Роль Валаамского флота в Cоветско-Финской войне. — Эвакуация и передача Валаама СССР. — Валаамский флот во время Второй мировой войны. Гибель «Valamon Luostari». Поднятие пароходов «Otava», «Aalto», «Sergej», «Sofia» и др., их эвакуация в СССР или Финляндию («Allokas», «Sergej», «Nikolai»). Комплектация 3-ей Морской роты (к августу 1942 г.). — После Второй мировой. «Sergej» — теплоход Нового Валаама. — БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ. — Подготовка текста. — Работа с иллюстрациями. — Источники автора статьи: Архивы, Литература, Интернет-ресурсы. — Благодарность за содействие.
Валаам, находившийся в приграничных водах Ладоги, первым подвергся ударам советско-финской зимней войны. Советская авиация периодически бомбила остров, но главный монастырский собор и примыкающие к нему постройки, к счастью, избежали разрушений. Братия, число которой к этому времени сократилось до 200 человек, во главе с игуменом Харитоном, начала эвакуироваться вглубь Финляндии осенью 1939 года.
Судно «Sofia» до сих пор остававшееся на берегу, в ноябре было отдано старшеклассникам для сдачи в металлолом, но его демонтаж даже не успели начать.
11 и 12 октября пароходы «Valamon luostari» и «Sergei» были реквизированы на нужды военно-морского флота в качестве транспортных кораблей, но с окончанием навигации они, как и судно «Otava», были возвращены на Валаам на зимнюю стоянку.
Первым 2 января 1940 года из района острова Мантсисаари вернулся «Sergei», а 17 января, сопровождаемая ледоколом «Aallokas», в Никоновскую бухту вошла «Otava». «Aallokas» продолжал навигацию до 21 января, когда он был поставлен на зимнюю стоянку возле острова Мустасаари. Четыре дня спустя судно вместе с буксиром «Tarmo» («Энергия»), переделанным в канонерскую лодку, были переведены в пролив между Петяясаари и Хепосалонсаари, укрыты и оставлены на зимовку.
21 января рядом с «Otava» упало 11 авиационных бомб, в результате чего были выбиты все стёкла и осколками сильно повреждён корпус.
Сильнее досталось на следующий день кораблю «Valamon luostari», стоявшему на зимовке в Никоновской бухте. Три советских самолёта около полудня атаковали бухту, и одна из бомб попала в корму корабля, где начался пожар. Две бомбы пробили лёд по бокам от судна, и еще одна — за кормой. В 13.15 судно погрузилось на 7-метровую глубину, над водой остался виден лишь метровый кусок мачты.
«Sergei», служивший с осени транспортным кораблём вооруженных сил, на зиму был оттранспортирован в Монастырскую бухту, где впоследствии был взорван отступавшими финскими войсками.
13 марта лейтенант Вейкко Уккола взорвал судно с помощью килограммового тротилового заряда. Буксир «Aalto» («Волна»), бывший в пользовании Валаамского полка береговой артиллерии и стоявший на зимовке у причала Никоновской бухты, как и стоявшая в центре бухты «Otava» были потоплены таким же образом.
Приказ о затоплении кораблей после подписания мирного договора был получен военно-морскими подразделениями утром 13 марта. Через сутки Министерство обороны отменило этот приказ, однако его уже успели исполнить на Валааме и в Сортавале на верфи острова Хавус, где рядом с причалом были взорваны и потоплены землечерпалка «Laatokka», буксиры «Ahti», «Astra», «Pitkäranta», «Töysä» и «Voima», а также катер «SP 17».
Монастырь был окончательно эвакуирован в феврале-марте 1940 года. Бóльшая часть насельников покинула остров 4 февраля, когда советская авиация в течение суток непрерывно и ожесточенно бомбила Валаам. Последние монахи ушли с острова 13 марта.
Бóльшую часть движимого имущества монастыря удалось перевезти на материк, скот практически весь погиб во время перехода по льду Ладоги.
19 марта отец Симфориан поднялся на колокольню главного храма и 12 раз ударил в самый большой колокол «Святой Андрей», что означало смерть обители.
Согласно мирному договору, Валаамские острова были переданы Советской стороне в 10 часов утра.
Пометки в штабном журнале Ладожского подразделения вооружённых сил повествуют о последних часах военного противостояния: «В 10.00, точнее, на 40 минут раньше, на Валаам прибыли русские для совершения официальной передачи острова. Однако капитан Мякелайнен обратил их внимание на это, и тогда они покорно остались ждать наступления назначенного времени, хотя в составе группы находился комбриг. Русские находились всю ночь в домике отшельника[1] и вели себя очень тихо». Накануне вечером на остров со стороны Мантсисаари на лыжах пришла группа из 18 русских под командованием лейтенанта Бондарева, которым капитан Мякинен из жалости разрешил переночевать в избушке отшельника, потому что «ребята были очень уставшие».
