Слово иеромонаха Никона в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I-го Вселенского Собора

 4 934


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, отцы, братия и сестры, мы вспоминаем Святых Отцев, участников Первого Вселенского Собора, собравшегося в 325 году в византийском городе Никее. Собор утвердил истину о божественности Сына Божия, о Его единосущии с Богом-Отцем.

Это первый из семи Вселенских Соборов, т.е. собрания православных епископов, священников и мирян, как представителей всех Поместных Церквей, которые созывались для решения важнейших, неотлагательных вопросов в области богопознания и богопочитания.

Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины, как известно, признаются непогрешимыми, потому что Собор действует не сам от себя, а по действию в нём и через него Святого Духа; и определения, и правила признанного Вселенского Собора обязательны для всех Поместных Церквей.

Такая традиция — соборно обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы была заложена еще в ранней Церкви апостолами (Деян.15:6). Тогда же был провозглашён главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам». (Деян.15:28).

***

Собор этот главным образом собрался для ниспровержения ереси Ария и его последователей и единомышленников. Суть ереси была в том, что еретики низводили Господа и Бога нашего Иисуса Христа с божественного уровня на уровень тварного существа, созданного Богом-Отцем, как и весь мир, сотворенный из ничего. Он создан первым, а Им и через Него создавался остальной мир.

Арий считал Его совершенным творением, отличным от остального творения, но всё же не Богом, не равным Отцу. Выражения строгих ариан, присутствовавших на Соборе (их было немного — человек 17) были такие: «Сын Божий — произведение и тварь»; «было время, когда Сына не было»; «Сын изменяем по существу». Такие выражения шокировали всех остальных отцев, так, что свиток с символом веры ариан был просто разодран в клочки.

Учение Ария было в сущности отрицанием Троичности Бога. В троице Ария ипостаси друг другу не подобны, не равны и не совечны. По выражению отцев: «до бесконечности несходны между собой». Это — некий союз или «общество» трёх неподобных существ, союз трех существ. Для ариан Троица не есть единый Бог, для них Единый и единственный Бог, — это только Отец, — а Сын и Дух, суть, Высшие и первородные твари, посредники в миротворении.

***

Но, помимо строгих ариан, на соборе была значительная группа так называемых «полуариан», считавших Господа Иисуса Христа Богом, — но они считали Божество Его неравным Божеству Отца, – это было Божество, соподчиненное в отношении к Божеству Отца.

Арианские и полуарианские представления встречались и раньше местами в Церкви. В времена Собора Церковь только-только стала легальной, негонимой, и не имела тогда письменно изложенного, общепризнанного, авторитетного учения о Боге.

Вероучение передавалась в Церкви через Предание. Входящие в растущую Церковь новые члены вносили порой свои светские, философские представления о Боге. Отдельные отцы, поместные соборы, обличали многие такие неправости. Но, пытаясь философски и рационалистически исследовать духовные вопросы нередко ретивые умы порождали новые ереси.

Широкое распространение арианства или полуарианства, которое захватило Церковь даже после Первого Вселенского собора и множество других ересей в ранней Церкви имели объективные причины. Понятие о едином Боге-Творце из иудейского мира распространялось в мире эллинской философии и многобожии. Ереси возникали, как болезни роста, трудности «перевода» из одной культуры в другую. Понятия «Бог», «Отец» «Сын», «рождение» и «исхождение» неопределимы и суть некие метафоры, помогающие нам воспринимать духовные реалии. Воспринимая их буквально, мы можем перенести понятия и свойства тварного мира на Божество.

Например, слова «Отец», «Сын», «рождение» Арий воспринимал слишком по-человечески. В те времена отец любого семейства был господином дома и несравненно выше любого члена семьи и, естественно, в человеческой семье сын неравночестен отцу, и занимал подчинённое положение. Арий считал, что раз Сын рождается, подобно нам во времени, то было время, когда Его не было, как и тварного мира, причём он смешивал понятия рождения и творения, говоря, что Сын и мир возникли, значит они не равны Богу-Отцу, который вечен и не возникал из ничего, — а значит Сын и мир тварны.

Но, в реальности понятие рождения Сына, не имеет никого отношения к тварному, человеческому понятию «рождения». Рождение Сына происходит вне времени, и это слово означает только сущностную связь Отца и Сына; рождение Сына — это акт Божественной природы, а не воли. «Как Бог благ по природе, Он по природе есть Отец Сына», — говорит св. Афанасий Великий. В то время, как мир, вместе с самим временем, создаётся волей Бога, единой волей Отца, Сына и Святаго Духа, — все Божии действия совершаются Отцом, через Сына и действием Святого Духа, единой божественной волей, которой и сотворен мир.

Арианство с тех пор и не исчезло до конца: арианские представления о Христе разделяют последователи ислама, иеговисты, просто современные ариане. Главный противник и борец с арианской ересью св. Афанасий Великий ясно показал её антихристианскую суть: если наш Спаситель, Господь Иисус Христос, не Бог, или Он ещё какое-либо несовершенное божество, или Ангел, или просто человек, — то Он не был бы Спасителем, — ибо никто, кроме Бога не способен соединить отпавшую человеческую природу с Богом — и тем спасти человека.

***

В этот день, вспоминая Святых Отцев, потрудившихся и пострадавших за Истину, за истинное христианское вероучение, уместно нам поговорить о том, как мы, сегодняшние христиане, мало заботимся о усвоении своего христианского вероучения.

Нередки христиане, ходящие регулярно в храм, исповедующиеся и причащающиеся Святых Таин, но не знающие даже азов собственной веры. И это не только пожилые люди, которым уже нелегко читать и учиться, — но и молодые, образованные христиане, не умеющие дать ответ вопрошающим о своей вере, о своем уповании на Христа.

Раньше людей, умевших читать (да и самих духовных книг) было чрезвычайно мало, люди довольствовались церковными чтениями и проповедями. Но они имели перед глазами многочисленные примеры святости подвижников благочестия, их святой жизни. Теперь же, когда весьма и весьма оскуде преподобный, Господь компенсирует нам их недоступность невероятно большим разнообразием православной духовной литературы, изданной трудами Святых Отец, доступностью лекций, проповедей и прочим. Никогда у христиан не было таких больших возможностей обогатиться знаниями Православного вероучения и знакомства с духовным опытом святых. И здесь мы будем безответны, на вопрос»: почему же не знали основ нашей спасительной веры?

***

Итак, братия и сестры, благодаря Святым Отцам Первого и последующих Вселенских Соборов твёрдо будем знать и верить, что Бог наш един по существу в Трех равно-честных и равнопоклоняемых Лицах — Отца, Сына и Святого Духа.

И только совершенный Бог, вторая Ипостась Святой Троицы — Сын Божий, воспринявший в Свою ипостась совершенную человеческую природу, Господь наш Иисус Христос, мог и спас нас, даровав нам, через Свой спасительный подвиг, благодать Святаго Духа Утешителя, и Которому всегда подобает слава, со Отцем и Святым Духом во веки.

Аминь!


Использованная литература:

1) Материалы сайта АЗБУКА ВЕРЫ

2) Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие.



Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 12:01
Ветер
2.2 м/с, ВЮВ
Осадки
1.6 мм
Давление
755.2 мм рт. ст.
Влажность
85%