На Валаамский архипелаг (а это четыре десятка островов – от больших до совсем крошечных) каждый год приезжают десятки тысяч горожан. И многие из них ездят сюда постоянно. Не могут не поехать. Валаам зовет. Здесь начало духовное гармонично сочетается с красотами северной природы.
На архипелаге расположен действующий мужской Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь. (Ставропигиальный означает находящийся в прямом подчинении Патриарху Московскому и всея Руси). О непростой истории обители и ее дне сегодняшнем вам расскажут во время экскурсий. А корреспонденту «Вечерки» удалось побывать там, куда туристов не водят.
Последняя новость: появилась надежда на возрождение 13-го и последнего из исторических скитов монастыря – во имя преподобного Германа, Валаамского чудотворца. Этот скит располагался на самом удаленном (порядка 40 км ) острове – Святого Германа. Обители на днях переданы храм (вернее то, что от него осталось) и развалины бывшей скитской котельни. Когда-то здесь были каменоломни, где добывали уникальные «красный» валаамский гранит и черный амфиболит, поставка которых в императорской России велась даже в Москву и Петербург (в частности – для строительства Спаса-на-Крови).
… Один час на скоростном катере от центральной усадьбы, и перед тобой встают угрюмые седые скалы, в которые корнями проросли сосны. Катер заходит в шхерный район: диво дивное. Маленький причал: ступеньки идут вверх. Поднимаюсь: картина – словно из сказов. Полуразвалившийся храм красного кирпича постройки 1903-1904 годов. И то, что осталось от него, свидетельствует: он был очень красив и необычен (архитектор – Николай Прокофьев, участвовавший в постройке Спасо-Преображенского собора, главного храма Валаамской обители). Романтичность пейзажу придают молодые деревца, нашедшие приют на его стенах. Взгляд уходит ввысь. И замирает.
Крест на маковке, простреленный в нескольких местах, склоненный, напоминающий распятие. А повсеместно внизу стен местами выколот кирпич: это во времена безбожия пытались сделать так, чтобы храм рухнул как бы сам по себе. Часть храма разрушена: здесь явно применяли взрывчатку. Но уничтожить храм полностью не удалось.
Здесь все было в горах битого кирпича. Это мы быстро расчистили территорию, чтобы к храму можно было подойти и даже заглянуть внутрь,
По чудом сохранившейся лестнице поднимаюсь на хоры. На облупившихся стенах надписи, в том числе и датируемые 1945 годом. Видимо так кто-то пытался отметить победу в Великой Отечественной.
Братия обители трудится на самых разных послушаниях: на огороде, на ферме (в том числе на сыроварне), в теплицах, в мастерских. А отец Максим, сотрудник службы благочиния, делает в келье кожаные лестовки («лестнички») – разновидность четок в дореформенной Руси. Четки похожи на патронташ, в каждое отделение которого закладывается текст с молитвой.
Трудятся монахи и на производстве свечей. В обители есть небольшой свечной завод, выпускающий до 40 кг церковных свечей в сутки.
А вы знаете, что свечи делаются с помощью двух огромных деревянных барабанов?
Отец Геласий показывает этот сложный трудоемкий процесс.
Вкратце его можно описать так: нити будущего фитиля наматываются на барабан. Далее нить поступает на участок с расплавленным воском. Нить проходит через металлический круг, в котором отверстия разного диаметра. Начинают с самого маленького. Нить окунается в воск, затем наматывается на другой барабан. Воск застывает. Снова нить поступает на участок с воском, уже проходя через большее по диаметру отверстие. И снова покрывается воском. Потом снова на барабан. Там послойно нить покрывается воском. После того как нить с воском достигла нужной толщины, ее «нарезают» на большие, метров в 6 длиной куски. Куски эти подсушиваются и затем из них нарезаются свечи нужной длины. Чтобы получился кончик фитиля, свечи подносят к разогретой плитке, и они слегка подтаивают с одного конца.
А вот совсем толстые свечи готовят по-другому: в специальные трубки (размером с будущую свечу) опускается нить фитиля, после чего из чайника в трубку заливают разогретый воск.
Воск используется только натуральный. Более темные свечи получаются из воска, вынутого из ячеек пчелиных сот (этот воск имеет сильный медовый запах). Более светлые – из воска, которым пчелы запечатываю ячейки.
Следующая остановка – пекарня. Кто едал валаамский хлеб (а его дают в трапезных обители) хором говорят одно: «Вкусно!» И – очень полезно. Хлеб-то делается не на дрожжах, а на закваске ржаной. Процесс достаточно долгий, никакой «химии» не применяют.
Тесто замешивают вечером, к утру оно подходит. И – в печь.
О печи надобно сказать отдельно. Печь – поистине сказочная. Такая у Бабы Яги могла быть. Огромная печь, к которой прилагаются лопаты этак метра в три и в которой можно испечь целиком корову.
