

Настоятелем же аж с 1984-го года и по сей день является архимандрит Иероним (Карпов), с трудами и усилиями которого во многом связано духовное возрождение города и его окрестностей. Не рассказать о нём хоть коротко я попросту не могу — его роль в моей собственной жизни невозможно переоценить.
С юности батюшка Иероним, которого до пострига звали Борисом, избрал богоугодную жизнь, не обращая внимания на то, что в те годы (а родился он в 1934-м году) это было чрезвычайно опасно. В селе Песочном Ярославской области жил он вместе со своей семьей. Ближайший Дом Божий находился в семи километрах от них, в Дюдьково, где также была похоронена бабушка Бориса. Чтобы скрыть свои походы в Храм, мальчик делал вид, что посещает лишь могилку бабушки. Несмотря на меры предосторожности, сердце Бориной мамы было «не на месте» — она работала учительницей, и в случае раскрытия их общей тайны, её не только бы уволили, но могли расправиться со всей семьёй безо всякого сожаления...
С поступлением в Семинарию в 1956-м году у Бориса начался совершенно новый период жизни. Но сперва пришлось пережить и некоторые потрясения. Дело в том, что по действовавшим в ту пору законам руководство Семинарии обязано было сообщать «совковому» уполномоченному по делам религий обо всех поступивших на учёбу. Тот же передавал эти сведения в места, откуда студенты были родом — для оказания давления на их родителей. Не обошла эта участь стороной и семью Бориса.
Сначала власти пытались подкупить родителей: сотрудники «комсомола» сулили Борису «тёплое» местечко в хорошем (по их мнению) ВУЗе, а также путёвки в санаторий в обмен на то, чтобы семья молодого человека удержала его от учёбы в Семинарии. Когда подкуп не подействовал, решено было действовать посредством угроз: мать Бориса стали публично клеймить позором (опять-таки — позором в их понимании), что она, будучи учителем, не «уберегла» собственного сына от «постыдной участи». Для этого было устроено собрание местных жителей в сельском клубе.
Чуть позже вся семья перебралась в Дубну, т.к. старший брат Бориса после окончания учёбы был направлен туда для работы в Институте атомных исследований. Борин папа, Илья Иванович Карпов, также устроился туда на работу в качестве бухгалтера. Но и сюда поступила информация о Борисе. Начальство Ильи Ивановича также незамедлительно устроило собрание, на котором потребовало от него публичного отречения от собственного младшего сына... Единственным человеком, который заступился за «обвиняемого», стал академик Боголюбов, который воззвал к совести «судей»:
— Что же, вы хотите, чтобы он, как Иван Грозный, убил сына?!
В итоге дело кончилось выговором для Ильи Ивановича и запретом выезда за границу в командировку для Бориного брата (до этого предполагалась его поездка в Польшу). Но главное, что от семьи, наконец, отстали. И весьма примечательно, что заступился за них человек со столь говорящей фамилией — да воспомянет его Господь и подаст ему Свою Милость...
Учёба в Семинарии стала для будущего батюшки Иеронима самым светлым периодом его юности. На первом курсе он познакомился с архимандритом Никодимом (Ротовым), который в тот момент был выпускником и начинал служение в родной для молодого Бориса Ярославской Епархии. К 1960-му году состоялось рукоположение архимандрита Никодима во епископа Подольского с последующим переводом на Ярославскую Кафедру, а в 1961-м году, когда молодой Борис закончил Семинарию, владыка Никодим лично совершил монашеский постриг и последующее рукоположение Бориса. Новым небесным покровителем молодого человека стал святой блаженный Иероним Стридонский, а сам постриг состоялся 11-го июля. На следующий день, когда Святая Церковь чтит память святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, монах Иероним был рукоположен во иеродиакона. Но самой удивительной стала дата рукоположения отца Иеронима во священники — иеромонахом он стал 30-го июля (17-го по старому стилю), аккурат в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, в день перенесения его святых мощей. Именно в Звенигороде будет проходить наибольшая и значительнейшая часть служения батюшки...
Но случится это гораздо позже. А сначала батюшка Иероним был назначен настоятелем Благовещенского Храма в Ярославле. Однако вскоре, поразмыслив, владыка Никодим сказал:
— У меня монахи должны быть образованные.
Так отец Иероним получил благословение пройти дополнительно и курс обучения в Академии в дополнение к уже завершённому семинарскому курсу. Занял этот процесс четыре года, после которых решено было закончить и Аспирантуру при Московской Духовной Академии. Из трёх лет обучения два года прошли заочно, т.к. батюшку в это время перевели в Олонецкую Епархию для служения в Петрозаводском Крестовоздвиженском Соборе — владыка Никодим, ставший к тому времени митрополитом Ленинградским и Ладожским, временным управляющим Олонецкой Епархией, назначил батюшку Иеронима местным благочинным. Позже довелось ему послужить Господу и в Коврове, а затем и в селе Коростынь, в городах Боровичи и Валдай.
После возобновления монашеской жизни в обители приснопамятный патриарх Алексий II-й, бывший в то время на Первосвятительской Кафедре Русской Церкви, насколько мне известно, желал видеть батюшку в сане епископа, с местом служения в Москве, но отец Иероним по своему смирению, считая себя недостойным этого, попросил не рукополагать его и позволить служить в Успенском Соборе на Городке, который находится примерно в километре от монастыря. Его просьба была удовлетворена — так батюшка в сане архимандрита и начал своё служение в этом удивительном Храме Божьем, ставшим впоследствии значиться как подворье Саввино-Сторожевского монастыря.