Малочисленная валаамская братия разместилась в Новом Валааме в Хейнявеси, в бывшей усадьбе cемьи Саастамойнен Папинниеми.
С началом Второй мировой войны финские военные смогли вернуться на монастырский остров, тогда как эвакуированные монахи больше никогда не вернулись на Валаам.
Первые финские боевые подразделения сошли на берег Никоновской бухты 20 сентября 1941 года и нашли остров совершенно опустевшим. В эти же дни, 26 числа, финские военные зашли на Коневец.
В уцелевших пустых помещениях Валаамского монастыря в советский период была размещена школа боцманов и юнг, но ремонтно-восстановительные работы на острове в этот период практически не производились. Бóльшая часть деревянных построек сгорела, как и причалы и находившиеся вблизи них здания.
Русские попытались поднять два парохода, затопленные в Монастырской бухте, но преуспели только с одним – бóльшим по размеру судном «Otava», которое было уведено с острова, и сведений о его судьбе с тех пор не имеется. Также был потерян паровой буксир «Aalto», находившийся в пользовании вооружённых сил.
Последняя информация об «Aalto» относится к концу декабря, когда он отправился спасать судно «Sergei», чей гребной винт запутался в канатах.
Также русские предприняли попытку поднять «Sergei». Водолазы успели заделать пробоины в корпусе судна, однако подъём по какой-то причине не был осуществлён.
Финское командование решило поднять судно, и работы начались 22 февраля 1942 года. На льду были построены крепкие кóзлы, на которые уложены тали. Водолазы обвязывали судно канатами и одновременно законопачивали все отверстия, чтобы можно было выкачивать воду из внутренних полостей. 10 марта судно было поднято на поверхность.
Когда Ладога освободилось ото льда, буксир «Viisitoista» («Пятнадцать») оттранспортировал «Sergei» в Сортавалу для ремонта. Ремонтные работы закончились только к 15 октября, и судно было отправлено в Лахденпохья для установки на нём оборудования. Впоследствии судно использовала 3-я морская рота, а с 3 декабря 1942 года по осень 1944 года - 3-й полк береговой артиллерии.
3-я морская рота также была укомплектована буксирами, полученными из внутренних вод. Согласно перечню личного состава, на 21-е августа 1942 года 3-я Морская рота имела одного офицера, 66 младших офицеров и 186 матросов; в наличии имелось 210 лошадей и 8 велосипедов. Плавсостав роты состоял из пароходов «Aalto», «Aunus», «Broker», «Bror», «Kemi 12», «Kemi 15», «Kuusi», «Oulu 4», «Sergei», «Toimi», «Tor» и «Viisitoista», двух моторных понтонов, кабельной баржи и 20 моторных лодок.
В обязанности 3-й Морской роты, кроме транспортных перевозок, входило обслуживание оборудования укрепрайонов, прокладка и ремонт кабеля, поиск и подавление береговых и островных огневых точек противника.
Старая «Sofia» была найдена на монастырских стапелях в том же состоянии, в каком она была оставлена после советско-финской войны. В течение 1943 года судно было демонтировано.
По другим сведениям, судно было разобрано годом ранее. В штабном журнале 3-й Морской роты имеется запись, что 15 июля ею был получен приказ забрать груз на Валааме и перевезти его в Сортавалу. С этой целью на остров был откомандирован «Aunus», который через три дня вернулся в Сортавалу со 150-ю тоннами металлолома на борту.
«Valamon luostari», потопленный в Никоновской бухте, поднять не пытались. Водолазы при обследовании судна нашли его корпус и палубу слишком деформированными. Видимо, остов корабля до сих пор покоится на том же месте.
Когда в Войне-продолжении наступил перелом, и русские стали наступать в Приладожье, ладожские суда вновь предстояло эвакуировать вглубь старой Финляндии. Самые большие корабли пришлось оставить, по возможности причинив им максимальный ущерб.
Некоторые суда и моторные лодки были перевезены в Сайму по железной дороге. Среди них оказался и «Sergei», который с весны 1944 года находился в пользовании Военно-морского флота и 1 февраля получил имя «Valamo». «Valamo» был переброшен в район Аландских островов, переоборудован в моторное судно и еще много лет служил для сообщения береговых укрепрайонов.
В 1949 году судно было передано Береговому полку города Турку (TurRR), где оно до 1950 года обслуживало маршрут Раума – Куускаяскаари. В 1951 – 1956 гг. судно ходило по маршруту Турку – Корпо – Утё.
О судьбе судна «Nikolai» сведения отсутствуют. Вероятно, русские перебросили его из Ладоги еще в 1940 году, потому что в межвоенный период о нём нет ни одного упоминания. Также возможно, что этот небольшой корабль был продан в 1930-е гг.
Построенный на государственные деньги ледокол «Aallokas» в марте 1940 года остался русским, которые переименовали его в «Шексна» и использовали в качестве учебного корабля. В 1940 году судно заходило в Хельсинки, но с началом Войны-продолжения было возвращено в Ладогу в пользование вооружённых сил. В послевоенный период судно ходило по морской акватории, и в 1956 году оно было переделано в моторное судно «ОТ-33». В 1963 году судно было сдано в утиль.
