«Всем хорошо известно особое состояние, которое человек переживает, посещая Святую гору Афон. В России таким местом является Валаам. Это место, где небо соединяется с землей, где красота физического и тварного мира как бы являет красоту мира Божественного настолько, насколько это возможно в ограниченных условиях физического бытия».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
10 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, у самого большого скита Валаама – скита во имя Всех святых был установлен крест, который является точной копией креста, установленного в 1897 году русскими паломниками в Греции на Афоне.
Возведение креста на Валааме было произведено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла православным братством «Сыны Афона», созданного по инициативе афонского монашества для окормления паломников из России.
Неудивительно, что и крест, воздвигнутый на ладожских скалах, является копией того самого исторического восьмиконечного железного афонского креста, который был установлен на самой вершине Афона – на высоте 2033 метра над уровнем моря. В 1897 году доставить крест на такую высоту было тяжело, но русские паломники сделали это. Выполнен крест из обычного металла. К его поперечной жерди прикреплены два символа истязаний Иисуса Христа — копьё, которым римский воин проткнул бок Господа, и трость с губкой, подобной той, что мучители Сына Божьего окунали в уксус и прикладывали к устам претерпевающего нечеловеческие страдания Христа.
– Крест на вершине Святой Горы уже давно стал одним из главных символом Афона, и потому установка точной копии такого креста на Северном Афоне – Валааме станет ещё одним символом духовной преемственности и единства Православной Византии и Святой Руси, – подчеркнул архимандрит Дорофей (Вечканов), наставник братства, настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в поселке Горки-8.
– Этот крест воздвигается на Северном Афоне – Валааме в благодарность за те молитвы, духовные подвиги и то драгоценное духовное наследие, оставленное русскими подвижниками Святой Горы Афон для будущих поколений Святой Руси и в целом для всего Православного Мира, – продолжает разговор Александр Тузенко, председатель братства "Сыны Афона".
Монашество на Руси испокон веков связано с афонским монашеством. Это подтверждается тем, что учредитель пустынножития преподобный Антоний Киево-Печерский принял постриг в русском монастыре на Святой Горе и был направлен игуменом на Русь. А с XIX века Валаам по сходству устройства внутренней жизни, устава, природных условий, идеально отвечавших духу аскетизма, называли “верным снимком афонских монастырей”.
Писатель Б.К. Зайцев, который бывал на Афоне, приезжая в Валаамский монастырь, во многом видел здесь черты Святой горы, а игумена Дамаскина он называл Афанасием Великим (прим. ред.: имеется в виду прп. Афанасий Афонский, игумен Великой лавры).
Косвенным свидетельством близости Святой горы Афон и Валаамской обители является сходство природных условий, располагающих к подвижнической жизни. Вот что сказано об этом в «Описании Валаамского монастыря и подвижников его» (СПб, 1864): «Отделенный от материка широкою пучиною вод, не имеющий вблизи себя мирских обитателей, Валаам не видит сует мира и своим обитателям открывает полную возможность всегда зреть пред очами Господа. Видно место это, столь скудное удобствами материальной жизни, Творец, все приспособлявший к созданию и искуплению человека, искони назначил для созерцательно-духовной жизни иноков, которые ради Царствия Небесного, оставляют добровольно все земные радости, мужественно решаются сносить всякие нужды и ничего не искать в жизни своей, кроме соединения с Господом».
Рассказывает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий:
– Первый раз я был на Афоне в 1992 году. Еще старец Паисий был жив. К сожалению, тогда я не смог его увидеть. А с другими старцами встречался. Много раз уже встречался и с отцом Ефремом. С 1993 года я возглавляю Валаамскую обитель. Исторически, как известно, Валаам, который называют Северным Афоном, и Святая Гора Афон связаны неразрывно.
Афонские монахи не прочь поделиться, рассказать нашим монашествующим об опыте подвижничества на Афоне. Они переживают за нас душой, молятся за Русскую Православную Церковь, за русское монашество.
В России Афон стал широко известен и желанен, стал таким, каким мы его знаем в XIX веке, после "Писем Святогорца". До этого он такой популярностью в России действительно не пользовался. Для многих известным и притягательным Афон стал именно после того, как образованная Россия познакомилась с внутренней жизнью Афона, о которой прекрасно рассказал Святогорец. А сакральное восприятие Святой Горы в России возникло на много веков раньше.
Кстати, и документы, подтверждающие тесные связи Руси с Афоном в первые века второго тысячелетия сохранились. Я своими глазами видел на Афоне древний акт того времени, где стоит подпись русского игумена.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472923