Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.1.

Первым собственным монастырским пароходом стала полученная в качестве пожертвования в 1870 году «Ладога».
02.10.2018 Laiva, Valamo.ru. Валаам. Виртуальная экскурсия  3 846

3. КОРОЛЕВА ЛАДОГИ. Так называли колесный пароход «Walamo». Корабль был оснащен парусами и клипперным носом. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.
3. КОРОЛЕВА ЛАДОГИ. Так называли колесный пароход «Walamo». Корабль был оснащен парусами и клипперным носом. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

Часть 1. Судоходство на Валааме к началу XX в.

Краткий обзор истории Валаамского архипелагаКак добраться до Валаама? — Собственные монастырские пароходы: «Сергий», «Герман», «Николай». «Valaam», «Walaam» и «Walaam» («Walamo»). — «Peippo», пароход Коневского монастыря. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.Подготовка текста.Работа с иллюстрациями. — Источники автора статьи: Архивы, Литература, Интернет-ресурсы.Благодарность за содействие.

На островах в северной части Ладоги, которую иногда называют Карельским морем, с давних времен расположен Валаамский монастырь. Монастырь всегда оставался православным и русскоязычным, несмотря на то, что в периоды 1919 – 1940 гг. и 1941 – 1944 гг. он находился в составе независимой Финляндии.

Говоря об острове Валаам, мы имеем в виду группу из 52 островов, самый большой их которых дал название всему архипелагу. Расстояние от Валаама до Сортавалы составляет около 40 километров. До 1940 года архипелаг являлся административной частью Сортавальского муниципалитета.

33. КАРЕЛЬСКОЕ МОРЕ. Ладога 18-е по величине озеро в мире, а объём его воды трёхкратно превышает объем всех озёр Финляндии. Валаамский архипелаг расположен в северной части озера, а ближе к его центу в районе Сортанлахти находится остров Коневец. Карта из коллекции ФИКС.
33. КАРЕЛЬСКОЕ МОРЕ. Ладога 18-е по величине озеро в мире, а объём его воды трёхкратно превышает объем всех озёр Финляндии. Валаамский архипелаг расположен в северной части озера, а ближе к его центу в районе Сортанлахти находится остров Коневец. Карта из коллекции ФИКС.
Значительное расстояние от материка и тот факт, что на острове проживало большое число жителей и к нему всегда стремилось много путешественников, послужили стимулом для развития судоходства.

Краткий обзор истории Валаамского архипелага

Нет точных сведений, когда на остров пришли первые монахи, однако временем основания монастыря считается вторая половина XII века. В то время на острове поселились греческий монах Сергий и монах по имени Герман.

Вскоре Валаам стал центром миссионерской деятельности и объектом паломничества всей Карелии, а благочестивые и богатые землевладельцы жертвовали монастырю средства и земельные наделы.

В XVI веке на землях, принадлежавших монастырю, проживало около 150 крестьянских семей, от налогов которых пополнялась монастырская казна. В 1581 году монастырь подвергся нападению шведских войск, которые убили 37 монахов и 47 мирских работников. Короткий мирный период продлился до 1611 года, когда на остров высадились шведско-финские войска, которые сожгли все постройки и разграбили имущество монастыря. Это был второй сильный удар, от него монастырь уже не оправился. Уцелевшая братия бежала в Старую Ладогу и более не вернулась на остров. В начале XVIII века Петр Великий повелел возродить обитель. В начале 1780-х гг. жизнь монастыря начала активно восстанавливаться, на острове проживало уже около 60 человек братии. Вскоре развернулась активная строительная деятельность, на острове были устроены первые скиты, возведены постоялый двор, больница и новые келейные корпуса.

34. КОЛЁСНЫЙ ПАРОХОД. На русской литографии середины XIX века колёсный пароход приближается к причалу монастыря. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.
34. КОЛЁСНЫЙ ПАРОХОД. На русской литографии середины XIX века колёсный пароход приближается к причалу монастыря. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.
В 1811 году Выборгская и часть Санкт-Михельской губернии объединились в княжество Финляндское, к которому был приписан Валаам. В то же время к старой Финляндии отошел и Коневский монастырь. Насельники монастырей находились в княжестве на особом положении и не считались гражданами Финляндии. В 1839 году монастырь возглавил игумен Дамаскин, при котором обитель достигла наивысшего расцвета. Новый главный собор был построен уже после смерти игумена Дамаскина в 1896 году и стал самым высоким храмом в Финляндии (75 метров).

