Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, о любви к ближним

Не всякое благополучное общество несет христианскую Истину и направлено на душевное сближение людей. Оно может существовать для угождения страстям и порокам.
29.11.2015 Трудами братии монастыря  10 811
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?». (Лк.10:25-29)

Во времена Ветхого Завета еврейский народ был призван защищать свою веру от язычества и идолопоклонства. Неверующих людей тогда не было, образ жизни любого народа, его культура, даже ремесло были связаны с религией. Поэтому тесное общение с язычниками создавало большую опасность для иудеев прельститься их верованиями, что многократно происходило в истории. По дьявольскому умыслу, это послужило поводом для законников и книжников издавать различные предписания об ограничении и запрете общения с язычниками. Слепое исполнение иудеями писаных правил часто доходило до крайнего жестокосердия с их стороны, что противоречило духовному Божественному закону, смысл которого заключался в заповеди о любви к Богу и к ближнему.

Объяснением этого служит история, которую мы слышали сегодня в Евангелии, рассказанная Спасителем законнику в качестве ответа на его вопрос «кто мой ближний?».

Если сравнивать наше время с ветхозаветным, то сейчас духовников спрашивают о том, «как мне возлюбить всей душой Бога?». Возможно, вопрос «кто мой ближний?» стал неактуален, осталось лишь сконцентрироваться на Боге, на возможности уединенной молитвенной жизни, как будто все остальные преграды на пути к Богу в душе нами уже разрушены. Но так ли это на самом деле? Какие ценности стали теми факторами, которые сблизили нас с людьми, разрушив затруднения по поводу того, «кто наш ближний?», которого мы должны любить как самого себя?

Если представить картину глобального масштаба, все люди служат деталями в большом механизме, работающем на потребление, удобную и комфортную жизнь, то вопрос о том, «кто наш ближний?» отпадает сам собой. Моим ближним, в этом случае, становиться всякий, кто создаёт моё благополучие и помогает удовлетворять мои потребности.

Так, любовь, которую мы так ждём друг от друга, с одной стороны, может сближать нас, а с другой стороны, может стать поводом к тому, чтобы отпасть от Истины. Не всякое благополучное общество несет христианскую Истину и направлено на душевное сближение людей. Оно может существовать для угождения страстям и порокам.

Человек так устроен, что он не будет добровольно обрекать себя на страдания, если промысел Божий не попустит этого. Человек выберет то место и тех людей, с которыми ему удобно жить. Он будет их считать своими ближними и любить как самого себя, потому что в этом он получает душевный покой без всякой внутренней борьбы.

Если мне не нравиться с кем-то жить, то я перееду в другое место. Если мне надоела работа, семья, послушание, монастырь – я их оставлю. Моим ближними становятся лишь те, кого выбирает моё «я», мои страсти. Пока я не избавился от собственного эгоизма, круг близких по духу людей становится безликой приятной для меня атмосферой, воздухом, которым я дышу, наполняю себя или растворяюсь в нём. Религиозные сообщества, секты, клубы и ассоциации, даже семья или монастырь могут стать безликой атмосферой для нашего «я». В этом состоянии я не отделяю себя от своего ближнего, ведь любое мое желание не находит сопротивления и меня это устраивает. Это состояние ослепления эгоизмом я несу и в общение с Богом, хочу Его также сделать продолжением своих желаний и амбиций.

В поучительной сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» её героиня старуха однажды получила абсолютную свободу в своих желаниях, общаясь с таинственной золотой рыбкой. Получив от неё всё, чего она желала, самолюбиво и властно используя в этом старика, её гордость, алчность и внутренняя пустота души продолжали требовать большего, заставляли её искать абсолютной власти. Она захотела стать владычицей морскою, не осознавая, что она – человек и исполнение этого безумного желания приведёт её к неминуемой смерти. Получив от рыбки молчаливый отказ, она лишилась всего и сразу, так как оно уже перестало её удовлетворять и приносить радость, а служило источником мучения, постоянным осознанием невозможности иметь большее и лучшее.

Сколько бы человек ни имел возможностей, ему не дано до конца удовлетворить какую-либо страсть. Она всё равно будет мучить его и требовать подпитки, пока не искоренится как паразитирующая в его душе болезнь. Старуха снова оказалась у разбитого корыта, но уже потеряв общение с таинственной рыбкой и упустив на закате своих лет чудное преображение своей жизни. Она снова вернулась к своей разбитой душе, пройдя через круговорот страстей, амбиций и эгоизма, исцелением которых она никогда в жизни не была озабочена.

Эту ситуацию можно сравнить с тем, когда человек садится за руль неисправного автомобиля, на котором хочет добраться до места своей мечты, но, к сожалению, он съезжает в обочину, разбивает машину, сбивает пешеходов и травмирует самого себя. Так замыкается наш жизненный круг, если происходит лишь реализация эгоистической личности, которая удовлетворяя пороки и душевный голод, ищет себя в другом человеке, обществе людей, в чём-то материальном и временном.

