать к церкви для спасения.
[10] https://pravoslavie.ru/60279.html
[11] Ср. приведенное нами из Vincentii Lirinensis Commonitorium (Викентий Лиринский) в 8 прим. 21 §.
[12] Православное церковное право. Отдел III. Церковное управление
Глава 1. § 103. Охранение христианского учения
[13] (23Собор VII. Деяния. Продолжение первого деяния. Казань. 1909, т. 7, . 47)
[14] Это «Исповедание» в форме катехизиса (Символическая книга), составленное свят. Петром Могилой, было принято и исправлено на Поместных Соборах Киевском (1640 г.) и Ясском (1643 г.) Последний собор впоследствии получил всеобщее признание в Церкви: одобрен всеми четырьмя восточными Патриархами, и Русской Церковью. В дальнейшем, высокий авторитет «Православного исповедания», дважды подтверждался соборами имеющими общеправославный авторитет: Иерусалимском (1672 г.) и Константинопольским (1691 г.), таким образом данный документ принят и одобрен всей полнотой Православной Церкви и является общеобязательным для верующих.
[15] Преподобный Викентий Лиринский о Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С.31-32.
[16] Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Раздел – Ересь.
[17] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова / [Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижев]. - М. : Паломникъ, 2001-. / Т. 4: Аскетическая проповедь. - 2002. - 783 с. / Понятие о ереси и расколе. 447-472 с.
[18] Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7
[19] Отечник св. Игнатия; Достопамятные сказания. С. 253. № 21.
[20] И. Златоуст. Слово о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего.
[21] Цитата взята из книги свящ. Г. Максимова «Вне Церкви нет спасения». 5-ый раздел.
[22] Панарий, глава 25, против Николаитов
[23] https://vk.com/aletheia?w=wall-184478279_103714
[24] Источник: Γρηγόριος Παλαμάς, ἅγ. Ὁμιλία 44 (Омилия 44): Εἰς τὴν σεπτὴν μεταμόρφωσιν τοῦ Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ· ἐν ῃ παράστασις ὅτι τὸ κατ᾿ αὐτὴν φῶς ἄκτιστόν ἐστιν. 1-2 // Ἅπαντα τά Ἔργα. Θεσσαλονίκη, 1985. T. 10. Σ. 354-358
[25] Похвалы святым. Беседа о священномученике Фоке и против еретиков, и на 141 псалом: «голосом моим к Господу воззвал…»
[26] Там же.
[27] Исидор Пелусиот, святой. Творения. М., 1860. Ч. 2. С. 39.
[28] Или же «Исповедание православной веры Восточной Церкви». Догматический документ — одна из двух так называемых общеправославных Символических книг. Послание составлено патр. Иерусалимским Досифеем и утверждено на нескольких всеправославных соборах (Иерусалимском 1672, Константинопольских 1721,1723) с участием Патриархов всех Восточных Православных Церквей. В Русской Церкви текст утвержден двумя Патриархами (в конце XVII и нач. XVIII века) и дважды – Святейшим Синодом (1723 и при митр. Филарете). Таким образом данный текст принят всею полнотой Церкви и имеет статус официального вероучительного документа Православной Церкви.
[29] 1 Strom. 7
[30] Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Десять собеседований отцов, 1.20
[31] Лествица, 26-151
[32] Большинство цитат в этом разделе взяты из https://blagolyub.livejournal.com/
[33] Викентий Лиринский, св. († ок. 450 г.). Рассуждение о вере... (434 г.) / Чельцов И.В. Собрание символов и вероизложений Православной Церкви от времен апостольских до наших дней // Христианское чтение. 1869. № 5. С. 152-160; № 6. С. 161-176; № 10. С. 177-184.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 458762