Число насельников монастыря постоянно увеличивалось и к началу XX века превысило 1000 человек. Кроме них на острове проживало и работало большое число мирских рабочих.

Как добраться до Валаама?
1843-1889 гг.

Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.2.
Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.2.
До середины XIX века на остров можно было добраться на небольших парусных судах. В 1850-е гг. между Петербургом и Петрозаводском начал курсировать колесный пароход «Петр Великий». С 1853 года маршрут его проходил от крепости Орешек (куда пассажиры доставлялись пароходом «Александр Невский») через Коневский и Валаамский монастыри до города Сортавала. Регулярное пароходное сообщение с Петербургом было открыто в 1869 году.

Несмотря на утверждения многих источников, паровые суда ходили в Валаамский и Коневский монастыри еще до 1850-х годов. Так, осенью 1842 года в Петербурге было образовано судоходное товарищество, которое приобрело небольшой пароход для курсирования по маршруту Санкт-Петербург — крепость Орешек — Коневский и Валаамский монастыри — Сортавала — устье реки Свирь. Движение по этому маршруту осуществлялось уже летом 1843 года.

С лета 1857 до 1870-х годов через Валаам и Коневец до Сортавалы ходил колесный пароход «Летучий», владельцем которого была финская петербургская судоходная компания. Движение парохода было довольно нестабильным и причиняло много неудобств пассажирам, когда в назначенный день отправления корабль не приходил в порт. Расписание движения «Летучего» совпадало с днем и временем отправления другого парохода, финского «Walamo». «Летучий» отчаливал в сторону Ладоги от причала Смольного монастыря на Охте каждую пятницу.

«Летучий» был построен в Швеции в 1844 году и вероятно был продан в Петербург в 1872 году. В июне того же 1872 года корабль находился в городе Пори, где ремонтировался и обмерялся. Длина корабля составляла 152,8, а ширина 16,5 футов. Владельцем судна значился петербуржец Gabriel Taivany.

1. СТАРЫЕ И ВЕТХИЕ. В течение многих лет на маршрут Кякисалми / Сортавала – Санкт-Петербург с заходом на Валаам ставились старые пароходы, ходившие до этого по озеру Сайма. «Konkordia» запечатлена в момент выхода из Монастырской бухты, а «Koitto» («Заря») еще в бытность в Выборге. Фото: Мартти Мюллюля и ФИКС (Финский исторический корабельный союз)/коллекция Эркки Риимала.
1. СТАРЫЕ И ВЕТХИЕ. В течение многих лет на маршрут Кякисалми / Сортавала – Санкт-Петербург с заходом на Валаам ставились старые пароходы, ходившие до этого по озеру Сайма. «Konkordia» запечатлена в момент выхода из Монастырской бухты, а «Koitto» («Заря») еще в бытность в Выборге. Фото: Мартти Мюллюля и ФИКС (Финский исторический корабельный союз)/коллекция Эркки Риимала.

1860-1890 гг. по пути из Сортавалы в Петербург к пристани остова Валаам также причаливали суда «Walamo» (1859 Халл, Англия), «Koitto» («Заря»; 1855 Китээ, Финляндия) и «Ладога» (1877 Мальмё, Финляндия). Каждый из этих кораблей совершал полный круговой маршрут раз в неделю.

«Walamo» был красивым колесным пароходом длиной 163 фута, шириной 22 фута и грузоподъемностью около 179 тонн.

1889-1905: пароход «Aleksander»

2. РУССКИЙ ГОСТЬ. Петербургский пароход «Александр» ходил на Валаам в 1889 – 1905 гг. под командованием финского капитана. Фото из коллекции Мартти Мюллюля.
2. РУССКИЙ ГОСТЬ. Петербургский пароход «Александр» ходил на Валаам в 1889 – 1905 гг. под командованием финского капитана. Фото из коллекции Мартти Мюллюля.
В период 1889-1905 по маршруту Питкяранта – Сортавала – Валаам – Куркиёки – Кирвисалми – Сортанлахти – Коневец – Санкт-Петербург ходил управляемый капитаном А.Контуненом пароход «Aleksander», построенный в Савитайпале. Владельцем судна являлся промышленник и торговый советник из Выборга Константин Яковлев (1845-1904), который купил корабль в своём родном Санкт-Петербурге в июле 1888 года. Из-за высокой ввозной пошлины корабль никогда не был зарегистрирован в Финляндии. В первое же лето судно пришло в Хельсинки, где было модернизировано. На корабле появилось даже электроосвещение.

