Пройдет совсем немного времени, и Валаам покроется снегом, наступит зима. Но сегодня, в пасмурные дни поздней осени, вспомним лето и совершим экскурсию по Верхнему саду монастыря.
Иван Сергеевич Шмелев в своей книге «Старый Валаам» называл монастырские сады «на камне произрастанием красоты». Издавна в теплое время года паломников встречали пышные кроны фруктовых деревьев и яркая зелень ягодных кустарников. В течение двух веков валаамские насельники терпеливо наращивали слой плодородного грунта поверх каменистой породы, поливали и удобряли землю. Было затрачено много сил, но результаты тяжелых праведных трудов поистине впечатляют. До революции по всей России славились плоды земные, выращенные на святой Валаамской земле. Порой урожаи бывали настолько отменными, что удостаивались высоких оценок на специализированных выставках. Так в 1861 году на осенней выставке плодов и овощей в Санкт-Петербурге за яблоки, сливы и груши обитель была награждена большой серебряной медалью, за овощи и арбузы – малой серебряной медалью.
Рукотворное изобилие растительной жизни в этом благословенном краю тем более удивительно в северных условиях архипелага. Здесь на 2-3 недели смещено по сравнению с материком наступление времен года. На Валааме всегда толще снежный покров и суровей ветра. При этом за счет воздействия Ладоги безморозный период длится на валаамской земле несколько дольше. Зима тут мягче, чем на большой земле, а летом солнце припекает достаточно сильно, чтобы подрумянивались бока яблок и груш, наливались соками смородина и крыжовник, насыщались ароматами травы.
Начало Валаамскому садоводству положено при игумене Назарии (1782 - 1801 гг.). Особенно садово-огородное хозяйство обители расцвело при игумене Дамаскине (1839 – 1881 гг.). С 1985 г. к работам по возрождению валаамских садов подключился Мичуринский государственный аграрный университет. На текущий момент, по ориентировочным оценкам, на Валааме произрастают яблони не менее чем 20 сортов. Возраст отдельных деревьев составляет 100–150 лет, причем они продолжают плодоносить.
Трудники и волонтеры, приезжающие на Валаам, часто послушаются на сборе полезных растений в лесу, например — ягод и листьев черники, зверобоя и земляники. Эти дары природы издревле используются для изготовления чаев и отваров. Впрочем, сбором естественно произрастающих трав дело не ограничивается.
В этом году очередной виток развития получил питомник лекарственных растений, так называемый «аптекарский» или ботанический сад. Он является частью Верхнего сада, разбитого к востоку от Спасо-Преображенского собора.
Площадь Верхнего сада составляет приблизительно 2,5 гектара. На открытом грунте в аккуратных рядках красуется салат, петрушка, укроп. К концу августа часть урожая уже собрана. На солнце пахнет теплой землей, а еще веет сложносоставным травяным ароматом. Он исходит от аккуратных клумб, от тщательно прорыхленных и прополотых участков, где дожидается своего часа около 20 видов пряно-ароматических и лекарственных растений.
Издавна в обителях устраивали «аптекарские» уголки. В течение жизни в монастыре, насельники закаляются в трудах и упражняются в добродетели смирения. Уязвимое же тело благодаря травам укрепляется во время суровых постов и в условиях влажного валаамского климата. Принципы отбора растений для монастырских садов, сведения о времени сбора, секреты хранения засушенных растений и составления сборов — все это совершенствовалось в монастырских стенах годами.
Относительно недавно обитель стала организованно восстанавливать Аптекарский сад на Валааме, в том числе силами трудников и волонтеров. Посевной материал пожертвовали неравнодушные миряне. Как только земля окончательно прогрелась после суровой валаамской зимы, семена легли в подготовленный грунт. Тот, кто сеял, особо обращался к святым преподобным Сергию и Герману Валаамским чудотворцам, а также к преподобному Антипе за помощью и поддержкой, смиренно прося, чтобы все посаженные растения взошли и принесли пользу монастырской братии, паломникам и гостям.
Практически все травы, посеянные весной, произросли и вызрели. Полюбуйтесь, какое благолепие на грядках! Вот вытянулся к солнцу мелкими остро-ароматными листочками тимьян, в просторечии чабрец. Впрочем, у этого полезного растения есть и еще одно название — «богородичная трава». Наши предки украшали ею лики Божьей Матери в святой Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Есть в аптекарском уголке и еще одно растение, связанное с христианской традицией — упоминаемый в Библии иссоп.
