Преподобный Петр Афонский - первый насельник святой Афонской горы был основателем пустыннической безмолвной жизни на Афоне, другой великий святой прп. Афанасий Афонский стал основателем общежительной монашеской жизни. Как мы знаем из их жития, они получили особые обетования от Божией Матери, которая обещала даровать свой покров и заботу о монахах, живущих на святой горе Афон, только бы они все свои силы отдавали духовным подвигам и непрестанной молитве, а не занимали свой ум суетой и житейскими попечениями.
Многие современные святогорцы опытно пережили особую заботу и чудесную помощь Божией Матери в своей жизни. Жизнь в монастырях и скитах Афона устроена так, что большая часть времени посвящается Богослужению и келейной молитве. Чтобы иметь необходимое для жизни, монахи трудятся на различных послушаниях, а те, кто живут в скитах занимаются рукоделием: пишут иконы, делают ладан, четки и другое, но главной движущей силой их жизни является любовь ко Господу и Богородице, именно поэтому на устах и в сердце монахов святогорцев непрестанная краткая молитва: «Пресвятая Богородица спаси мя! Господи Иисусе Христе помилуй мя!».
За тысячелетнюю историю Афона здесь процвели все виды монашеского жительства: пустынножительство, скитское житие, общежитие, странничество. Просиял великий сонм преподобных отцов, исихасты святители, Христа ради юродивые, пещерники, преподобномученики. На протяжении тысячелетний истории монашеской жизни Святой горы, прослеживается прямая связь России и Афона. Прп. Антоний Печерский, прп. Арсений Коневский, прп. Нил Сорский, прп. Паисий Величковский переняли духовной опыт монашеского делания и созерцания, принесли афонский устав и умное делание в Россию. И в настоящее время это духовное родство и преемство сохранилось.
Игумен нашего монастыря епископ Панкратий - один из первых русских игуменов после долго застоя стал налаживать духовную связь с монастырями и старцами Афона. Таким образом и наш монастырь через игумена сблизился с опытом Афонских старцев, большая часть которых были учениками преподобного старца Иосифа Исихаста.
Всему миру известны современные подвижники Афона - это прп. Паисий Святогорец, прп. Иосиф Исихаст, прп. Силуан Афонский и Тихон Русский и многие другие. Лучшая проповедь - это не красивые слова ученых богословов, а подвиги и святость этих старцев, их молитвы и слезы о всем мире. Кроме этого мы имеем духовное наследие - это письменные труды, книги с поучением старцев Паисия, Силуана, Иосифа. Во времена оскудения духовных наставников они дают нам обильно напитаться, насытится духовной пищей. И ныне еще живут на Афоне известные добродетельные старцы и сокровенные от людей подвижники, знакомые лишь не многим. И по их молитвам стоит еще Святая Гора и мир.
Но не будем забывать о главном, о спасении своей души, о призвании нашем к святости, к обожению. И в нашем монастыре есть все потребное для этого. Не стоит убегать нам на Афон в поисках лучшей жизни, а подвизаться там, куда нас привел промысел БОЖИЙ - это Северный Афон - Валаам, а для гостей обители — это тот приход и храм где они живут и молятся Богу. Афон нам надо искать не во вне, но внутри себя, в своем в сердце. Не спроста, печорский старец архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил братьям своей обители, которые хотели поехать на Святую землю или на Афон: «Будет тебе Иерусалим будет и Афон, не выходи из кельи вон».
И Господь в сегодняшнем евангельском чтении говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Гора Афон в духовном понимании есть образ христианского совершенства, обожения, святости, на эту гору призван взойти всякий христианин, а особенно монахи. Те, кто распяли плоть свою со «страстьми похотьми». Не будем братья и сестры жить мечтами и искать счастье вне себя в красотах этого мира, в путешествиях по святым местам, в приобретении различных вещей и богатств. Счастье сокрыто в нас самих - это сокровище и жемчужина Царствие Божие как сказал сам Господь наш Иисус Христос, внутрь вас есть. Вход в это Царство небесное находится в сердце человека, и чтобы в него войти, необходимо нам пройти сквозь тесные врата, умереть для этого мира, для греховной плотоугодной жизни, оставить наслаждения чувственными удовольствиями и взыскать красоты умной, красоты небесной Иисуса Христа.
Послушаем как пишет об этом прп. Исаак Сирин: «Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля. Потщись войти во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную, потому что та и другая — одно и то же, и входя в одну, видишь обе. Лествица оного Царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей. В себе самом погрузись от греха, и найдешь там восхождения, по которым в состоянии будешь восходить».
Постараемся же по нашим силам, чем бы мы не занимались, какое послушание бы не несли в церкви монахи или мирские, все время хранить в своем уме от парения и суетных помыслов, займем свой ум Памятью Божией, и молитвой Иисусовой. И если мы будем с вами стараться трудится с усердием и настойчивостью в трезвении, молитве Иисусовой, тогда и нам Господь по милости и любви Своей дарует войти еще в этой жизни в Царствие Божие. Аминь!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 468394