«Каждое поколение переживает веру по-своему», и икона дает об этом такое свидетельство, которое невозможно добыть никакими социологическими замерами
Масштабная выставка «Современные иконописцы России» открылась 10 декабря в Москве в выставочном зале «Царская башня», в здании Казанского вокзала. В экспозиции представлены 125 работ более полусотни авторов – иконописцев, мозаичистов, скульпторов, золотошвеек, ювелиров, мастеров мелкой пластики. Устроители выставки - Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» и Гильдия храмоздателей. Как сообщил на открытии экспозиции председатель Оргкомитета, епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, эта выставка – первый шаг на пути создания Музея современной иконы.
Отправной точкой для подготовки выставки и для обдумывания идеи создания Музея иконы стала для епископа Панкратия безвременная кончина одного из ведущих иконописцев – Александра Соколова (1960-2015). «Я впервые задумался о том, что современные иконы нужно изучать, коллекционировать, хранить и использовать для обучения будущих иконописцев», – сказал епископ. Так родилась идея выставки, большая часть экспонатов которой станет основой в экспозиции первого Музея современной русской иконы, который поначалу будет устроен на Валааме, а далее, вероятно, разрастется и займет достойное место в столице, надеется наместник обители.
Затем владыка более подробно рассказал о будущем музее: экспозиция будет расположена в бывшей паломнической гостинице, на ремонт и подготовку здания понадобится 2-3 года. В летний период в музее будут проходить не только выставки, но и мастер-классы ведущих иконописцев, а также школа церковного пения. Епископ убежден, что место иконы – не только в храме, но и в музее. «Икона создана для молитвенного поклонения, но она также является произведением искусства, а в храмах не всегда можно икону рассмотреть. Кроме того, часто иконы одного мастера рассеяны по разным храмам, он даже сам не может их видеть, не говоря уже о том, чтобы ценители могли выстроить ряд произведений и изучить творчество какого-то иконописца. Конечно, в музее иконы тоже будут служить людям – вспомним, что преп. Андрей Рублев часами взирал на древние иконы и таким образом учился. Такая возможность будет у художников и в нашем музее», – сказал епископ Панкратий.
Сопредседатель Содружества в поддержку современной христианской культуры «Артос» Сергей Чапнин поддерживает идею создания такого музея. Он считает, что произведения разных школ и направлений, представленные на выставке, – столь высокого художественного уровня, что «если что-то и войдет в историю искусства от нашего времени, то это будет именно икона». Сергей Чапнин отметил, что существование иконы в музейном пространстве сейчас уже не вызывает возражений у верующих людей: достаточно вспомнить практику размещения чудотворных икон в экспозиции ежегодной выставки «Православная Русь» в Манеже и пр. Многие экспонаты данной выставки постоянно «живут» в храмах, являются чтимыми моленными образами, и настоятели и игумены монастырей «отпустили» их на выставку, понимая всю значимость подобной экспозиции.
Куратор выставки, историк искусства Ирина Языкова поделилась своей радостью: создавать такую экспозицию очень интересно, поскольку она демонстрирует новый, очень динамичный этап развития современной иконописи. Она обратила внимание на то, что в Третьяковской галерее и других ведущих музеях история иконы заканчивается в начале ХХ века, тогда как в тяжелейших условиях государственного атеизма икона жила, традиция иконописания не была разрушена, но развивалась, она представляет собой «живое древо, которое плодоносит и сегодня».
Ирина Языкова сообщила, что в выставке принимают участие ведущие мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Суздаля, Твери, Свияжска и других городов, целые иконописные династии (Лавданские, Давыдовы), а также иконописные школы монастырей (Свято-Троицкой Лавры, Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге, Антониев-Сийского монастыря) и православных вузов (Свято-Тихоновского гуманитарного университета, мастерская шитья Свято-Филаретовского института и другие мастерские). Художники работают в разных техниках. Будучи укорененными в традиции, они находятся в творческом поиске, радуют новыми открытиями. «В этих работах – красота, мастерство, виртуозное исполнение, чтобы люди изумлялись, глядя на эту красоту, и славили Бога», – сказала И. Языкова.
Один из участников выставки, протоиерей Андрей Давыдов, работающий в древней технике энкаустики, отметил, что церковное искусство можно воспринимать не только как собственно искусство, но и как своеобразный «индикатор религиозности» своего времени. «Каждое поколение переживает веру по-своему», и икона дает об этом такое свидетельство, которое невозможно добыть никакими социологическими замерами, сказал иконописец.
С большим интересом осмотрела экспозицию Джованна Парравичини, атташе по культуре Посольства Ватикана в Москве. Она отметила «открытие» иконы Католической Церковью в ХХ веке: сейчас почти в каждом европейском храме можно увидеть иконописный образ, иконы принято дарить в честь главных событий – крещения, венчания и т.д. На Западе ценят и изучают восточную икону, организовывают иконописные школы, собирают музейные коллекции, понимая, что «иконописные лики открывают порог иного мира». Кроме того, рассказ об иконе – в музейном ли пространстве, на занятиях в воскресной или иконописной школе – является одновременно катехизацией, изучением основ веры. Дж. Парравичини вспомнила, как в советские годы, когда любая проповедь христианства была запрещена, сотрудники музеев в России так знакомили посетителей с древнерусским искусством, что те потом нередко обращались к Евангелию и к вере.
Среди участников выставки – самый известный иконописец России – архимандрит Зинон (Теодор), а также Александр Соколов, протоиерей Андрей Давыдов, Ирина Зарон, Сергей Антонов, Ольга Шаламова, Александр Чашкин, Андрей Бубнов-Петросян, Александр Лавданский, Александр Корноухов и многие другие. Экспозицию можно посетить до 19 января 2016 г. , вход в галерею – с западного фасада здания Казанского вокзала.
"Благовест-инфо"
Фото Владимира Ходакова