А.Контунен управлял кораблем до августа 1896 года, когда ранним утром по пути от Коневца в Петербург произошло несчастье. 31-летний капитан предположительно упал с капитанского мостика в воду и утонул. Происшествия никто не заметил, и какое-то время неуправляемое судно продолжало движение по открытой Ладоге.

После Контунена капитаном корабля стал Х.Курки.

1892-1919

В период 1892-1900 между Санкт-Петербургом и Сортавалой, заходя на Коневец, Валаам и Сортанлахти (ныне Владимирская бухта) курсировал пароход «Пётр I» (1877, Выборг), управляемый капитаном Ф.О.Баскиным. Примечательной особенностью судна являлось то, что на носу его название было написано кириллицей, а на корме по-шведски «Peter den andra». Владельцем судна, которое в Выборгском корабельном реестре значилось под финским именем «Peter I», являлся торговый советник Яковлев.

Пароход «Leima» («Печать»; 1874, Мотала), который очень много лет бороздил водные просторы, с 1896 по 1898 годы ходил по маршруту Валаам – Кякисалми (ныне Приозерск) – Санкт-Петербург. По какой-то причине корабельная компания не сообщала расписание движения этого судна в газете «Ладога». Часто «Leima» совершала развлекательные туристические рейсы.

В 1894 году пароход «Walamo» закончил обслуживать Ладожские маршруты и был продан на Каспий, куда и отправился 21 мая 1895 года по Свири и Волге.

3. КОРОЛЕВА ЛАДОГИ. Так называли колесный пароход «Walamo». Корабль был оснащен парусами и клипперным носом. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.
3. КОРОЛЕВА ЛАДОГИ. Так называли колесный пароход «Walamo». Корабль был оснащен парусами и клипперным носом. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

Время от времени к Валааму причаливали другие пароходы, которые привозили на остров туристов и паломников как из Санкт-Петербурга, так и из Финляндии.

В новом столетии, с 1911 по 1919 год, по маршруту Сортавала – Валаам – Яакимаа – Кякисалми – Сортанлахти – Коневец – Тайпале – Санкт-Петербург ходил пароход «Konkordia» (1875, Варкаус).

Собственные монастырские пароходы: до начала XX в.

Построены на острове: «Герман» и «Николай»

В 1884 году на средства монастыря было построено два парусных судна: 13-метровая барка «Герман» и 41-метровый галеон «Николай». Оба судна были построены на острове. «Герман» использовался братией для ловли рыбы, а «Николай» для сообщения с материком.

«Ilma» → «Ладога» → «Сергий»

Первым собственным монастырским пароходом стала полученная в качестве пожертвования в 1870 году «Ладога». Судно, построенное в городе Варкаус в 1865 году и реконструированное перед припиской к монастырю, получило имя «Сергий» в честь основателя обители. Изначально судно было беспалубным, но при реконструкции в 1890 году в самом монастыре на нём была устроена палуба. Первым капитаном нового монастырского судна стал монах польского происхождения Иракл.

14. СТАРИК ИЗ ВАРКАУСА. Одним из первых монастырь приобрел произведенный на верфи города Варкаус пароход «Сергий». На фото корабль еще белый с синими полосами на корпусе. Фото из коллекции Мартти Мюллюля.
14. СТАРИК ИЗ ВАРКАУСА. Одним из первых монастырь приобрел произведенный на верфи города Варкаус пароход «Сергий». На фото корабль еще белый с синими полосами на корпусе. Фото из коллекции Мартти Мюллюля.
Выяснение подробностей раннего этапа существования корабля «Сергий» представляло немалые трудности, но в конце концов крупицы сведений, почерпнутых из самых различных источников, сложились в целостную картину. Речь идет о судне «Ilma» («Воздух»), сошедшем вторым по счету со стапеля верфи Пауля Вала (Paul Wahl) в городе Варкаус. Поскольку дальнейшая история этого корабля важна для нас, первые годы его существования заслуживают внимания.

