Православный апостол Америки – преподобный Герман Аляскинский
Они и в Саровский монастырь поступили одновременно – в 1778 году и, конечно, знали друг друга лично. Только святой Серафим остался в Сарове, а прп. Герман отправился на Север.
25.12.2015Трудами братии монастыря 20 014
26 декабря празднуется память валаамского святого – преподобного Германа Аляскинского.
Описание его жизни впервые составлено братией Валаамского монастыря в 1867 году. В 1868 году оно было издано под названием "Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера".
В 2005 году Валаамским монастырем на основании новых данных о жизни святого, обнаруженных в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера) кандидатом исторических наук Сергеем Корсуном, было издано исследование «Преподобный Герман Аляскинский, валаамский подвижник в Америке».
*** Сергей Корсун много лет занимается этнографией народов Аляски, написал более 50 статей, и в архиве наткнулся на интересные документы, связанные с Русской Миссией на Аляске:
- Я стал искать более точные сведения о преподобном Германе, и в 2003 году в Петербурге, в Центральном государственном историческом архиве обнаружил два документа. Первый – это свидетельство о выдаче паспортов пятерым послушникам Саровского монастыря, когда они во главе с игуменом Назарием поехали на Валаам. Среди них был и будущий преподобный Герман. Второй документ – письмо в Священный Синод, в котором настоятель Валаамской обители отец Гавриил сообщает, что в 1782 году бывшие саровские послушники приняли у него постриг. Среди прочих с именем Герман пострижен Попов Егор Иванович – это и есть мирское имя преп. Германа.
- Еще какие-то сведения о преподобном там сообщаются?
- Да, год и место рождения. Он родился не в 1757 году, как прежде думали, а в 1751. В наших календарях до сих пор пишут, что преподобный родом из Серпухова, из купеческой семьи. На самом деле он из крестьян Кадомской провинции Воронежской губернии. Его семья жила недалеко от города Шацка. В 17 лет Егора Попова забрали в рекруты, в армии он служил 11 лет, после чего пошел в Саровский монастырь.
Преподобные Серафим Саровский и Герман Аляскинский очень похожи. Даже на картинках их рисуют одинаково – у лесной кельи, кормящих медведя. Это подвижники одного поколения, одного духа. Они и в Саровский монастырь поступили одновременно – в 1778 году и, конечно, знали друг друга лично. Только святой Серафим остался в Сарове, а прп. Герман отправился на Север.
- Прошло уже полторы сотни лет, как Россия отказалась от Аляски. Интересно, там кто-нибудь еще говорит по-русски?
- 150 лет назад столицей Аляски был Новоархангельск (ныне г. Ситка), там, в основном, жили русские. В остальных селениях преобладали креолы и аборигены. Они потом довольно быстро перешли или на английский, или на свой эскимосский язык. А русские почти все уехали в "нижние штаты", в сами США, поближе к цивилизации. Основной отток населения пришелся на период между 1920 и 1940 годами, в эту пору в Сан-Франциско образовалась большая "аляскинская колония". Вместе с русскими уезжали многие креолы, а некоторые оставались.
Впрочем, известен и такой факт. На Аляске, на Кенайском полуострове, есть русское село Нинильчик. Туда после продажи Аляски в течение 77 лет не заходил ни один корабль – люди жили в полной изоляции. И когда в 1935 году в Нинильчик явился первый протестантский проповедник, то с удивлением обнаружил, что никто не понимает его речь: с ним говорили только по-русски.
- В своей книге вы рассказываете, что прп. Герман в Миссии на Аляске был обычным монахом, нес послушание пекаря. И вдруг он возглавляет Миссию, к нему на остров Еловый, где он позже жил отшельником, едут правители Русской Америки не только за духовным советом, но и по вопросам управления территорией. Что особенного было в этом человеке?
- Преподобный не был даже священником, он умер простым монахом. И главой Миссии стал против своего желания. Святой Герман вообще тяготился мирской жизнью, ведь он еще на Валааме жил в пустыни. Я так думаю, он и не хотел быть миссионером, хотя вызвался добровольцем ехать на Аляску. Остальные члены Миссии отправились туда больше по долгу и по приказу, а не по желанию. Когда представилась возможность, Герман уединился на острове Еловом, чтобы провести там жизнь отшельником, в молитве. Но Господь судил иначе. В 1819 году на Аляске случилась страшная эпидемия, много людей умерло и Герману пришлось взять на воспитание двухлетнего сироту-креола Герасима Зырянова. Это был знак батюшке, что он должен стать миссионером. Он перестал убегать от людей, и к нему на Еловый пришло еще несколько учеников. Потом, узнав о подвигах батюшки, пришла алеутка Софья Власова, позже к ней присоединилось 12 учениц. Так рядом с пустынной кельей Германа образовался настоящий монастырь.
- Может, это нежелание Германа быть миссионером и привело к истинному миссионерству? Когда он в молитве стяжал благодать, аборигены сами к нему потянулись?
- Да, Герман творил настоящие чудеса и радел за местное население, что привлекало людей. Но специально он к этому не стремился. Я думаю, что батюшка по своему смирению считал себя недостойным такого трудного делания – миссионерства.
Сохранилось первое по прибытии на Аляску письмо прп. Германа на Валаам, игумену Назарию. В нем отец Герман, пекарь Миссии, с восхищением пишет о миссионерских подвигах своих собратьев. Надо заметить, что миссионеры трудились самоотверженно и на своем пути крестили тысячи аборигенов. Но поначалу это было формальное крещение, ведь наши отцы местного языка еще не знали и не могли объяснить суть православного учения. Настоящая миссия началась позже, когда почва была подготовлена, в том числе молитвенными подвигами прп. Германа.
Записал Михаил СИЗОВ, газета «Вера – Эском»
*** Из жития преподобного Германа Аляскинского.
Когда отец Герман почувствовал, что приближается время его упокоения, он приказал своему ученику Герасиму зажечь свечи перед иконами и читать Деяния Святых Апостолов. Через какое-то время лицо его просияло, и он громко произнес: "Слава Тебе, Господи!". Повелел прекратить чтение и объявил, что Господу угодно еще на неделю продлить его жизнь.
Через неделю опять были зажжены свечи, и тот же Герасим читал Деяния Святых Апостолов. Тихо преклонил старец свою голову, келья наполнилась благоуханием и отца Германа не стало.
В этот же вечер жители селения Катани, которое находилось на острове Афогнак, видели над Еловым необыкновенно светлый столб, который шел от земли к небу. Пораженные чудесным явлением, креол Герасим Вологдин и его жена Анна сказали: "Видно, отец Герман оставил нас" и стали молиться. Также этот светлый столб видела кадьякская алеутка Анна Нацмышкнак. К. Ларионов писал в 1867 году: "О сем я слыхал от многих людей, которые видели с разных мест, другие видели на море, едучи на байдарках".
В Америке над могилой святого была сооружена скромная деревянная церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. К большой частичке его мощей и сейчас можно приложиться в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. И некоторые паломники, подходя к этой величайшей святыне, именно так впервые знакомятся с преподобным отцом Германом.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия. На Сцене Святодуховского зала Александро-Невской лавры они провели творческий вечер в память о своём духовном наставнике.
8 августа в Валаамском монастыре состоялся очередной творческий вечер. Последней выступила девочка Лиза с песней Сергея Трофимова - Родина. Песня очень понравилась оператору монастыря и мы сделали видео.
***
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
***
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play: