

Это произошло в конце 1989 года. В сентябре того года Совмин Карелии решил вернуть главный собор и скиты Ленинградской епархии, и уже в декабре на берег ступили первые шесть монахов, которым предстояло вернуть Валааму славу «монастырского острова», которую он обрел еще в XVIII веке. Сейчас над Монастырской бухтой торжественно возносятся лазурные купола возрожденного Спасо-Преображенского храма, тут и там по берегам из карельских зарослей выступают островерхие колокольни и золоченые купола. И если главный собор монастыря в так называемой Центральной усадьбе — это сердце Валаамского монастыря, к которому тянутся многочисленные паломники, то спрятанные в островной глуши скиты — это душа Валаама. О них наш рассказ...
По скитам...
Главное во всяком путешествии — найти хорошего проводника. Нам повезло: гид Галина — человек искренне влюбленный в Валаам. Потому рассказы ее — это не простой набор фактов, это повествование о людях нынешних и давно ушедших, как о самых близких и дорогих. Слушая ее, переносишься на века назад будто во вчерашний день. Временами даже начинаешь путаться: а жив ли до сих пор схимонах, о котором звучит пронзительная история?
Из ее рассказов сплетается удивительный узор, в котором каждый скит имеет свое место и особое предназначение. Никольский, что высится златокупольным «маяком» у входа в Монастырскую бухту — некогда играл роль скита «таможенного». Местная братия встречала челны и баркасы, направлявшиеся в монастырь, строгим досмотром. На Святой земле не место всему бесовскому, потому оружие, табак, алкоголь летели за борт. А если кто из гостей и сам был «во хмелю», то отправлялся на ближайший небольшой островок с говорящим названием «пьяный» — до полного отрезвления. Говорят, на дне Ладожского озера по сей день находят бутыли с запретным «зельем». А когда компания «Россети« в 2009 году проводила кабель по дну Ладоги, то у берегов Никольского скита было обнаружено множество бутылочных донышек - от разбитых о скалы сосудов. Когда-то этот суровый по нравам скит был одним из самых ярких на Валааме. Образ храма во имя Святителя Николая Мирликийского до глубины души поразил автора «Трех мушкетеров» Александра Дюма во время его путешествия по карельским землям. «Заходили мы в монастырскую бухту и видели нечто удивительное. Храм играл как драгоценность, вынутая из зеленого бархатного футляра» - примерно так писатель охарактеризовал свои впечатления. В тот момент, по задумке зодчего Алексея Горностаева, создавшего это творение в древне-русском стиле, храм был красного кирпича, с серебряным шатром и золоченным куполом. На высоком берегу, под лучами солнца он и впрямь играл и переливался, как редкая драгоценность. Уже после появления Спасо-Преображенского собора, по словам Галины, Никольский скит было решено сделать более «смиренным»- он был выкрашен в белый цвет, шатер покрыт бирюзовой краской и лишь купол-луковка продолжал гореть золотым светом. Сегодня братия скита уже не занимается строгим досмотром приезжающих: их удел — молитвенные служения.
В самый старый и самый большой скит Валаама — Всесвятский — добраться не просто. От глаз людских он скрыт в глубине острова и ведет к нему старинная дубовая аллея. Братия этого скита, построенного там, где в XVI веке располагалась церковь преподобного Александра Свирского, живет по одному из самых строгих уставов. Три дня в неделю — понедельник, среду, пятницу — они проводят в молчании, вкушая только растительную пищу. В остальное время они так же держат строгий пост. Женщинам на территорию этого скита разрешен вход только раз в году - в первое воскресенье после дня Святой Троицы, на престольный праздник скита Всех святых. А потому, пока коллеги-мужчины отправились в храм смотреть редкие фрески, мы за воротами наслаждались благоуханием розовых кустов и водицей из скитского колодца, выбитого в скалах. А заодно рассказами об удивительных монахах-молитвенниках, коими был славен скит во имя Всех Святых. И среди них были не только старцы минувших лет — знаменитые Клеопа, Феодор и Леонид, но и наш современник — отец Серафим (Барадель / Покровский), который до недавнего времени был настоятелем Всесвятского скита. Француз по крови, они проникся верой православной на Афоне, и отправившись оттуда в Эссекс — к старцу Софронию (Сахарову), 20 лет был его учеником и келейником, впитывая его духовною мудрость. «Предстоять пред Богом — вовсе не значит стоять перед иконами, но чувствовать Его в своем глубоком сознании как наполняющего Собою все» - говорил отец Софроний. И этому наставлению следовал схиигумен Серафим, отправившись уже после кончины старца в Россию. Много лет он наставлял братию Всесвятского скита, но недавно по состоянию здоровья покинул Валаам, проповедуя теперь в Подмосковье. Но на «монастырском острове» память о нем жива. «Наш Д,Артаньян» - ласково называют его православные волонтеры, хотя от подверженного страстям гасконца смиренный и благочестивый Барадель отличается радикально.
Одним их героев его повествований был отец Федор — схиигумен с Порфирьевского острова, ставший добрым ангелом для приезжавших на Валлаам русских эмигрантов. В 30-е годы, когда архипелаг был под властью Финляндии, сюда тянулись россияне, волей судеб оказавшиеся вдали от родины. Для них Валаам — был оплотом Православия и частичкой той России, которой больше нет. Отец Федор встречал гостей на своем уединенном островке вкусными пирогами и душистым чаем, своей благочестивой беседой возвращая мир в их разбитые сердца. «Да и в душе, казалось, что-то наладилось. Не то, чтобы новые мысли или премудрость какая осенили. Ничего особенного нам о. Феодор не сказал. Но вот ощущение, что все в порядке (якобы наперекор всему, что в мире делается, даже многим скорбям в самом монастыре, ибо и монастырь не рай) — ощущение прочности и благословенности осталось. Все хорошо — несмотря ни на что» - писал Зайцев после посещения уединенного скита на Порфирьевсом острове.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 505885