Хотя по документам верфи он числится вторым по счету, это был, тем не менее, первый пароход с металлическим корпусом, построенный на ней. Пароход «Alku» («Начало»), который числился под первым номером, имел деревянный корпус, собранный в городе Кейтеле, а на верфи в Варкаусе на нём только были установлены паровая машина и котел. Судно «Ilma» мощностью в 12 лошадиных сил сошло со стапеля в конце мая 1865 года и отправилось в сторону Выборга. Однако по пути из-за сильного ветра вышел из строя гребной вал, и пароход был вынужден вернуться в Варкаус для ремонта. В Выборг после ремонта «Ilma» прибыла 11 июня и на следующий день совершила пробный рейс по маршруту Выборг — Уурас (ныне Высоцк). Через несколько дней Пауль Вал подписал купчую на корабль с выборгским товариществом «Алли», которое уже использовало для сообщения с пригородами Выборга построенный годом ранее в Турку пароход «Alli».

Вновь приобретенная «Ilma» была значительно больше по размеру, ее длина составляла 22,37 м, а ширина — 4,14 м. В следующем году, когда «Ilma» была продана в Сортавалу, товарищество «Алли» арендовало в городе Куопио пароход «Kaino» («Застенчивый») для курсирования по линии Выборг — Уурас. «Kaino» планировалось использовать временно, пока на выборгской верфи не будет построен новый уже заказанный пароход для обслуживания этой линии.

«Ilma» была куплена жителем Сортавалы Петром Лаврентьевичем Гаевским (Petter Laurentsson Gajewski) совместно с господами Парвиненом (Parvinen) и Смирновым (Smirnoff). Под новым именем «Ладога» судно стало ходить по маршруту Сортавала — Салми с заходом в Рауталахти, Янаслахти и Питкялахти. Небольшое судно иногда даже совершало рейсы в Санкт-Петербург и буксировало баржи. «Ладога» также ходила по реке Ляскелянйоки.

Хотя сообщение с Салми было очень важным для Сортавалы, владельцы не смогли побороть искушения и продали судно по хорошей цене богатому петербургскому купцу. Таким образом, прямо в разгар летнего сезона 1870 года пароход был снят с рейса. Петербургский купец, чьего имени не осталось ни в одном документе, будучи благочестивым верующим, сразу после приобретения передал пароход безвозмездно монастырю. В монастыре пароход получил новое имя «Сергий» и стал служить для сообщения острова с Сортавалой. Сведения об этом корабле, который исправно служил вплоть до советско-финской войны, можно найти во многих источниках. Поначалу корабль имел белый корпус с синими продольными полосами, позднее он был полностью перекрашен в белый цвет.

Водное сообщение Сортавалы с Салми было восстановлено только летом 1873 года, когда местная пароходная компания купила в Миккели пароход «Saima» и поставила его под новым именем «Helmi» («Жемчужина») на рейсы по восточной Ладоге.

15. ПЕРЕД ОТПРАВЛЕНИЕМ. «Сергий» перевозил пассажиров от Валаама до Сортавалы. В праздники корабль был всегда переполнен. В ожидании отправления 28 июля 1926 года. Фото: ФИКС.
15. ПЕРЕД ОТПРАВЛЕНИЕМ. «Сергий» перевозил пассажиров от Валаама до Сортавалы. В праздники корабль был всегда переполнен. В ожидании отправления 28 июля 1926 года. Фото: ФИКС.

«Николай» и «Peippo» (пароход Коневского монастыря)

16. ЧЕРНЕЦЫ И БАРЖИ. Небольшой катер «Николай» использовался преимущественно братией. Он перевозил монахов на окрестные острова и буксировал баржи. Происхождение и судьба судна неизвестны. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.
16. ЧЕРНЕЦЫ И БАРЖИ. Небольшой катер «Николай» использовался преимущественно братией. Он перевозил монахов на окрестные острова и буксировал баржи. Происхождение и судьба судна неизвестны. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.
После парохода «Сергий» монастырь вероятно приобрел небольшой пароход «Николай». Об этом судне, за исключением фотографий, остались очень скудные сведения. Судно начало выходить в рейсы в конце XIX века. Это был маленький самоходный шлюп с салоном в кормовой части и навесом от солнца в носовой.

