

Блажен, кто понял голос строгий
Необходимости земной,
Кто в жизни шел большой дорогой,
Большой дорогой столбовой, –
Кто цель имел и к ней стремился,
Кто знал, зачем он в свет явился
И Богу душу передал…
В известном споре между Православием суровым, непримиримым, с железным посохом, «подмороженным», по словам философа Константина Николаевича Леонтьева, и Православием мягким, добрым, мудрым, сострадательным, раскрывшим сердце людям – я навсегда выбрал последнее. Так учил меня мой любимый духовный отец.
«Если будет тебе плохо, помолись, а потом иди в церковь – сразу легче станет», – учил мой незабвенный Батюшка. Я так и поступаю. Хожу в церковь почти каждый день – и в горе, и в радости. И дома, конечно, тоже молюсь. У нас с женой весь дом в иконах. Это не коллекция. Никакой особой художественной и материальной ценности наши иконы не имеют. Но нам с ними тепло и радостно. Это и родовые иконы, и подаренные, и те, которые мы приобретаем в своих многочисленных путешествиях и паломничествах…
Но, не являясь собирателем, я глубоко изучал различные иконописные школы.
С изменением исторических эпох, менялся и художественный язык. Валаамская школа иконописи конца XIX века, близкая афонскому письму этого периода, прославленная, в частности, иеромонахами Алипием (Константиновым) и Лукой (Богдановым), соединяла духовную просветленность и академические приемы живописи. Именно такую большую храмовую икону «Введение во храм Пресвятой Богородицы» я увидел на петербургском антикварном салоне в 2015 году. Она была в плохом состоянии. Но я приобрел ее, решив отреставрировать и вернуть на Валаам. Задуманное осуществилось лишь в 2018 году, на праздник Вознесения Господня.
Вернувшись домой, я погрузился в чтение литературы о Валааме. Многие книги находил в букинистических магазинах, самые редкие – в библиотеках. Прочитал «Старческое наставление отца Назария» (1856), «Валаамские подвижники» (1891), «Мужицкую обитель» В. И. Немировича-Данченко, очерк «Монашеские острова на Ладожском озере» Н. С. Лескова, «Старый Валаам» И. С. Шмелева, «Валаам» Б. К. Зайцева и многое другое. Меня потрясли суровая аскетика и глубина веры Валаамских подвижников. Я проникся удивительной теплотой замечательного православного писателя Бориса Константиновича Зайцева, совершившего паломничество на святой остров вместе с женой, и оставившего столь светлый рассказ о нем.
Ведь христианство, не только одна печаль и сокрушение о грехах, – но и радостная жизнь в Боге, «неизреченный свет» и непрекращающееся веселие, как утверждают по опыту христианские подвижники-мистики.
Прочитав столь глубокие духовные произведения, я осознал, что монастырь обязательно возродится. И уже в советские годы создал серию акварелей «Валаамские старцы» (часть из которой находится сегодня в собрании музея).
Видимо, за мою верность и любовь к Валааму, Господь наградил меня удивительной встречей. В августе 2015 года на выставке «Лето Господне. Свет Валаама», экспонировавшейся в Выставочном зале Правительства Ленинградской области «Смольный» в Санкт-Петербурге, я познакомился с игуменом Мефодием (Петровым) – монахом, воплощающим своей жизнью главную евангельскую заповедь любви. Его огромное, распахнутое для каждого сердце, приняло, по счастью, и меня…
Сюжет иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» стал для меня во многом символическим, промыслительным… Трехлетняя Мария, готовясь посвятить себя Богу, должна войти в храм. Дитя с трудом карабкается по огромным каменным ступеням. Но у нее – чистое сердце и святая вера… У дверей храма Марию встречает первосвященник Захария. Раскрыв объятия, мудрый старец приветствует будущую Богоматерь.
Возможно, это слишком дерзкое сравнение, но разве каждый из нас, православных христиан, не старается подниматься по ступеням к Богу… Наш путь часто извилист, он сопряжен с ошибками, падениями, уходом с верной дороги… Но, исповедавшись в грехах, мы вновь возвращаемся на главный путь своей жизни – путь к Храму. И как счастливы мы, если у ворот нас встречает с любовью мудрый пастырь, именно такой, как игумен Мефодий. Батюшка одарил меня абсолютной, всеобъемлющей любовью…
Юрий Константинович Люкшин, заслуженный художник России почетный член Российской академии художеств
Работы художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе: в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Всероссийском музее А. С. Пушкина, Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина, Метрополитен музее (Нью-Йорк), Музее Людвига (Кельн), Библиотеке Ватикана.
Увлечение русской религиозной философией, глубокое проникновение идеями Православия уже в ранней юности определили круг основных тем в творчестве мастера. Будучи глубоко национальным художником, тонко чувствующим трагедию российской истории, особенности, красоту и противоречия русской души, Юрий Люкшин создал свой оригинальный стиль, вобравший в себя традиции иконописи, народной картинки и лубка. Закономерно обращение художника к Библии (в частности серия офортов «Илья Пророк», уникальная книга «Екклесиаст»). Эти работы наполнены особым внутренним светом благодаря неоднократным паломничествам Юрия Люкшина к святым местам (Псково-Печерский монастырь, Оптина пустынь, Валаам, Троице-Сергиева Лавра, Иерусалим, Афон, Синай). В 1996 году художник показал в залах Государственного Русского музея большой цикл станковой графики «Дневник паломника». Не случайно обращение мастера к «Слову о полку Игореве», «Калевале» и «Сагам об исландцах», как поиску исторических и культурных предпосылок к возникновению и развитию Христианства. Последний цикл станковых акварелей к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» затрагивает важнейшую тему российской истории – ответственности и покаяния за содеянные грехи. Неповторимый стиль, высочайшее мастерство, филигранная техника принесли художнику широкое признание в России и за рубежом. Юрий Люкшин обладатель двух золотых медалей (Осенний салон, Париж, 1984 год; Биеннале графики, Лейпциг, 1989 год), двух серебряных медалей (I Биеннале графики, Пекин, 1998 год; Российской Академии Художеств, Москва, 2004 год) и многих других престижных наград.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 501103