Один пришел поблагодарить, а где же девять остальные?

В каком состоянии находится все наше человечество: сколько из людей являются истинными богопочитателями, сколько из людей имеют благодарное сердце ко Господу, сколько людей не хотят отходить от Господа
23.12.2018 иеромонах Савва (Савченко)  6 288

Иеромонах Савва Савченко
Иеромонах Савва Савченко
Блажен тот, кто сподобился явственно пережить в своей душе, в своем уме, в своем сердце встречу с Господом. И триблажен тот, кто сохранил свою связь, свое хождение, свое пребывание с Господом во все дни живота своего.

Мы сегодня слышали в Евангельском чтении, как прокаженные в том селении, которое проходил Господь, сподобились увидеть Христа – сподобились этой великой встречи. Состояние этих людей было крайне бедственным. Если вкратце сказать, то состояние людей, больных проказой, наверное, никто больше, слава Богу и не дай Бог, не испытывал. Состояние страшное, потому что болезнь выражалась в том, что человек заживо загнивал, заживо разлагался. И поскольку болезнь эта была заразительной, то таких людей извергали из общества. Таким образом, эти люди были лишены нормального человеческого общения, видения других людей, утешения. Они всегда находились от других людей на расстоянии брошенного камня, потому что если видели прокаженного, который приближался к людям, в него бросали камни с тем, чтобы он не заразил их.

И вот эти люди, прокаженные, которые находились в таком страшном состоянии, увидели Господа. Они, конечно же, слышали о том, что пришел Мессия, что Он проповедует, исцеляет, творит чудотворения. Каким-то образом узнав, что это Господь, что это Тот, о Ком говорят, они возопили: «Наставниче, спаси нас!» Господь по своему милосердию исцелил одним Своим повелением идти ко священникам, потому что в те времена прокаженных могли освидетельствовать только священники – люди наиболее посвященные, наиболее наделенные благодатью. Они могли определить, что это люди, которые исцелились и здоровы, и таким образом выдать им некие «удостоверения» о том, что они, действительно, имеют право проживать среди людей. И вот, идя ко священникам за получением свидетельств, эти прокаженные исцелились.

Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, об исцелении десяти прокаженных
Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, об исцелении десяти прокаженных
А возвратился поблагодарить Господа, «воздать хвалу», как сказал Господь, только один, и тот был самарянин – Господь это подчеркивает, – тот, кого иудеи считали не достойным общения, и тот, кто почитался, ну скажем так, вторым эшелоном, или человеком, с которым не стоит вообще общаться и приближаться к нему. И вот именно этот человек пришел воздать хвалу Господу: припал к Его коленам, к Его ногам и, как мог, возблагодарил Господа.

Конечно, сегодняшнее Евангелие – это, прежде всего, Евангелие о благодарении Господа, Евангелие, которое нас призывает к тому, чтобы мы были обращены ко Господу. Но, наверное, мало кто обращает внимание на то, что это Евангелие, напоминающее нам о том, в каком мы отношении к Господу, ищем ли мы этого отношения.

Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что человек, к сожалению, так устроен, что обращение к Господу возможно только тогда, когда он находится в самых крайних, тяжких состояниях – состояниях, граничащих между жизнью и смертью. Можно вспомнить и о том, что есть такое изречение: Господь нас призывает вначале шепотом любви – а человек не идет, затем голосом скорбей – а человек не идет, и, наконец, громом несчастий, крайне бедственных обстоятельств, когда, казалось, уже не к кому больше обратиться, кроме как к Господу нашему Иисусу Христу. И человек приходит. Уже в крайнем, безысходном состоянии. И Господь и в этом состоянии человека милует, прощает, дает ему необходимое для дальнейшей жизни.

Человек, может быть, явственно не осознает, но, на самом деле, в каждом из нас есть какое-то глубокое осмысление или переживание, которое от нас до поры скрыто, о том, что наша жизнь дана не просто для того, чтобы мы физически существовали, а для какого-то второго, глубокого, тайного смысла. Этот смысл кроется в том, что человек так или иначе верит и предполагает, что он, умирая физическим телом, не умрет окончательно. И, наверное, человек понимает: дарованная ему жизнь дана не только для удовольствия, но и для чего-то еще другого.

Господь, по Своему милосердию, дает человеку это время – время земной жизни для того, чтобы душа человеческая, насколько возможно, была готова к встрече с Господом в Царствии Небесном.