В соседнем Коневском монастыре был по крайней мере один свой пароход. Газета «Ладога» от 1882 года сообщала, что владелец «построенного в прошлом году в Сортавале» самоходного шлюпа «Peippo» («Зяблик») устраивает на паровой лесопилке, где пришвартован корабль, инструктаж для покупателей по использованию паровой системы корабля. На «Peippo», длина которого составляла лишь 22 фута, был установлен паровой двигатель мощностью в полторы лошадиные силы. Тем не менее, в объявлении о продаже говорилось, что на борт шлюп может принять до 20 пассажиров, а его привлекательность повышало замечание, что ««Peippo» как нельзя лучше подходит для прогулочных и развлекательных поездок гораздо более продолжительных, чем рейс из Сортавалы на Валаам». Машинист лесопилки Юхана Хирвонен в течение многих лет строил шлюп для коммерсанта М.Хирвонена. К 1885 году шлюп был достроен окончательно. Так или иначе, новости от октября 1886 года сообщают, что шлюп был продан в Коневский монастырь.

Валаамское судно «Николай» использовалось преимущественно для сообщения главного острова с малыми островами, на которых располагались скиты, где в отшельничестве подвизались монахи монастыря. Также судно буксировало баржи, на которых с малых островов доставлялись на Валаам сено и дрова, а к материку на продажу отправлялась сельскохозяйственная продукция монастыря.

«Valaam» (он же «Александр»?)

Имеются также упоминания о том, что ранее монастырь имел небольшое самоходное судно «Valaam». В 1895 году судно с таким именем перевозило пассажиров парохода «Пётр I», севшего в тумане на мель в устье Монастырской бухты, к причалу Валаама, а оттуда в Сортавалу. Доказательством существования этого корабля являются также фотографии довольно плохого качества, на которых запечатлено выкрашенное светлой краской небольшое судно c плавными очертаниями корпуса, высокой трубой небольшого диаметра и без крытого салона.

17. ВИЖУ ЗЕМЛЮ? Монах забрался на мачту парохода «Valaam» для фотографирования. Сведений о корабле «Валаам» не сохранилось. Возможно, он не был в собственности монастыря. Фото из книги «Валаам» (1974).
17. ВИЖУ ЗЕМЛЮ? Монах забрался на мачту парохода «Valaam» для фотографирования. Сведений о корабле «Валаам» не сохранилось. Возможно, он не был в собственности монастыря. Фото из книги «Валаам» (1974).
Некоторые источники утверждают, что «Valaam» был построен на верфи Хиеталахти в Хельсинки. По крайней мере, в это верит сама верфь, в строительном реестре которой значится построенное в 1882 году судно под именем «Walamo» и строительным номером 90. В действительности в 1882 году на верфи было построено три парохода: «Lilla Björn», «Frithiof» и «Björn». Последний названный корабль тем же летом был продан в Хамину коммерсанту по имени К. Аладин.

По какой же причине в список включён «Walamo»? Вероятно, составитель строительного реестра, который создавался в более позднее время, обнаружил документацию или чертежи, касающиеся этого судна. В журнале обмера судов Хельсинкского магистрата имеются сведения о корабле с таким именем. Оно было обмеряно 6 июня, длина его, согласно информации журнала, составляла 163 фута (50 метров). Более детальное исследование проясняет, что ходивший по Ладоге колесный пароход «Walaam», принадлежавший жителям Сортавалы, зимой того года действительно стоял на ремонте на верфи в Хиеталахти.

Имеется также еще один пароход, которой мог принадлежать Валаамскому монастырю, и сведения о котором отсутствуют. Речь идет о 76-футовом судне «Александр», построенном в августе 1867 года в городе Варкаус на верфи Пауля Вала под номером 8. На корабле был паровой двигатель мощностью 20 лошадиных сил. Согласно реестру верфи, пароход был заказан для сортавальского Валаама. По сообщению газеты «Tapio», никаких новостей о судне с момента его спуска на воду не было получено. Не это ли упомянутый ранее и сменивший название пароход «Valaam»?

«Ладога» → «Walaam» (1896-1898). Галеас «Герман»

Когда в 1893 году была построена железная дорога до Сортавалы, а в следующем году до Йоенсуу, братия монастыря задумалась о приобретении своего транспортного корабля. В апреле 1896 года монастырь купил у сортавальского купца и муниципального советника Карла Ниссинена подходящий корабль. Длина его превышала 40 метров, и построен он был в Швеции в 1877 году. Со дня спуска на воду корабль ходил по Ладоге между Сортавалой и Петербургом под русскоязычным именем «Ладога». Судьба была исключительно благосклонна к экипажу корабля. Осенью 1883 года команда судна, состоявшая из семи человек, в газетном сообщении от всей души благодарила капитана корабля Г.Хеденгрена и штурмана Яатинена за успешную навигацию.

