Введение во Храм

С изменением исторических эпох, менялся и художественный язык. Валаамская школа иконописи конца XIX века, близкая афонскому письму этого периода, прославленная, в частности, иеромонахами Алипием (Константиновым) и Лукой (Богдановым), соединяла духовную просветленность и академические приемы живописи.
15.07.2018 Юрий Константинович Люкшин  3 070
Работы из серии «Валаамские старцы». 1985 – 1986 Бумага, акварель.
Работы из серии «Валаамские старцы». 1985 – 1986 Бумага, акварель.

Блажен, кто понял голос строгий
Необходимости земной,
Кто в жизни шел большой дорогой,
Большой дорогой столбовой, –
Кто цель имел и к ней стремился,
Кто знал, зачем он в свет явился
И Богу душу передал…

А. С. Пушкин

Выставка «Живописный Валаам»
Выставка «Живописный Валаам»
Родился я в 1949 году в Ленинграде. Время моего взросления было целиком атеистическим. Но, никогда не расставаясь с книгами, особенно русской классикой, я воспринял Православие с литературных страниц. Мое окружение не могло ответить на мои духовные запросы. Поэтому в конце мая 1966 года в возрасте шестнадцати лет я впервые отправился в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь с твердым намерением стать вначале послушником, а затем и принять постриг, считая, что истинная жизнь во Христе – это аскеза, изнурение себя голодом и молитвой и полный уход от мира. Но встреча с отцом Алипием (Вороновым), тогдашним наместником Печерской обители, совершенно изменила меня. Это был человек необыкновенной внешней и внутренней красоты. Художник, иконописец, реставратор, воин, защищавший Родину на полях Великой Отечественной войны, и мудрец, сумевший во времена воинствующего атеизма воссоздать из руин и благоукрасить монастырь, ставший бриллиантом псковской земли. Именно Батюшка показал мне всю несказанную красоту и свет Веры. «Живи в миру, – сказал мне мудрый игумен, – ты станешь художником».

В известном споре между Православием суровым, непримиримым, с железным посохом, «подмороженным», по словам философа Константина Николаевича Леонтьева, и Православием мягким, добрым, мудрым, сострадательным, раскрывшим сердце людям – я навсегда выбрал последнее. Так учил меня мой любимый духовный отец.

Беседа. Серия «Валаамские старцы». 1989. Акварель на цветном печатном фоне. 59,6 х 59,5 см.
Беседа. Серия «Валаамские старцы». 1989. Акварель на цветном печатном фоне. 59,6 х 59,5 см.
В моем художественном становлении Батюшка сыграл решающую роль. Именно он научил меня особому уважительному отношению к зрителю, всегда подчеркивая, что талант, не привилегия, а ответственность. «Пиши из души, как чувствуешь. Главное суметь показать духовный ландшафт, духовный портрет, духовную жанровую сцену». И часто повторял мне слова Василия Дмитриевича Поленова: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

«Если будет тебе плохо, помолись, а потом иди в церковь – сразу легче станет», – учил мой незабвенный Батюшка. Я так и поступаю. Хожу в церковь почти каждый день – и в горе, и в радости. И дома, конечно, тоже молюсь. У нас с женой весь дом в иконах. Это не коллекция. Никакой особой художественной и материальной ценности наши иконы не имеют. Но нам с ними тепло и радостно. Это и родовые иконы, и подаренные, и те, которые мы приобретаем в своих многочисленных путешествиях и паломничествах…

Но, не являясь собирателем, я глубоко изучал различные иконописные школы.

С изменением исторических эпох, менялся и художественный язык. Валаамская школа иконописи конца XIX века, близкая афонскому письму этого периода, прославленная, в частности, иеромонахами Алипием (Константиновым) и Лукой (Богдановым), соединяла духовную просветленность и академические приемы живописи. Именно такую большую храмовую икону «Введение во храм Пресвятой Богородицы» я увидел на петербургском антикварном салоне в 2015 году. Она была в плохом состоянии. Но я приобрел ее, решив отреставрировать и вернуть на Валаам. Задуманное осуществилось лишь в 2018 году, на праздник Вознесения Господня.

Впервые на святой остров я попал в начале 80-х годов, познакомился с замечательным человеком, хранителем музея Ларисой Николаевной Печериной и был буквально очарован удивительной атмосферой, намоленностью этого места.

Вернувшись домой, я погрузился в чтение литературы о Валааме. Многие книги находил в букинистических магазинах, самые редкие – в библиотеках. Прочитал «Старческое наставление отца Назария» (1856), «Валаамские подвижники» (1891), «Мужицкую обитель» В. И. Немировича-Данченко, очерк «Монашеские острова на Ладожском озере» Н. С. Лескова, «Старый Валаам» И. С. Шмелева, «Валаам» Б. К. Зайцева и многое другое. Меня потрясли суровая аскетика и глубина веры Валаамских подвижников. Я проникся удивительной теплотой замечательного православного писателя Бориса Константиновича Зайцева, совершившего паломничество на святой остров вместе с женой, и оставившего столь светлый рассказ о нем.