Иссоп переводится как «святая трава». У этого растения в народе много разных имен – пчелиная трава, синий зверобой, горячая трава, юзефка, гисоп. Говорят, в мире существует около 300 видов этого растения. Кроме того, в церкви иссоп использовался в качестве кропила. Веничком из иссопа окропляли предметы и помещения. В православии иссоп служит символом покаяния, смирения и очищения. Во времена раннего христианства иссоп часто использовался во время поста. По словам Филона Александрийского, во время поста некоторые подвижники благочестия, молитвенно очищая душу от грехов и дурных помыслов, пили только воду, а приправой к хлебу были соль и иссоп. Это одна из трав, которые использовались христианами, и во время пасхальной трапезы. В книге «Исход» в 12 главе «Установление пасхи» приводится повеление Божие: «Пусть съедят его (агнца) в сию ночь, испеченного на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его». И далее в главе 13: «Исполняй же устав сей в назначенное время из года в год». При переходе от длительного поста к грубой скоромной пище иссоп незаменим. Народная медицина различных народов применяет его лекарственные свойства для лечения многих заболеваний, связанных с желудочно-кишечным трактом, стенокардией, бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, ангиной, катаром дыхательных путей и воспалением мочевыводящих путей.
Произрастает в Верхнем саду золотистый зверобой, который используется для изготовления растительных антибиотиков. Тонкий медовый аромат испускает душица — весьма эффективная для лечения заболеваний нервной системы. Рядом притаились нежно-бархатистые листочки мяты — такой полезной при снятии болей и выводе мокроты. А вот и скромная огуречная трава бораго — ее добавляют в салаты, чтобы придать им свежий и пикантный вкус, а также насытить витаминами.
Потрясающее впечатление производит расторопша пятнистая. Мало того, что это растение содержит целый список полезных веществ (цинк, медь, селен, флаволигнаны, кверцетин, жирные кислоты), так оно еще и экзотически красиво: круглые лиловые соцветия в окружении зеленых листьев, подобных лучам звезды.
Змееголовник применяется для лечения разных заболеваний. Это растение содержит такие полезные вещества как: эфирное масло, флавоноиды, дубильное вещество, витамины, микро- и макроэлементы. Но оно еще и скромно-красиво: голубые цветки с длинными лепестками собраны в пышные кисти. Разноцветные бархатцы и сочно-оранжевая календула также выполняют две задачи: радуют глаз и лечат тело. Календула полезна при гипертонии, сердечной недостаточности и заболеваниях пищеварительной системы, а отвар из бархатцев служит хорошим желче- и мочегонным средством.
Перечислять свойства растений, выращиваемых в аптекарском уголке Верхнего сада на Валааме, можно долго. Еще они иллюстрируют такую добродетель как скромность: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Поражает, что столь полезные травы и цветы настолько неприхотливы. Не требуя к себе особого внимания, они приносят огромную пользу. Они подобны скромным людям, которые, не выпячивая свои заслуги, воплощают в жизнь Божии заповеди.
Уже в конце осени многое из лекарственного разнотравья собрано, высушено и отправлено на хранение. Процесс консервации растений на зиму требует точности, тщательности и предельной аккуратности. На чердаке летней кухни и в сараях созданы оптимальные условия, чтобы сохранить полезные свойства растений, не растерять их аромата и врачующей силы. С осени коробки с полезными растительными заготовками будут дожидаться своего часа, когда они понадобятся братии.
На всякую хворь, будь то распространенные на Валааме простуды, аллергии или сердечные недомогания, найдется своя умная травка, которая поставит на ноги. Взметнется над валаамской землей злобная вьюга или ударит коварная ростепель, а в кельях обители насельники будут отогреваться ароматным чаем со смородиновым листом и мятой; лечить кашель отваром из листьев тимьяна, шалфея и ромашки; укреплять сердце при помощи перечной мяты и шишек хмеля.
Понятно, что серьезные хронические заболевания, особенно спровоцированные стремительно мутирующими штаммами вирусов, одними травами не вылечишь. Отрадно отметить, что в обители существует аптека, куда лекарства жертвуют со всей России и из Белоруссии, а также из стран дальнего зарубежья.
Взять в равных частях небольшое количество смородинового листа, листьев мяты и иссопа, цветков календулы. Положить в заварочный чайник (в целом или измельченном виде). Залить кипящей водой. Настаивать отвар в течение 10-15 минут.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 468368