Ниссинен купил «Ладогу» на аукционе за 50 000 марок за месяц до совершения купчей с монастырём.

Отцом Карла Ниссинена был директор банка и торговый советник Александр Ниссинен, который в 1857 году вместе с коммерсантом Эдвардом Боэмом (Edward Boehm) и еще одним коммерсантом из Кякисалми (ныне Приозерск) основал компанию «Finska Ladoga Ångfartyg» для конкурирования с русскими кораблями на перевозках в Петербург. В 1876 году компания была реорганизована и получила новое название «Nya Finska Ladoga Ångfartygsaktiebolag». Компания приобрела судно «Ладога», то самое, которое впоследствии купил монастырь. Монастырь дал кораблю новое название «Walaam», и 15 мая он встал на линию Сортавала – Санкт-Петербург (Калашниковская набережная) с заходом на Валаам.

Кроме регулярных рейсов, «Walaam» совершал так называемые развлекательные поездки из Сортавалы на Валаам. Например, летом 1896 года пароход часто отправлялся в восемь утра из Сортавалы и возвращался обратно к трем пополудни. В программу поездки стоимостью в три марки, кроме всего прочего, входил круиз на небольших монастырских катерах по «живописным окрестностям Валаамского архипелага и услуги экскурсоводов, которые знакомят гостей со всеми заслуживающими внимания достопримечательностями монастыря».

В 1896 году, когда «Walaam» начал привозить гостей на Валаам, в Импилахти на верфи Койринойя был построен 34-метровый галеас «Герман». Предшественник с тем же названием в следующем году был продан в Салми.

К сожалению, «Walaam» не долго радовал монастырь. 1 мая 1898 года на полной скорости он налетел на торчащие из воды скалы в районе отмели Варпасаари и утонул. Это случилось в районе пяти часов вечера по пути из Питкяранты в Салми. Столкновение было настолько сильным, что оторвался корабельный паровой котел.

На место катастрофы прибыл буксир, принадлежавший торговой палате «Громов &Ко» города Импилахти, который эвакуировал с тонущего корабля пассажиров и экипаж. На следующий день тот же буксир вернулся к месту крушения и доставил в город груз с затонувшего корабля.

Было предпринято несколько попыток поднять затонувший корабль, но, когда судно уже было практически на поверхности воды, в результате разыгравшегося шторма оно снова погрузилось на еще большую глубину. Удалось снять с корабля и оттранспортировать на Валаам только паровой котел и машину.

Монастырь начал планировать покупку какого-либо старого судна и установку на него парового оборудования с парохода «Walaam», однако по ряду причин этого не случилось, и оборудование было приспособлено для использования на острове.

Монастырь снова остался без своего корабля для осуществления регулярного сообщения с материком. К острову причаливали только суда «Александр» и «Koitto», принадлежавшие внешним владельцам.

18. ШВЕДСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ. Фотографий монастырского корабля «Walaam» до сих пор не найдено. Монастырь пользовался кораблем около трех лет, до его крушения осенью 1898 года. На фото судно еще под прежним названием «Ladoga» в момент отправления из Петербурга в Ладогу. Фото из коллекции Мартти Мюллюля.
18. ШВЕДСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ. Фотографий монастырского корабля «Walaam» до сих пор не найдено. Монастырь пользовался кораблем около трех лет, до его крушения осенью 1898 года. На фото судно еще под прежним названием «Ladoga» в момент отправления из Петербурга в Ладогу. Фото из коллекции Мартти Мюллюля.

«Пётр I» → «Walaam» («Walamo»; купл. 1900)

Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.3.
Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.3.
Замену потерпевшему крушение судну «Walaam» удалось приобрести только два года спустя, 28 июня 1900 года, когда была совершена купчая на пароход «Пётр I» с петербургским торговым советником Константином Яковлевым. Вышеназванный корабль годом ранее был уже во второй раз основательно модернизирован на верфи города Выборга, в результате чего на судне был установлен изготовленный на той же верфи новый паровой котёл. Яковлев попросил за судно 60 000 рублей.

До этого «Walaam», построенный на выборгской верфи в том же году, что и его предшественник, под своим первоначальным именем «Elias Lönnroth» много лет перевозил пассажиров на линии Выборг – Куопио. В 1891 году в Хельсинки корпус судна был удлинен до 43 метров.