Митрополит Вениамин (Федченков)
Митрополит Вениамин (Федченков)
Но наиболее всего повлияла на меня книга «На северный Афон» митрополита Вениамина (Федченкова) - великого молитвенника, богослова, выдающегося духовного писателя, одного из самых образованных православных иерархов своего времени. Это первое, написанное в 1906 году произведение двадцатичетырехлетнего студента II курса Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Афанасьевича Федченкова. Рассказ еще очень молодого человека поражает живостью, искренностью, даже исповедальностью… Бытовые зарисовки соседствуют с философскими размышлениями, глубоким знанием святоотеческой литературы. Книга читается на одном дыхании. Особо тронул меня рассказ о старце Никите (Филине), великом прозорливце, увидевшем в юноше, еще даже не принявшем постриг, будущего митрополита… Старец учит юношу за все благодарить Бога: «Сделал – благодари! Получил милость от Бога – опять благодари. Скорбь ли нашла, не выходит твое дело – не падай духом, опять благодари; видно, уж это для нас лучше: Господь-то Промыслитель знает, что творит. Он и скорби посылает, для нас же лучше. Ну, благодари и радуйся!» Описывая самого старца, автор пишет: «И все лицо его, радостное, кроткое, благодатное, светилось тихим умилением. Явно было, что духовная радость и благодарение Бога за все, – как пишет апостол Павел (см.: 1 Сол. 5, 16, 18), – есть основное настроение у отца Никиты».

Ведь христианство, не только одна печаль и сокрушение о грехах, – но и радостная жизнь в Боге, «неизреченный свет» и непрекращающееся веселие, как утверждают по опыту христианские подвижники-мистики.

Митрополит Вениамин (Федченков)

Прочитав столь глубокие духовные произведения, я осознал, что монастырь обязательно возродится. И уже в советские годы создал серию акварелей «Валаамские старцы» (часть из которой находится сегодня в собрании музея).

Видимо, за мою верность и любовь к Валааму, Господь наградил меня удивительной встречей. В августе 2015 года на выставке «Лето Господне. Свет Валаама», экспонировавшейся в Выставочном зале Правительства Ленинградской области «Смольный» в Санкт-Петербурге, я познакомился с игуменом Мефодием (Петровым) – монахом, воплощающим своей жизнью главную евангельскую заповедь любви. Его огромное, распахнутое для каждого сердце, приняло, по счастью, и меня…

Святые Сергий и Герман. Серия «Валаамские старцы». 1989. Акварель на цветном печатном фоне. 59,6 х 59,5 см.
Святые Сергий и Герман. Серия «Валаамские старцы». 1989. Акварель на цветном печатном фоне. 59,6 х 59,5 см.

Сюжет иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» стал для меня во многом символическим, промыслительным… Трехлетняя Мария, готовясь посвятить себя Богу, должна войти в храм. Дитя с трудом карабкается по огромным каменным ступеням. Но у нее – чистое сердце и святая вера… У дверей храма Марию встречает первосвященник Захария. Раскрыв объятия, мудрый старец приветствует будущую Богоматерь.

Возможно, это слишком дерзкое сравнение, но разве каждый из нас, православных христиан, не старается подниматься по ступеням к Богу… Наш путь часто извилист, он сопряжен с ошибками, падениями, уходом с верной дороги… Но, исповедавшись в грехах, мы вновь возвращаемся на главный путь своей жизни – путь к Храму. И как счастливы мы, если у ворот нас встречает с любовью мудрый пастырь, именно такой, как игумен Мефодий. Батюшка одарил меня абсолютной, всеобъемлющей любовью…

А как заповедал нам игумен Всея Руси святой преподобный Сергий Радонежский: «Любовью и единением спасемся!»

Юрий Константинович Люкшин, заслуженный художник России почетный член Российской академии художеств


Юрий Константинович Люкшин. График, живописец, иллюстратор книг, искусствовед, педагог.
Юрий Константинович Люкшин. График, живописец, иллюстратор книг, искусствовед, педагог.
Юрий Константинович Люкшин. График, живописец, иллюстратор книг, искусствовед, педагог. Родился в 1949 году в Ленинграде. Художественное образование получил в училище им. Серова (окончил в 1971 году). С 1978 года член Союза Художников России. С 1998 года член Международной ассоциации искусствоведов (АИС). Участник более 300 выставок в России и за рубежом, в том числе 57 персональных.

Работы художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе: в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Всероссийском музее А. С. Пушкина, Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина, Метрополитен музее (Нью-Йорк), Музее Людвига (Кельн), Библиотеке Ватикана.

Увлечение русской религиозной философией, глубокое проникновение идеями Православия уже в ранней юности определили круг основных тем в творчестве мастера. Будучи глубоко национальным художником, тонко чувствующим трагедию российской истории, особенности, красоту и противоречия русской души, Юрий Люкшин создал свой оригинальный стиль, вобравший в себя традиции иконописи, народной картинки и лубка. Закономерно обращение художника к Библии (в частности серия офортов «Илья Пророк», уникальная книга «Екклесиаст»). Эти работы наполнены особым внутренним светом благодаря неоднократным паломничествам Юрия Люкшина к святым местам (Псково-Печерский монастырь, Оптина пустынь, Валаам, Троице-Сергиева Лавра, Иерусалим, Афон, Синай). В 1996 году художник показал в залах Государственного Русского музея большой цикл станковой графики «Дневник паломника». Не случайно обращение мастера к «Слову о полку Игореве», «Калевале» и «Сагам об исландцах», как поиску исторических и культурных предпосылок к возникновению и развитию Христианства. Последний цикл станковых акварелей к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» затрагивает важнейшую тему российской истории – ответственности и покаяния за содеянные грехи. Неповторимый стиль, высочайшее мастерство, филигранная техника принесли художнику широкое признание в России и за рубежом. Юрий Люкшин обладатель двух золотых медалей (Осенний салон, Париж, 1984 год; Биеннале графики, Лейпциг, 1989 год), двух серебряных медалей (I Биеннале графики, Пекин, 1998 год; Российской Академии Художеств, Москва, 2004 год) и многих других престижных наград.


Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481498

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 21:50
Ветер
2.2 м/с, Ю
Осадки
3.2 мм
Давление
757.5 мм рт. ст.
Влажность
95%