В середине августа Валаамскую обитель с паломнической поездкой посетил настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий (Райяполви) с группой братии – теми, кто еще никогда не был на Старом Валааме.
ХХ век стал для России веком трагических разделений. Разделенной оказалась и Русская Церковь – часть ее иерархов и паствы осталась в составе Московского Патриархата, часть, разбросанная по всему миру, образовала Русскую Православную Церковь за рубежом. Уврачевание этого разрыва, восстановление утраченного единства стало возможным лишь в веке ХXI.
В судьбе Валаамского монастыря тоже произошел свой разлом. Он пережил как бы «двойную эмиграцию»: сначала, после принятия Финским сеймом постановления об отделении от советской России, автоматически, не меняя своего географического положения, оказался на территории независимой Финляндии в юрисдикции Финской Автономной Церкви, а затем, в 1940 г. покинул и свои благословенные острова, отправившись искать нового пристанища.
В феврале 1940 г. когда Валаамский архипелаг подвергался жесточайшим бомбардировкам советской авиации, и финал советско-финской войны стал для всех очевиден, руководство монастыря, спасаясь от безбожной власти, решилось на полную эвакуацию обители вглубь материковой Финляндии.
Ехать пришлось по льду Ладожского озера, на грузовиках, предоставленных финскими военными. По воспоминаниям иеромонаха (будущего игумена монастыря) Нестора: «было очень печально смотреть, как полубольные старики суетились со своими узелками, некоторые не могли вскарабкаться и беспомощно ждали, кто бы им помог влезть в кузов».
18 марта 1940 г. эвакуация была полностью завершена. С собою удалось увезти самое дорогое: богослужебную утварь и облачения, наиболее ценные иконы, серебряную раку преподобную Сергия и Германа, реликвии монастырского древлехранилища, значительную часть архива и библиотеки.
Последние иноки, оставленные руководить вывозом имущества, перед тем, как покинуть остров, совершили 24 скорбных удара в главный 1000-пудовый колокол – в знак смерти тысячелетней Валаамской обители.
Валаамцы, имевшие денежный счет в Финском Почтовом банке, после усиленных поисков и молитв, приобрели усадьбу Папинниеми на юго-востоке Финляндии, в пустынной лесистой местности, где в июле 1940 г. был официально основан монастырь «Новый Валаам», существующий и поныне.
Промыслом Божиим сейчас валаамская традиция продолжается в двух Валаамских обителях – в России на о. Валаам, и в Финляндии на Новом Валааме.
На двух кладбищах этих монастырей упокоились валаамские старцы, в их соборах хранятся валаамские святыни (в России – мощи преподобных Сергия и Германа, в Финляндии – чудотворная Валаамская икона Божией Матери).
Каждый из монастырей несет свое миссионерское служение, свидетельствуя о Православии: русский Валаам в постсоветской России, финский Валаам – в современной секуляризованной Европе. И каждый из нынешних Валаамов чувствует поддержку и молитвенное участие друг друга.
***
В середине августа Валаамскую обитель с паломнической поездкой посетил настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий (Райяполви) с группой братии – теми, кто еще никогда не был на Старом Валааме.
Сойдя с метеора, прибывшего из г. Сортавала, финские гости прежде всего отправились на прием к игумену Валаамского монастыря епископу Троицкому Панкратию.
Теплая, во всех смыслах – родственная - встреча прошла в исторических покоях валаамских игуменов. До недавнего времени эти помещения старого, XVIII века постройки, келейного корпуса были заняты поселковой больницей. Лишь в 2014 г. они были полностью отреставрированы. И вот, год спустя, в 2015 г., в стенах, которые помнят всех валаамских игуменов, начиная с преподобного старца Назария, символически встретились настоятели двух современных Валаамов!
Финские братья поздравили владыку Панкратия с его недавним 60-летним юбилеем и преподнесли в качестве подарка Владимирскую икону Божией Матери.
После сердечной беседы и обмена подарками владыка благословил гостей на паломничество.
