Проповедь иеромонаха Никона в Неделю святых отцев I Вселенского Собора

В день прославления Св. Отец 1 Вселенского Собора, первого из семи, принятых в Православии, которые отстояли перед лицом еретиков духовные истины о Богочеловечности Господа Иисуса Христа, уместно поразмышлять нам, что же это такое за новое явление – Богочеловек.
06.06.2022 иером. Никон (Оганов)  2 161

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«У нас вера Православная и Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и в броню правды: сих врата адова не одолеют». (прп. Серафим Саровский)

1. Сегодня, отцы, братия и сестры, в день прославления Св. Отец 1 Вселенского Собора, первого из семи, принятых в Православии, которые отстояли перед лицом еретиков духовные истины о Богочеловечности Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, уместно поразмышлять нам, что же это такое за новое явление – Богочеловек. Само это слово говорит нам о двух разных и не сводимых друг другу, принципиально разных природах. Природа Бога неопределима, непознаваема, и более того, никогда не может быть познаваема. И, человек, хотя сотворенн из стихий мира сего, из знакомых нам атомов и молекул, но как образ Божий не позноваем до конца. Но факт есть факт, вторая из трех ипостасей Пресвятой Троицы, Сын Божий принимает в свою ипостась дополнительно к Своей божественной природе, другую, человеческую природу заняв ее у своего творения Девы по имени Мария.

2. Отцы первого Собора всей Церкви отстояли истину, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Не божок, не "как бы Бог", не просто святой человек, но именно тот единственный Бог творец мира и человеков. Две разномерные природы в одном Лице, которое и именуется двояко согласно природам : как Бог – Он именуется Сын Божий, как человек – Он именуется в Евангелии Сын человечевский или Иисус сын Марии, Машиах по-еврейски, или Христос – по-гречески. В Евангелии Он приходит к людям как сын плотника Иосифа и Марии, проповедуя о новом Царстве, Небесном, но творит дела неслыханные, не человеческие: воскрешает мертвых, не только недавно умерших, но и разлогавшийся уже труп Лазаря четверодневного, исцеляет неизлечимых – паралитиков, слепорожденных: то есть, не просто "чинит" неисправные органы, но и творит не существовавшие, оживляет мертвые. Наконец, будучи умерщвленным на Кресте Сам, Своим божеством востает из мертвых.

3. Подозрительных и недоверчивых людей своими делами с необходимостию вынуждает признать его Богом. Он именут себя Сыном Божиим, не только метафорически или образно, как это встречается в Писании, но и в самом высоком значении, которое относится только к Мессии, Машиаху. Его исповедание Сыном Божиим, в прямом смысле, как единосущным Богу-Отцу, вознесло Его, решением первосвященника, на смертный Крест, который под Ним стал животворящим. Он обращался к своему Отцу в молитве Сам и научил нас говорить "Отче наш" – Авва. В более точном переводе на русский с родного Ему арамейско-го наречия – "Аввуни" переводится на русский как "Батюшка" или "Папочка", такое ласковое, домашнее, родное слово. Молится Богу будучи Богом, потому что имеет еще и человеческую, тварную природу, А творению естественно и должно молиться Творцу.

4. О Боге мы знаем ровно то, что Сам Бог нам открыл. Знаем, что Он, Его сущность неииследима, невидима, непознаваема и никак не сообщаема ни людям ни ангелам, но Своими действиями, Своими силами Он причастен этому миру и доступен, более того в Лице Иисуса Христа, Господа нашего божество соеденилось с человечеством «неслитно (то есть остаются целыми, а не образуют смешанную природу полубога, получеловека), неизменно (то есть и Божество продолжает обладать своими свойствами без всякого уменьшения или ослабления, и человеческая природа сохраняет человеческие свойства), нераздельно (то есть не составляют двух обособленных лиц, а единое лицо), неразлучно (то есть никогда не разлучались и не могут быть разлучены с самого момента зачатия и пребывают во Христе по вознесении)»[1], как это сформулировали Св. Отцы поздних Вселенских Соборов.

5. Итак, Господь наш, не только Бог, но и человек, и человек совершенный, такой, каким замыслил человека Бог. И хотя во времени, как Человек он рождается позже праотца Адама, но именно Иисус Христос есть наш Первообраз. Род человеческий это уже образ Первообраза Иисуса Христа, хотя по времени Он числится в потомках Адама, по совершенству Он эталон, и образец для всех людей. Он есть ответ на вопрос – кто есть истинный человек? Сын человеческий воскреснув от смерти, породил, как второй Адам, новый человеческий род. Это новый человек рождается, по слову Спасителя, во второй раз, уже не от жены, но от Духа, во святом Крещении, и растет и воспитывается от Христа, через Его учеников и воспитанников Святых людей. Он живет по заповедям родившего Его, в доме, Церкви Его, питаясь святой плотию Его, пока не достигнет «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 3:18, 4:13) А это значит, братия и сестры, что духовный потомок Христа наследует будущее новое блаженное Царство Христа, которое вечно, и подданые этого Царя тоже вечны и блаженны.

6. Возблагодарим же отцы, братия и сестры совершивших свой подвиг Св. Отцев первого Вселенского Собора, именно подвиг, ибо многие из них пострадали от гонителей истины и в сылках и тюрьмах. Они противостали хулителю Арию и его многочисленным последователям отвергавшим полноту Божества Сына Божия, считавших, что «Сын есть произведение и тварь и ни в чем не подобен Отцу, Он не есть ни истинный Логос, ни истинная мудрость Отца. Сын превратен и изменчив, и если называется «Богом», то не в истинном смысле, но по причастию благодати»[2] Главный противник и борец с арианской ересью Св. Афанасий Великий ясно показал ее антихристианскую суть: если наш Спаситель Господь Иисус Христос, не Бог, или Он еще какое либо несовершенное божество, или Ангел, или просто человек, то Он не был бы Спасителем, ибо никто, кроме Бога не способен, соединить отпавшую человеческую природу с Богом и тем спасти человека. Святитель из своих 46 епископства более 20 провел в ссылках. Св. Отцы дали нам пример мужества даже до крови и страданий дераться истины, правого учения. А мы подчас не знаем и не хотим знать во что мы верим, и не редко попадаемся в сети новомодных учений. Молитвами Св. Отец да дарут нам Господь желание знать содержание нашей святой веры и крепость стояния в этой вере православной!

Аминь!


Использованные материалы: https://azbyka.ru; https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/5_13_1; https://ru.m.wikipedia.org


[1] Википедия.

[2]Прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481141

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 14:50
Ветер
4.9 м/с, Ю
Осадки
1.0 мм
Давление
746.0 мм рт. ст.
Влажность
95%