

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Воскресе!
В одном из своих посланий апостол Павел обращается к христианам из Эфеса со следующими словами: «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф.6:16). Подчеркивая тем самым, что настоящая вера для христианина – это не только исповедование и сохранение традиций или обычаев церковных, а прежде всего его орудие борьбы с лукавыми духами. «Потому что наша брань, – пишет апостол Павел, не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).
Именно в этой невидимой для чувственных глаз духовной борьбе христианина разворачивается весь потенциал и вся сила нашей православной веры. Где награда тому, кто победит в этой мысленной схватке с невидимым врагом, будет познание и единение с воскресшим Христом, Которого так жаждал увидеть и дотронуться до Него апостол Фома в сегодняшнем Евангельском эпизоде.
В отличие от нас апостол Фома знал Христа в течение земного отрезка Его жизни и любил, поэтому по-человечески он был душевно раздавлен случившимся унижением Учителя, Его страданиями и последующей за этим смертью Мессии. Он был не в состоянии найти в себе внутренние силы поверить тем, кто говорил ему о том, что Христос Воскрес, чтобы этой верой преобразить в радость о Воскресении Христа всю свою внутреннюю боль и переживания о происшедшем. Ему нужно было нечто большее на тот момент.
В своём сознании и дерзновенном желании он пытался развернуть время вспять, чтобы так же, как и при земной жизни Христа, видеть и ощущать Его живое присутствие, в том числе и телесным прикосновением. «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25).
Но, несмотря на всю резонность и понимание его поступка, Христос ему замечает: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Нам трудно поверить в то, что эти слова Христа истолковываются не в переносном смысле, а понимаются так же ясно, как и читаются. Трудно представить себе, что блажен не тот, кто видит Воскресшего Христа перед собой чувственным зрением, а тот, кто не видит, но верит, что Господь перед ним и в нём самом. Как об этом сказано в Деяниях Апостолов: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27).
Если нам спросить самих себя: что значит для нас быть верующим христианином? Скорее всего, ответов на этот счёт будет достаточно много: это и наше участие в Таинствах, это и наше покаяние, это исполнение заповедей, знание догматов, чтение духовных книг, молитвы и всё то, что мы исполняем и исповедуем в нашей повседневной церковной жизни. Но в итоге, всё сказанное будет лишь поверхностным пониманием того, что называется настоящей верой. Странно прозвучит, но, к сожалению, перечисленные нами действия мы можем совершать и без веры, о которой говорил Христос апостолу Фоме. Вопросом наличия веры у людей задаётся и Сам Христос в Евангелии: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). Может поэтому, из-за отсутствия истинной веры мы и не ощущаем в себе обещанного Христом блаженства для верующих?
В своём духовном поиске зачастую мы повторяем ошибку апостола Фомы, с той лишь разницей, что он, в отличие от нас, в сегодняшнем Евангелие жаждал увидеть лишь Христа. Ведь подобно ему в Богопознании мы опираемся на общечеловеческие способности – на логику и внешние чувства, которой пользуемся в повседневной нашей жизни, называя это нашей верой. И расстраиваемся, когда эти способности или наша логика не приносят ожидаемого результата.
Порой нас удивляет тот факт, что неверующие или нецерковные люди находятся в лучшем расположении духа, больше довольны жизнью, чем мы. Сколько разочарований, ропота на Бога и людей, сколько недовольства, осуждений, встречается среди воцерковлённых людей! Некоторые считают, что их жизнь после воцерковления стала менее радостной, потеряла полноту, стала серой, унылой и неинтересной. Это происходит потому, что наша вера включена в процесс нашего болезненного мышления, работая вперемешку с нашими страстными помыслами и желаниями. Вместо того, чтобы управлять ими, она им подчиняется: нашему эгоизму, нашей прелести, мечтаниям. В результате, мы ощущаем внутренний крах, вместо радости и мира в душе.