До конца сезона «Пётр I» ходил под командованием капитана С. Хови и со старым именем, но уже под флагом нового владельца. Следующим летом судно, поступившее под начало капитана М.Каартинена, получило финское название «Walamo», однако в опубликованных расписаниях оно значилось под именем «Walaam». Возможно, что финскоязычное название было написано на борту корабля только после получения Финляндией независимости.

Путешествие в каюте парохода обходилось пассажиру в 5 рублей 50 копеек. В третьем классе можно было проехать за 2 рубля 25 копеек.

Ресторан судна славился своей кухней. В меню, кроме разнообразных рыбных блюд, предлагалось отведать котлеты по-гамбургски, бефстроганов и мясные фрикадельки, тушёные в сметане.

Рами Вирранкоски. Валаамский монастырь как крупная судоходная компания.

Источник: Rami Wirrankoski. Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo. // Laiva. — 2010. — №3. P.18-36.

Перевод статьи и подписей к иллюстрациям (для сайта valamo.ru): Марина Павлова.

Оформление подписей к иллюстрациям (для сайта valamo.ru): Анна Ораева.

Подзаголовки, оформление интернет-публикации (для сайта valamo.ru): Яна Гайдукова.

© Valamo.ru. Валаам. Виртуальная экскурсия.

© www.slhy-laiva.fi (LAIVA 3/2010)


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:

Rami Wirrankoski. Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo. // Laiva. — 2010. — №3. P.18-36.

Munkkihöyryt – Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo (Rami Wirrankoski)

Merkkipäiviä Näsijärvellä (Juhani Valanto)

Rehellinen Warkaus höyryää Saimaalla (Antti Aho)

Iki-Kiannon vesillä (Rami Wirrankoski)

Подготовка текста (для сайта valamo.ru):

Перевод статьи и подписей к иллюстрациям: Марина Павлова.

Подзаголовки: Алина Баганова, Яна Гайдукова.

Примечания: Марина Павлова (в тексте — к финским названиям), Яна Гайдукова (в сносках).

Оформление интернет-публикации: Яна Гайдукова.

Работа с иллюстрациями (для сайта valamo.ru):

Сканирование статьи: неизвестно.

Подготовка иллюстраций из скана: Яна Гайдукова.

Перевод подписей: Марина Павлова.

Оформление подписей к иллюстрациям: Анна Ораева.

Источники автора статьи

Архивы:

Национальная библиотека, архив периодики

Штаб военно-морского флота, журнал списанных судов

Краевой архив г. Миккели, мэрии городов Сортавала и Приозерск

Военный архив, бортовые журналы Ладожского флота

Краевой архив г.Турку, магистрат г. Раума

Литература:

Risto Anttila. S/S Suursaari : 1927–1945 : Suomenlahdelta Petsamoon, 2008.

Visa Auvinen. Leijonalippu merellä, 1980.

Borgå Tidning

Finlands Allmänna Tidning

Helsingfors Dagblad

Helsingfors Tidningar

Hufvudstadsbladet

Ilmarinen

Paavo Koponen. Laatokka, Karjalan meri, 1986.

Erkki Kuujo. Laivat Laatokalla, 1987.

Laatokka

Nya Pressen

Arkkimandriitta Panteleimon. Vanha Valamo, 1987.

Eino Salakka. Lapsuuteni vanha Valamo, 1980.

Sawo

Suomalainen Virallinen Lehti

Jorma Tuomi-Nikula. Suomen laivat punatähtisen sotalipun alla, 2000.

Uusi Savo

Uusi Suometar

Valamo. Petroskoi, 1991.

Valamo. Historiaa ja kuvia Laatokan luostarisaarilta, 1973.

Wiborgs Tidning

Viipuri

Viipurin Sanomat

Åbo Underrättelser

Östra Finland

Интернет-ресурсы:

kansallisbiografia.fi

www.karjalatk.fi

www.sortavala.fi

fi.wikipedia.org

Благодарность за содействие:

Visa Auvinen

Per Gustavsson

Arno Hakkarainen

Erkki Marttila

Martti Myllylä

Jukka K. Pajala

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415782

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
сегодня в 21:47
Ветер
1.8 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.8 мм
Давление
759.8 мм рт. ст.
Влажность
95%