Топится печь дровами. Начинают топить в 2 часа ночи, чтоб к 6 утра уже «перегорела». На лопаты «сажают» металлические формы-кирпичики с тестом, и в печь. Как уточнил трудник Владимир, если ржаной – выпекают до двух часов. Белый – готов за час. Объем производства – порядка 400 буханок в сутки.
Пекарня находится в старом монастырском здании. Там, где пекли хлеб монахи времен минувших. Так что преемственность есть, и рецепты взяты монастыря той поры.
Форелевая ферма – гордость монастыря. Разводят здесь форель радужную. Технологический процесс от икринки до взрослой упитанной особи занимает 3-4 года. Причем берутся икринки, из которых получаются форели-самки (нынешние технологии позволяют отличить, кто именно «вылупится» из икринки). Самки более жизнеспособны, к тому же икру дают. Как пояснил рабочий фермы Сергий, получают здесь до 50 тонн рыбной продукции в год.
Рыбки живут в бухте Ладоги. В специальных садках, ограниченных сетками. Подросшую рыбку перемещают в более свободные отсеки. Интересно, что садки, в которых рыбка маленькая, прикрыты сверху сеткой, которая защищает от птиц. А вот где достаточно крупная – сеток нет. Чайки просто сидят поодаль и наблюдают. Оказывается, на крупную рыбку птицы напасть не решаются: форель – хищница, и птице, сунувшейся в форелью стаю, не поздоровится в буквальном смысле слов. Покусают.
По той же причине форель не выпускают так сказать в свободное плавание, не заселяют ей внутренние озера архипелага. Потому что пострадают рыбы местные, нарушится природное равновесие.
Ну а по зиме для того, чтобы к садкам был доступ воздуха, во льду прорубаются лунки. Так что зимы форель переживает спокойно.
Недавно в монастырском саду появились теплицы, в которых круглогодично выращивают… цветы. Цветы (это прежде всего лилии и розы) идут на украшение храмов обители. То есть отпадет необходимость завоза цветов в холодное время года с материка.
Отец Михаил показывает самые необычные сорта. Пятнистая роза «Фокус-покус» – словно хамелеон меняет окраску. Цветок раскрывается: и прожилки желтого цвета становятся белыми. А белая лилия сорта «Бах» не имеет сильного запаха. Это с расчетом на то, что в храм могут придти и те, у кого аллергия на запахи.
Здесь же растут и совсем необычные для севера растения. Высажены бананы, с которых планируют получить от 20 до 100 кг плодов с растения. Пока еще растения маленькие, но все получится. По крайней мере в соседней теплице уже радуют глаз плоды настоящего ананаса. А еще есть абрикосы, ландышевое дерево (цветы на нем – как у ландыша), молодая поросль инжира, миндаля. Даже отросток библейской неопалимой купины с Синая прижился, что случается крайне редко.
Да, можем разводить цветы не хуже, чем в Голландии. Потому что с любовью, с молитвой растим. И вот такие рукотворные чудеса получаются,
Продолжается реставрация белоснежного здания Зимней гостиницы, которое выгорело в 2016 году. Сейчас практически все здание восстановлено, идут отделочные работы. Срок ввода здания в эксплуатацию – конец 2019 года.
Мы с Александром Киселевым, руководителем стройпроекта, идем по этажам. Что сказать? Материалы используются самые современные, но при этом полностью сохранена историческая детализация. Каждый старинный кирпич вынимали, чистили и ставили на место. Каждому окну – свой стеклопакет из дерева, выполненный по индивидуальным замерам данного окна (все окна в здании – разные, так сложилось исторически). Дымоходы восстановлены и будут использоваться как элементы вентиляции (отопление будет централизованное, паровое). То есть к сохранению исторического наследия здесь отношения очень бережное.
При этом здание оборудовано автоматической системой пожаротушения, а номера будут со всеми удобствами. Уже установлены просторные лифты для инвалидов, а подъемники будут поднимать продукты, которые будут завозить на машинах, в помещение огромной кухни (трапезная рассчитана на 100 посадочных мест).
Всегда много желающих бескорыстно потрудиться на восстановление обители. Причем волонтеры едут сюда не только из России, но и из других государств. Вероисповедание не имеет значения.
– Я приехал сюда из штата Орегон. В прошлом году посетил Санкт-Петербург, встретился со своим русским знакомым, который и подсказал мне идею поработать на Валааме. В США нет таких огромных монастырей, я поражен. У меня нет русских корней, мои предки – из Англии. Но 12 лет назад я принял православие. Меня не смущает никакая работа: могу и дрова колоть, и на огороде помочь, и на кухне. Главное – помогать делу возрождения, – поделился впечатлениями 36-летний Майкл Трифт, возвращающийся как раз из кухни, где проходил послушание по чистке рыбы.
… А на память о Валааме некоторые паломники и туристы берут… местных котят. Славятся валаамские коты музыкальным урчанием. Котят периодически раздают волонтеры с местной ветеринарной станции. Да, есть на Валааме маленькая ветеринарная станция, где лечат кошачье поголовье.
Татьяна Тюменева, Вечерний САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Монастырская пастораль.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481090