И вот сегодня хотелось бы обратить внимание на то, что Господь показал в этом соотношении «девяти и одного» – тогда, когда Он спросил: «Где же девять?» Один пришел поблагодарить, а где же девять остальные? Наверное, этим хотел показать, в каком состоянии находится все наше человечество: сколько из людей являются истинными богопочитателями, сколько из людей имеют благодарное сердце ко Господу, сколько людей не хотят отходить от Господа. Наверное, это соотношение сохраняется до сегодняшнего дня: из всех людей только лишь десятая часть явственно проявляет свою благодарность и свою обращенность ко Господу.

Если говорить о всех нас, тех, которые сейчас могут сказать о себе: «Мы обращены к Господу» или «Мы хотим быть у Господа», – можем посмотреть на самих себя, на свою жизнь, на свое поведение и, наверное, увидеть то, что мы очень часто, получая ту великую благодать или те дары от Господа, все-таки поворачиваемся спиной к самому Господу – мы уходим от него. Нам становится хуже – мы опять возвращаемся. Мы рассеиваемся. Предаемся каким-то удовольствиям и тем самым отворачиваемся от Господа. Забываем Его. Слава Богу, если возвращаемся, слава Богу, если опять поворачиваемся. Но с каким вниманием, с каким самоотвержением, с какой преданностью, с какой любовью и благодарностью мы это делаем. Вот, наверное, об этом нужно сегодня вспоминать и смотреть на себя, читая это Евангелие, насколько мы, действительно, сохраняем верность Господу.

Проповедь в неделю 28-ю по Пятидесятнице. О десяти прокаженных
Проповедь в неделю 28-ю по Пятидесятнице. О десяти прокаженных
Конечно же, наша благодарность – она нам дается и как дар Божий, и как напоминание, и как наше произволение. В Литургии мы все время слышим эти слова: «Благодарим Господа!» – в самый важный момент, когда мы готовимся предстать пред Господом и испросить у Него этого великого дара – благодати и получить Самого Христа в Святых Таинствах. Мы прежде всего благодарим Господа, и в этой благодарности мы должны пребывать всегда – не только находясь в молитвенном состоянии в Литургии, не только вознося молитвы вечерние и утренние, богослужебные молитвы, которые мы совершаем ежедневно, но наше сердце должно быть настолько изменено, что наша благодарность, наша обращенность к Господу никогда не должна умаляться. Это настоящий подвиг, настоящее наше делание. Это первое делание, которое не должно никогда от нас уходить. И, наверное, сегодня мы должны с особым вниманием, с особым усердием попросить у Господа, чтобы Он на этом примере показал, насколько важно быть во всегдашнем обращении благодарения, дал нам великий дар быть в этом внимании, дал нам великий дар всегда иметь благодарное сердце, всегда прежде всего понимать, Кто источник благ, а уже себя ставить всегда на второе, третье место.

С одной стороны, мы, конечно же, осознаем, что каждый человек – это образ Божий. Иногда это Божие строение в себе приписываем самим себе, но мы должны всегда помнить, что образ Божий, который в нас существует, – это великий замысел Божий, это великий порядок Божий на Земле, который мы должны всегда правильно воспринимать. И прежде всего помнить, что мы являемся может быть не раскрытым, но образом Божиим. Исходя из этого, мы должны иметь великое благоговение и великую благодарность ко Господу, что Господь нас из небытия в бытие призвал для того, чтобы мы, насколько это возможно, в своей полноте проявили этот образ Божий и стали похожими на Господа и предстали пред Ним в Царствии Небесном.

Если это все время понимать и помнить, наша жизнь будет очень сильно меняться, тогда мы правильно расставим все наши приоритеты в этой жизни. И дай Бог, чтобы нам никогда не терять этой правильной настроенности. И это было бы очень важным устроением для того, чтобы мы правильно выстроили всю свою жизнь, все свои отношения: к Богу, к ближнему, к предметному миру, к тому краткосрочному периоду нашего пребывания на Земле – мы очень быстро проживаем нашу земную жизнь. Мы должны ценить это и благодарить Господа.

Мы сегодня попросим у Господа, чтобы Господь даровал нам такое устроение: быть в трезвении, внимании и благодарности.

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 480884

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-2°
сегодня в 15:50
Ветер
5.8 м/с, ЗЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
745.7 мм рт. ст.
Влажность
77%