— Сынок, ты чего тут встал? Это моё место!
Так отцу Иерониму напомнили о добродетелях смирения и кротости, и урок этот запомнился на всю жизнь — зная любовь батюшки ко всем людям, я уверен, что та добрая старушка, несмотря на поступок, который не стоит повторять, тем не менее обеспечила себе пожизненное поминовение на Божественной Литургии и сугубую молитву батюшки как о своей благодетельнице. С этого урока смирения и началось знакомство отца Иеронима со своим новым приходом, каждого человека в котором он навсегда вместил в своё доброе любящее сердце и хранит в нём, служа в Храме на Городке уже 38 лет.[1]
Но не только Успенский Собор обязан возобновлением богослужебной жизни отцу Иерониму. Рядом (тоже на Городке) при нём был возведён небольшой Богоявленский Храм, где Литургия совершается по субботам. Он же помогал в восстановлении Храма святого благоверного великого князя Александра Невского, в сёлах Колюбакино и Троицкое, осуществлял закладку Троицкого Храма в соседнем селе Ершово. При этом батюшка опекал Дом престарелых на Верхнем посаде, и являлся духовником Государственной Академии Славянской Культуры. Усилиями отца Иеронима почти с самого начала его служения была устроена Воскресная школа, ставшая настоящим вторым домом для всей молодёжи прихода — говорю это как человек, своими глазами видевший радостные, светлые лица её воспитанников. Таких прекрасных, таких удивительных людей, как на приходе Городка, о которых я и говорить-то недостоин, я не видел больше нигде и никогда! Говорю это, положа руку на сердце!
Выбор был очевиден, и молодому человеку было предложено подумать о том, чтобы самому стать священником. На радость всем своим будущим духовным чадам, Тарас согласился. Вскоре после одобрения патриархом Алексием была назначена дата хиротонии. Сам я слышал, что отец Иероним просто позвонил ему, и после описания своей просьбы и рассказе о кандидате, получил самый добродушный и краткий ответ:
— Благословляется!
10-го сентября 1995-го года тогдашний архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) рукоположил Тараса во диаконы. Так Тарас стал отцом Тарасием. Но в диаконском сане он пробыл не слишком долго, и 16 декабря того же года епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым) молодой диакон был рукоположен во священники. Занятно, что небесный покровитель отца Тарасия — это святитель Тарасий Константинопольский, который сам был избран со стороны для столь высокого служения, будучи ещё простым и скромным мирянином. Во всём этом очевидным образом усматривается Перст Божий и Его Святой Промысел.[2]
Впоследствии батюшка Тарасий закончил Московскую Духовную Семинарию (в 2003-м году), а в 2010-м был возведён в сан протоиерея. К 2012-му закончил и академический курс. Но для меня он важен совсем не по этой причине. Отец Тарасий с детства запомнился мне как один из светлейших людей, что я знал. От него всегда словно исходит спокойствие. Бывало: стоишь в ожидании своей очереди на Исповедь, нервничаешь, переживаешь. Думаешь: «Ну как я буду сейчас грехи свои называть? Ох, стыдобища!.. Ведь так „накосячил“!» Но, как только подойдёшь, — всё! Волнение и страх как рукой сняло. И куда только они делись? Если нужно было спросить какого-то духовного совета, то всегда его можно было получить. Спокойно, взвешенно, обоснованно. Так двое батюшек неизменно дополняли в своём служении друг друга, и лично для меня они в памяти практически неотделимы.
Славное это место — Городок... Сколько воспоминаний всего в одном слове! С ранней юности ходили мы сюда гулять с матерью и бабушкой Таней — вдохнуть аромат леса, пройтись по древнему рукотворному насыпному валу среди сосен, испить жарким летом студёной водицы из двух источников, бьющих из земных недр по двум сторонам горы, а зимой покататься на санках и ледянках с горок неподалёку...
Тихое сие и уединённое место располагает к размышлению и молитве до сих пор, ненавязчиво помогая задуматься о своём месте в Божественном Плане мироздания. Несмотря на то, что на службах бывали мы в детстве очень и очень редко, всё же именно Успенский Собор на Городке стал для меня главным символом Звенигорода. И именно через этот Храм (и даже просто через прогулки возле него!) заложил Господь в то моё детское сердце внутреннюю тягу к чему-то ещё неведомому мне и непонятному, к чему-то пока неосознанному, что мне уже нравилось, но пока не открывалось, не было явным и даже было вовсе неизвестным — к монашеству...
Но что говорить о духовном — даже просто историческое значение Успенского Собора и всего Городка было мне тогда почти вовсе неведомо. Слишком уж юн я был тогда. Конечно, я слышал, что Храму сему уже более шестисот лет, что построен он был благодаря усердию звенигородского князя Юрия Димитриевича, сына святого благоверного великого князя Димитрия Донского [3] и духовного чада преподобного Саввы Сторожевского. Что к росписям Собора приложил свою мастерскую руку сам преподобный Андрей Рублёв — величайший иконописец Церкви Русской [4]. Но всё это воспринималось мной в те годы ещё не вполне ясно, поверхностно и просто как должное. Осознание великого значения Городка в моей жизни пришло гораздо позднее — на тот момент час ещё не настал...
Продолжение следует...
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 501090