2 июля 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга начал работу круглый стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты».
В состав президиума первого дня заседаний вошли: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Почаевский Владимир, наместник Свято-Успенской Почаевской лавры; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.
Насельник Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Рафаил (Янкевич) выступил с докладом на тему «О научении послушанию в общежительном монастыре (на примере Валаамской обители XIX‒начала XX вв.)» во второй части работы круглого стола на секции, озаглавленной «Что такое жизнь в послушании» (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками).
В своем выступлении, в частности, о. Рафаил отметил, что основой подвига иноков Валаамского монастыря были отвержение помыслов о мире, послушание и непрестанная Иисусова молитва:
На этом мученическом, но радостном пути, цель которого ― Царствие Небесное, определяющим фактором являлось руководство старца-духовника и послушание ему. Ибо, по учению святых отцов, проходить науку наук монашеского делания ― Иисусову молитву ― удобнее всего под руководством опытного наставника. Поэтому путь старческого окормления святые отцы именовали важнейшим и удобнейшим для спасения.
По словам докладчика, многие валаамские иноки, благодаря руководству опытных старцев, преуспели в послушании и подвиге умной молитвы и впоследствии сами стали старцами. Среди них: схимонах Агапий (Молодяшин), схимонах Никита (Евдокимов), схимонах Онуфрий, схиигумен Иоанн (Алексеев), иеросхимонах Михаил (Питкевич) и многие другие. Так, старчество и «внутреннее делание» стало «солью» Валаама.
«На протяжении всей жизни валаамского инока в монастыре его жизнь подчинялась укладу, восходящему к традициям лучших древних обителей, в особенности, обителей Святой Горы Афон, основой которых являлись послушание и непрестанная молитва. На этом строилась и трудовая деятельность иноков, и их духовное преуспеяние», ― сказал в заключение иеромонах Рафаил.
Послушание есть средство обучения молитвенному деланию. В то же время молитва – средство, приводящее наш ум и сердце в благословенное послушание Самому Богу. И здесь цель и средство меняются местами. Благословенное послушание Спасителю во все дни жизни становится целью внутренней молитвы.
Во второй части работы круглого стола на секции, озаглавленной «Что такое жизнь в послушании» (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), участники также заслушали выступления митрополита Почаевского Владимира, наместника Свято-Успенской Почаевской лавры; протоиерея Александра Чеснокова, клирика храма святителя Николая г. Краснодара Екатеринодарской и Кубанской епархии; игумении Филареты (Калачевой), настоятельницы Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии; игумении Елисаветы (Евдокимовой), настоятельницы Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской и Кашинской епархии. Докладчики поделились воспоминаниями о жизни в послушании у старцев и рассказали присутствующим о подвижниках благочестия, память о которых хранят представляемые ими обители.
По окончании заседаний для участников круглого стола была организована поездка в Кронштадт и посещение мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского. Экскурсию провел клирик Морского Никольского ставропигиального собора в Кронштадте иерей Сергий Резниченко.
3 июля круглый стол продолжит свою работу. Монашествующие обсудят вопросы созидания жизни братства в духе послушания и примут участие в завершающей круглый стол дискуссии «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении».
Фото: Владимир Ходаков
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 468411