Слово иеромонаха Никона в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I-го Вселенского Собора

 2 484

Слово иеромонаха Никона в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I-го Вселенского Собора

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, отцы, братия и сестры, мы вспоминаем Святых Отцев, участников Первого Вселенского Собора, собравшегося в 325 году в византийском городе Никее. Собор утвердил истину о божественности Сына Божия, о Его единосущии с Богом-Отцем.

Это первый из семи Вселенских Соборов, т.е. собрания православных епископов, священников и мирян, как представителей всех Поместных Церквей, которые созывались для решения важнейших, неотлагательных вопросов в области богопознания и богопочитания.

Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины, как известно, признаются непогрешимыми, потому что Собор действует не сам от себя, а по действию в нём и через него Святого Духа; и определения, и правила признанного Вселенского Собора обязательны для всех Поместных Церквей.

Такая традиция — соборно обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы была заложена еще в ранней Церкви апостолами (Деян.15:6). Тогда же был провозглашён главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам». (Деян.15:28).

***

Собор этот главным образом собрался для ниспровержения ереси Ария и его последователей и единомышленников. Суть ереси была в том, что еретики низводили Господа и Бога нашего Иисуса Христа с божественного уровня на уровень тварного существа, созданного Богом-Отцем, как и весь мир, сотворенный из ничего. Он создан первым, а Им и через Него создавался остальной мир.

Слово иеромонаха Никона в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I-го Вселенского Собора
Арий считал Его совершенным творением, отличным от остального творения, но всё же не Богом, не равным Отцу. Выражения строгих ариан, присутствовавших на Соборе (их было немного — человек 17) были такие: «Сын Божий — произведение и тварь»; «было время, когда Сына не было»; «Сын изменяем по существу». Такие выражения шокировали всех остальных отцев, так, что свиток с символом веры ариан был просто разодран в клочки.

Учение Ария было в сущности отрицанием Троичности Бога. В троице Ария ипостаси друг другу не подобны, не равны и не совечны. По выражению отцев: «до бесконечности несходны между собой». Это — некий союз или «общество» трёх неподобных существ, союз трех существ. Для ариан Троица не есть единый Бог, для них Единый и единственный Бог, — это только Отец, — а Сын и Дух, суть, Высшие и первородные твари, посредники в миротворении.

***

Но, помимо строгих ариан, на соборе была значительная группа так называемых «полуариан», считавших Господа Иисуса Христа Богом, — но они считали Божество Его неравным Божеству Отца, – это было Божество, соподчиненное в отношении к Божеству Отца.

Арианские и полуарианские представления встречались и раньше местами в Церкви. В времена Собора Церковь только-только стала легальной, негонимой, и не имела тогда письменно изложенного, общепризнанного, авторитетного учения о Боге.

Вероучение передавалась в Церкви через Предание. Входящие в растущую Церковь новые члены вносили порой свои светские, философские представления о Боге. Отдельные отцы, поместные соборы, обличали многие такие неправости. Но, пытаясь философски и рационалистически исследовать духовные вопросы нередко ретивые умы порождали новые ереси.

Широкое распространение арианства или полуарианства, которое захватило Церковь даже после Первого Вселенского собора и множество других ересей в ранней Церкви имели объективные причины. Понятие о едином Боге-Творце из иудейского мира распространялось в мире эллинской философии и многобожии. Ереси возникали, как болезни роста, трудности «перевода» из одной культуры в другую. Понятия «Бог», «Отец» «Сын», «рождение» и «исхождение» неопределимы и суть некие метафоры, помогающие нам воспринимать духовные реалии. Воспринимая их буквально, мы можем перенести понятия и свойства тварного мира на Божество.

Слово иеромонаха Никона в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I-го Вселенского Собора
Например, слова «Отец», «Сын», «рождение» Арий воспринимал слишком по-человечески. В те времена отец любого семейства был господином дома и несравненно выше любого члена семьи и, естественно, в человеческой семье сын неравночестен отцу, и занимал подчинённое положение. Арий считал, что раз Сын рождается, подобно нам во времени, то было время, когда Его не было, как и тварного мира, причём он смешивал понятия рождения и творения, говоря, что Сын и мир возникли, значит они не равны Богу-Отцу, который вечен и не возникал из ничего, — а значит Сын и мир тварны.

Но, в реальности понятие рождения Сына, не имеет никого отношения к тварному, человеческому понятию «рождения». Рождение Сына происходит вне времени, и это слово означает только сущностную связь Отца и Сына; рождение Сына — это акт Божественной природы, а не воли. «Как Бог благ по природе, Он по природе есть Отец Сына», — говорит св. Афанасий Великий. В то время, как мир, вместе с самим временем, создаётся волей Бога, единой волей Отца, Сына и Святаго Духа, — все Божии действия совершаются Отцом, через Сына и действием Святого Духа, единой божественной волей, которой и сотворен мир.

Арианство с тех пор и не исчезло до конца: арианские представления о Христе разделяют последователи ислама, иеговисты, просто современные ариане. Главный противник и борец с арианской ересью св. Афанасий Великий ясно показал её антихристианскую суть: если наш Спаситель, Господь Иисус Христос, не Бог, или Он ещё какое-либо несовершенное божество, или Ангел, или просто человек, — то Он не был бы Спасителем, — ибо никто, кроме Бога не способен соединить отпавшую человеческую природу с Богом — и тем спасти человека.

***

В этот день, вспоминая Святых Отцев, потрудившихся и пострадавших за Истину, за истинное христианское вероучение, уместно нам поговорить о том, как мы, сегодняшние христиане, мало заботимся о усвоении своего христианского вероучения.

Нередки христиане, ходящие регулярно в храм, исповедующиеся и причащающиеся Святых Таин, но не знающие даже азов собственной веры. И это не только пожилые люди, которым уже нелегко читать и учиться, — но и молодые, образованные христиане, не умеющие дать ответ вопрошающим о своей вере, о своем уповании на Христа.

Раньше людей, умевших читать (да и самих духовных книг) было чрезвычайно мало, люди довольствовались церковными чтениями и проповедями. Но они имели перед глазами многочисленные примеры святости подвижников благочестия, их святой жизни. Теперь же, когда весьма и весьма оскуде преподобный, Господь компенсирует нам их недоступность невероятно большим разнообразием православной духовной литературы, изданной трудами Святых Отец, доступностью лекций, проповедей и прочим. Никогда у христиан не было таких больших возможностей обогатиться знаниями Православного вероучения и знакомства с духовным опытом святых. И здесь мы будем безответны, на вопрос»: почему же не знали основ нашей спасительной веры?

***

Итак, братия и сестры, благодаря Святым Отцам Первого и последующих Вселенских Соборов твёрдо будем знать и верить, что Бог наш един по существу в Трех равно-честных и равнопоклоняемых Лицах — Отца, Сына и Святого Духа.

И только совершенный Бог, вторая Ипостась Святой Троицы — Сын Божий, воспринявший в Свою ипостась совершенную человеческую природу, Господь наш Иисус Христос, мог и спас нас, даровав нам, через Свой спасительный подвиг, благодать Святаго Духа Утешителя, и Которому всегда подобает слава, со Отцем и Святым Духом во веки.

Аминь!


Использованная литература:

1) Материалы сайта АЗБУКА ВЕРЫ

2) Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие.



Приложение «Валаам»

Подать записку
Пожертвования
Газета «‎Свет Валаама»

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+7°
сегодня в 08:18
Ветер
0.9 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
759.5 мм рт. ст.
Влажность
94%