В ходе поездки они постарались посетить как можно больше скитов: Никольский, Всех Святых, Александра Свирского, Ильинский, Воскресенский, Гефсиманский, а также ферму и сады.
На Смоленском скиту радушную встречу оказал финским братьям о.Давид, состоялось дружеское чаепитие (валаамская традиция «тут же звать на чаек», как говорили монахи Старого Валаама, поддерживается, к слову сказать, и на Валааме Новом!) прямо под открытым валаамским небом.
На Свято-Владимирском скиту, гости осмотрели церковно-исторический музей и иконописную мастерскую, здесь «гидом» для нововалаамцев стал начальник скита и иконописной мастерской иеромонах Сергий.
Везде братия искренне молилась, пели церковные песнопения, тропари. Старый «ладожский» Валаам встретил свою финляндскую братию хорошей погодой и теплым августовским солнышком!
Хотя график паломнической поездки был очень плотный, нам удалось немного поговорить с о.Сергием, Еленой Павинской и о.Михаилом:
архимандрит Сергий (Райяполви)
- О.Сергий, сколько раз Вы уже приезжали на Старый Валаам и когда?
- Я и сам над этим задумался. По крайней мере - 5 раз.
- А первый раз?
- В 1998 году с паломнической поездкой, с насельниками своего монастыря, а также с игуменьей Мариной из Линтульского монастыря, ныне почившей. Это была однодневная поездка.
- А последний раз?
- Это было 5 лет назад, когда исполнилось 70 лет эвакуации монахов на Новый Валаам.
- На сколько сейчас изменился Старый Валаам?
- Да, прошло много времени, но я могу вспомнить. Конечно, сам остров и монастырь произвели на меня большое впечатление. Ну, например, собор был совсем не тронут реставрацией. Он был в разрушенном виде, даже окон, кажется, не было. Нас пустили в верхний храм, но это был не храм. И тогда я подумал: увижу ли я в течении своей жизни его отреставрированным? Но никогда не мог представить, что уже в 2005 году Святейший Патриарх Алексий II будет освящать верхний храм, и я буду присутствовать и сослужить, и что собор будет готов. В 2005 году меня это очень сильно тронуло. Я подумал: русский народ сам его разрушил, разорил, а теперь сам его восстановил, грех - искуплен.
Что касается последнего моего визита 5 лет назад, то, конечно, я удивляюсь насколько много сейчас восстановлено скитов и храмов, построено новых. Насколько много работы проделано. Во всем монастырь идет вперед. Особенно меня радуют сады, цветники, которые разбиты и вокруг собора, и на всех скитах. Так красиво! Я только благодарю Бога, что все идет вперед, в добрую сторону.
- Насколько отличается богослужебный круг на Новом Валааме и на Старом Валааме?
- Трудный вопрос. В этот раз мы посетили очень много скитов, много ездили, но довольно мало молились. Программа была очень насыщенная, мне ведь хотелось братии показать, как выглядит монастырь, чтобы побольше знакомились с ним.
Богослужебный круг здесь значительно больше, так как здесь больше монахов и иеромонахов, которые могут служить, у нас - намного меньше.
- Как братия Нового Валаама поминает братию и старцев со Старого Валаама?
- У нас, конечно, сугубо поминают всех настоятелей. Есть специальный синодик, и за каждой Литургией на проскомидии по этому списку служащий священник поминает всех настоятелей. И кроме этого, у нас есть помянник, в котором записан день смерти каждого брата, и в ближайший день, когда служится Литургия, эти имена поминаются - круглый год, т.е. каждое имя обязательно поминается в течении года. Но мы молимся не только о монахах и настоятелях, но и о членах Царской семьи, которые бывали на Валааме. В день смерти схиигумена Иоанна всегда служим панихиду на кладбище на его могиле.
- О. Сергий, с кем Вы приехали на Старый Валаам в этот раз?
- Я в этот раз привез таких отцов и братию, которые еще никогда не бывали на Старом Валааме.