В соответствии с мирным договором, Валаамский архипелаг был передан Советскому Союзу, и последние финские военные покинули остров 20 сентября 1944 года в 11.30.
Престол из Верхнего храма главного монастырского собора и позолоченные напольные подсвечники сейчас находятся в Успенском кафедральном соборе города Хельсинки. Остальные церковные принадлежности Валаамского монастыря хранятся в Новом Валааме в Хейнявеси.
В старом Валааме после войны была размещена русская военная база и дом для престарелых. После распада Советского Союза в 1990 году монастырь был передан Московскому патриархату.
Сейчас происходит реставрация зданий, и на острове после пятидесятилетнего перерыва вновь поселились монахи.
Также на острове появились и туристы, которые приезжают туда на круизных пароходах и судах на подводных крыльях как из Сортавалы, так и из Санкт-Петербурга.
Из числа братии, перебравшейся с Ладоги в Новый Валаам, к 1970-м годам оставалась пара стариков. Были опасения, что монастырь умрёт, но в 1977 году удалось построить новую каменную церковь, и постепенно в монастырь начали приходить новые подвижники.
Из-за малого количества братии монастырь не вернулся к традиционной сельскохозяйственной деятельности, а сосредоточился на туристическом бизнесе. В тесном сотрудничестве с турфирмами Хейнявеси монастырь развивает движение водных автобусов. Судно с традиционным именем «Sergei» в летний сезон ходит от Нового Валаама по озеру Йуоярви, системе каналов и Сайме, и причаливает к пристани Линтульского женского монастыря.
Рами Вирранкоски. Валаамский монастырь как крупная судоходная компания.
Источник: Rami Wirrankoski. Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo. // Laiva. — 2010. — №3. P.18-36.
Перевод статьи и подписей к иллюстрациям (для сайта valamo.ru): Марина Павлова.
Подзаголовки (для сайта valamo.ru): Алина Баганова, Яна Гайдукова.
Оформление интернет-публикации, сноски (для сайта valamo.ru): Яна Гайдукова.
Оформление подписей к иллюстрациям (для сайта valamo.ru): Анна Ораева.
© Valamo.ru. Валаам. Виртуальная экскурсия.
© www.slhy-laiva.fi (LAIVA 3/2010)
[1] Неизвестно, о каком «домике» идёт речь.
Rami Wirrankoski. Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo. // Laiva. — 2010. — №3. P.18-36.
Munkkihöyryt – Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo (Rami Wirrankoski)
Merkkipäiviä Näsijärvellä (Juhani Valanto)
Rehellinen Warkaus höyryää Saimaalla (Antti Aho)
Iki-Kiannon vesillä (Rami Wirrankoski)
Перевод статьи и подписей к иллюстрациям: Марина Павлова.
Подзаголовки: Алина Баганова, Яна Гайдукова.
Примечания: Марина Павлова (в тексте — к финским названиям), Яна Гайдукова (в сносках).
Оформление интернет-публикации: Яна Гайдукова.
Сканирование статьи: неизвестно.
Подготовка иллюстраций из скана: Яна Гайдукова.
Перевод подписей: Марина Павлова.
Оформление подписей к иллюстрациям: Анна Ораева.
Национальная библиотека, архив периодики
Штаб военно-морского флота, журнал списанных судов
Краевой архив г. Миккели, мэрии городов Сортавала и Приозерск
Военный архив, бортовые журналы Ладожского флота
Краевой архив г.Турку, магистрат г. Раума
Risto Anttila. S/S Suursaari : 1927–1945 : Suomenlahdelta Petsamoon, 2008.
Visa Auvinen. Leijonalippu merellä, 1980.
Borgå Tidning
Finlands Allmänna Tidning
Helsingfors Dagblad
Helsingfors Tidningar
Hufvudstadsbladet
Ilmarinen
Paavo Koponen. Laatokka, Karjalan meri, 1986.
Erkki Kuujo. Laivat Laatokalla, 1987.
Laatokka
Nya Pressen
Arkkimandriitta Panteleimon. Vanha Valamo, 1987.
Eino Salakka. Lapsuuteni vanha Valamo, 1980.
Sawo
Suomalainen Virallinen Lehti
Jorma Tuomi-Nikula. Suomen laivat punatähtisen sotalipun alla, 2000.
Uusi Savo
Uusi Suometar
Valamo. Petroskoi, 1991.
Valamo. Historiaa ja kuvia Laatokan luostarisaarilta, 1973.
Wiborgs Tidning
Viipuri
Viipurin Sanomat
Åbo Underrättelser
Östra Finland
Visa Auvinen
Per Gustavsson
Arno Hakkarainen
Erkki Marttila
Martti Myllylä
Jukka K. Pajala
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 414001