Яркий пример этому Евангельский эпизод разговора Спасителя с Самарянкой у колодца. «Всякий, пьющий воду сию, – говоритХристос,
– возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин.4:13-15). Господь говорит Самарянке о благодатной вере, источником которой являются не наши знания, не наш интеллект, не материальный мир, а Сам Он. Такая вера способна заменить все внутренние потребности человеческой души. Самарянка же в ответ размышляет о некой сказочной воде, которая решит её проблемы с физической жаждой и трудом, связанным с добыванием воды. Даже считая себя религиозной, она не способна в своей вере уйти от мысленной власти земных пристрастий и стереотипов, которые порабощают её душу служению лишь телесным потребностям и решению земных проблем. На что Христу приходится в конце разговора прямо говорить о том, что считается верой в Бога: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24). В этих словах Христа указаны две составляющие блаженной веры: дух и истина. И обе эти составляющие относятся к высшей разумной части человеческой души, в основании которой лежит отправная точка всех человеческих мыслей и последующих слов и действий.
Духовная задача истинной веры – вернуть человека в самопознании к этой внутренней основе, которая предшествует любой мысленной его деятельности, тем более страстной. Чтобы в состоянии внутреннего молчания и покоя, символом которого являлась священная суббота у иудеев, человек смог прикоснуться своим умным чувством к Божественному и вечному, оставляя позади всё материальное и временное. «Итак, не ищите, – говорит Господь, – что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк.12:29-31). Если наша вера не стремится к этой цели, если она не расчищает себе дорогу во внутренние завесы нашей души, вопреки нашей житейской суете и логике, стереотипам, привязанностям, сомнениям и страхам, то в этом мысленном и эмоциональном водовороте она, подобно Божественному семени из Евангельской притчи, расхищается мысленными птицами – демонами, оскудевает, заглушается и, в конце концов гибнет.
Если бы мы научились в мысленной войне с демонами строго держаться веры Евангельским заповедям и относились бы к ним не столько в житейском или философском ключе, а считали бы их «красными линиями», выход за которые делает нас легкой мишенью для врага, другими словами, если бы мы не ставили свою правду и интеллект выше истины Христовой, то радость и блаженство заполнили бы все черные дыры нашей души.
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4;4), – призывает апостол Павел. И эти слова не означают конец духовного пути христианина, а наоборот, это колея, по которой идёт весь его душевный состав через доверие Христу среди мысленных ловушек демона, сохраняя позитивный внутренний настрой в борьбе со страстями и демонами. «Но для многих, – говорит преподобный Порфирий, – религия – это борьба, беспокойство и стресс. Поэтому многих «религиозных» людей считают людьми несчастными, потому что видят, в каком плачевном состоянии они находятся. И это действительно так.
Прежде всего по любви к самому себе, к своей душе, чтобы всегда быть в мирном душевном расположении и стремлении ко Христу, а не в угодничестве демонам злобой и страхами, не в угодничестве своим страстям, в которых человек получает сомнительную радость и скоротечное удовлетворение, а потом опять остаётся голодным и жаждущим, тем самым приобретая ещё большую зависимость от страстей, а не здравие души.
Возникает вопрос: как нам пребывать в позитиве, в любви к самому себе? С чего нужно начать? Начало всему духовному – наблюдение за своей мысленной деятельностью, чтобы не подрываться эмоционально на помыслах, как на минах в духовной войне с демонами. Не расставлять своей логикой ловушек самому себе, когда они идут в разрез с заповедями. Твердо верить, что Господь любит каждого из нас и доверять Ему, сохраняя мирное состояние души даже в непростых жизненных обстоятельствах.
Нам необходимо укреплять и беречь небесное семя в себе – свою православную веру так, как этому учит апостол Павел, прежде чем она будет подавлена и уничтожена дьяволом в мысленной войне против нас: «Господь близко, – пишет апостол. – Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» (Флп.4:4-9). Аминь.
Христос Воскресе!!!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 500934