В наш век технологий, устав от внутреннего одиночества, человеческая душа погружается в виртуальный мир развлечений и общения по интернету в социальных сетях, создавая для себя на эмоциональном уровне иллюзию полноты жизни. Земное благополучие становится для неё конечной целью. Но собственная пустота и богооставленность настигает душу если не здесь, то в вечности. Поэтому всеблагой Бог, видя нашу ослеплённость, то, как мы остановились на своём духовном пути и успокоились в своих страстях, посылает искушение, которое разрушает созданную нами благоприятную среду для действия греха. Нам самим, без попущения Божьего, редко когда удаётся это сделать.

Только в таком случае мы по-настоящему глубоко заинтересуемся вопросом «кто же мой ближний?», которого я должен возлюбить, и для чего он мне дан Богом. Ведь в стесненных жизненных обстоятельствах, в стадии внутренней борьбы и страданий, разрешение этого вопроса принимает иную духовную окраску. В такой ситуации человек неожиданно теряет возможность сделать Бога или своего ближнего продолжением своего «я», своей воли, своего мнения. Заповедь о любви к ближнему становится в этом случае «камнем преткновения и камнем соблазна» (Рим.9:33) для человека, постоянно увлечённого собой и своими желаниями. Боль и страдания отделяют его самолюбивое «я» от ближнего в негативном переживании, заостряют его внимание на том, кто их ему причиняет. Порой, мы чаще в сердце вспоминаем обидчиков, чем благодетелей. Но через боль, поднимая со дна нашего сердца волны упрёков, негодования, обиды, эти люди становятся для нас весьма значимыми. Мы четко осознаём, что вот «я», а вот «он», и мы с ним разные.

Что или Кто может нас объединить? Точка отсчёта истинной духовной жизни начинается с момента, когда от меня требуется самоотвержение, о котором говорил Христос, а также усердная молитва к Богу, чтобы Его благодатью сокрушить мой эгоизм. Истинное христианство никогда не было религией слабых, ведь оно возводит человека, вслед за Богом, на крест.

Кто же наш ближний? Ответ: всякий, которого посылает мне Господь, зная моё устроение, мой характер, мои болезни. Наш ближний становится для нас либо неким духовным трамплином, с которого мы отрываемся от своего суетного эгоистического мудрования и устремляемся к Богу, в Котором находим истинный покой и блаженство, либо оврагом, в который мы проваливаемся с собственными страстями.

В этом ключе евангельская любовь к ближнему – это любовь не к своим страстям, а к своей зараженной грехом душе, которая ждёт от нас исцеления. Поэтому, не случайно в Евангелии, ближним, которого нам указывают возлюбить, назван тот, кто помог израненному разбойниками. В нашем случае – тот, кто помогает нам, израненным от демонов, избавляться от эгоизма и страстей. «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? - спрашивает Спаситель. Он сказал: оказавший ему милость» (Лук.10:36). Каждый раз, когда наш ближний, своей противоположностью по отношению к нашему мнению, заставляет нас сделать усилия, чтобы смириться, исполнить послушание, уступить ему или простить обиду, он этим исправляет нас и лечит вместе с Богом, тем самым, оказывая милость нашей больной самолюбием душе.

В жизни, по своему самолюбивому и упрямому характеру, нам легче, естественней и желанней победить других, чем самих себя, через свою рассудительность и непреклонную силу воли. В этой связи, Евангельские заповеди о любви к недоброжелателям, наши молитвы за обижающих нас и благословение проклинающих нас – это не пустая мораль, оправдывающая слабость и трусость. Сознательное исполнение заповедей болезненно вскрывает язвы нашего эгоизма, твердыни самолюбия и гордыни, а самое главное – поражает окружающих нас демонов.

При желании, приложенные усилия лечат и очищают душу, ведут к конечной цели христианского подвига – к стяжанию благодати Духа Святого и усыновлению нас Богу по слову Спасителя: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:45-48).

Когда мы понуждаем себя оставаться в мире с ближними, принимать их такими, какие они есть, несмотря на внутреннюю боль и скорбь души, с нами может произойти блаженное духовное откровение, к которому мы призваны ещё в этой жизни, описанное в Песне Песней: «Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей (Песн.3:4)…Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь» (Песн.2:4).

Таким образом, через боль и усилия над собой, человек познаёт Бога, Его Божественную любовь. Тогда исполнение первой заповеди о любви к Богу становится для нас живым опытом. Внутренние покои души, дотоле пустые, заполняются присутствием Христа, Божественной Личности, соединенной нераздельно с Отцом и Святым Духом, Которым всегда подобает от нас слава во веки веков. Аминь.

Иеромонах Игнатий (Смирнов)

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 409016

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 10:25
Ветер
4.0 м/с, ЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
747.3 мм рт. ст.
Влажность
90%