Со мной приехали иеромонах Михаил, который является наместником игумена и казначеем монастыря, иеродиакон Яков, наш псаломщик, секретарь монастыря монах Назарий, который также является псаломщиком, т.е. можно сказать, что почти весь духовный собор монастыря здесь. Так же с нами монах Симеон, который является главным экскурсоводом и архивариусом, ведущий реставратор нашего Реставрационного Центра Антти Нармала, переводчица Елена Павинская и водитель Вейкко Мууронен.
- О.Сергий, благословите задать несколько вопросов Елене Павинской?
- Да, конечно.
Елена Павинская
- На Смоленском скиту, нам стало известно, что Вы принимали активное участие в первом этапе его восстановления. И показывали нам альбом с фотографиями. Расскажите немного об этом.
- Да, это было в 1990 году, по благословению тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, в будущем – Святейшего Патриарха Алексия II. Союз православной молодежи Финляндии хотел чем-нибудь помочь, когда стали восстанавливать Старый Валаам. Тогда владыка Алексий благословил восстанавливать именно Смоленский скит. Нас приехало 15 человек в первой группе, на 10 дней трудниками. Приехали на Смоленский скит, где ничего не было, кроме руин старого храма. Мы поставили палатки. Сперва выстроили причал, потом конечно финскую сауну. И начали заново строить часовенку. Конечно, мы первоначально не знали, что делать с храмом, и только потом решили. Там на крыше, а точнее на кусках крыши, было по 2 метра разбитого кирпича и земли, из которых уже деревья росли. И вот мы карабкались туда (и я лично) и сбрасывали весь этот мусор.
- Сейчас Вы увидели Смоленский скит, помолились в скитском храме, насколько Вам понравилась реставрация?
- Да, конечно, тогда 25 лет назад, я и представить себе не могла, что увижу его полностью восстановленным в такой красоте, как он сейчас есть. Храм и с наружи восстановлен полностью, и особенно его красивы стенные росписи. Наверное, это не соответствует прежнему храму, внутри которого росписи вряд ли были, но получилось очень хорошо, красиво. А часовенка, которую мы строили, тоже стоит! Я в нее сходила, помолилась. Очень приято видеть, что та маленькая работа, с которой мы начали, здесь уже завершена - на Смоленском скиту живут и молятся.
Иеромонах Михаил (Нумелла)
- О. Михаил, Вы являетесь наместником и казначеем Ново-Валаамского монастыря, а где Вы послушались до него?
- Я пришел в Ново-Валаамский монастырь уже иеромонахом. Был пострижен и рукоположен в Хельсинки, там же служил как русскоязычный священник, а также в других городах Хельсинской епархии. У нас были планы создать свой монастырь, но это оказалось не так легко, и я уехал на Новый Валаам.
- Вы в первый раз на Старом Валааме, что Вам запомнилось больше всего?
- На Старом Валааме я в первый раз, но очень много читал, старые и новые книги, смотрел фотографии. Во многом мои представления совпали, но я никак не ожидал увидеть здесь столько посетителей. Я думал, что к нам приезжает много, а оказалось, что здесь еще больше!
Меня очень радует, что здесь монашеская жизнь продолжается и развивается, что здесь много строят и реставрируют. Все очень красиво! Больше всего мне запомнился Спасо-Преображенский собор, его верхний и нижний храмы. Мне было очень интересно и волнительно увидеть их своими глазами, то, о чем слышал и читал, видел на картинках, фотографиях. Хотелось ощутить все своим существом, находясь в храме, в котором молились Валаамские старцы, те, что потом молились у нас в старом храме и которые теперь покоятся у нас на кладбище.
Милостью Божией, по молитвам всех святых, на Валааме просиявших, паломничество финских братьев прошло прекрасно. На Новый Валаам они уехали вдохновленными и утешенными, выражая особую благодарность владыке Панкратию и игумену Мефодию за оказанный прием.
Текст: Ирина Матвеева, фотографии: Михаил Шишков.