Икона Божией Матери "Сладко лобзающая", принадлежащая преподобному Антипе Валаамскому

Сегодня рассказываем об иконе Божией Матери "Сладкое лобзание".
23.01.2019 Трудами братии монастыря  10 793

Икона Божией Матери
Икона Божией Матери "Сладко лобзающая" принадлежащая преподобному Антипе Валаамскому

Сегодня, в день памяти преподобного Антипы Валаамского, представляем чудно проявившую себя икону Божией Матери "Сладко лобзающая", принадлежавшую святому при его земной жизни. Образ прославлен многими благодатными знамениями и до самого разорения Валаамского монастыря хранился в нем как великая святыня. Однако история его обретения полна многими неожиданными поворотами.

21 мая 2006 года в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря произошло знаменательное событие: в алтарь главного (летнего) храма была перенесена вновь найденная чудотворная икона Божией Матери "Сладко лобзающая". Ныне эта икона лежит в киоте на аналое перед солеей с левой стороны. Перенесению образа предшествовала удивительная история.

Чудесное открытие иконы на Валааме

Эта икона Божией Матери неотлучно находилась в келии иеросхимонаха Антипы – преподобного Антипы Валаамского – и в годы его подвижничества на Афоне, и в годы монашеского подвига на Валааме. После кончины святого образ находился в храме преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, на левой стороне у переднего столба, в небольшом иконостасе. В трагическую зиму 1940 года монахи Валаамского монастыря, покидая родную обитель, забрали с собой все самое ценное – иконы, церковную утварь, книги. Но аккуратно составленные инвентарные списки вывозимого не были гарантией того, что на новом месте братия сумеет быстро найти место каждому вывезенному предмету – впереди ждала неизвестность.

Поиски иконы в Ново-Валаамском монастыре были начаты 18 апреля 2006 года – после совершения во вторник Страстной седмицы монашеского пострига, на котором новопостриженный инок был назван в честь преподобного Антипы Валаамского.

Прп. Антипа Валаамский
Прп. Антипа Валаамский
Ризничий иеродиакон Антипа по приметам, отмеченным в инвентарных списках, опознал принадлежавшую преподобному Антипе Валаамскому чудотворную икону Божией Матери "Сладко лобзающая". Сокровище было обнаружено в зимнем храме Ново-Валаамского собора, над царскими вратами с внутренней стороны. На ризе иконы сохранился текст от 22 июля 1856 года, написанный кириллическими буквами на румынском языке, подтверждающий, что икона принадлежала схимонаху Антипе. В тексте также говорится, что серебряная позолоченная риза является даром румынской дворянки Смарандицы Белдикеану.

Знаменательное открытие иконы произошло 10 мая 2006 года. 21 мая чудотворный образ был перенесен в алтарь, а еще через семь дней он предстал перед братией и прихожанами в главном соборе Ново-Валаамского монастыря: в Неделю о слепорожденном архимандрит Сергий (Райаполви) рассказал молящимся об истории иконы, и она была вынесена на середину храма для поклонения вместе с иконой, содержащей частицу мощей преподобного Антипы.

Историческая справка:

Румынская Православная Церковь канонизировала преподобного Антипу в 1992 году как единственного монаха из Румынии, который был причислен к лику святых на Афоне.

В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Антипы Афонского было включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви и внесено в Собор Валаамских святых.

Краткое житие прп. Антипы Валаамского

Родившийся в 1816 году в Молдавии будущий схимонах Антипа начал свое подвижничество в Нямецком монастыре. Но в монахи он был пострижен в маленьком монастыре в Валахии с именем Алипия, а оттуда, по предложению своего духовника, переселился на Афон. После четырехлетнего подвижничества в греческом монастыре Эсфигмен он был пострижен в великую схиму с именем Антипа и ушел на пустынножительство.

Свое отшельническое подвижничество Антипа начал в заброшенной полуразвалившейся хижине. С голыми руками вошел он в доставшуюся ему пустую келию. И только в переднем углу на карнизе стояла маленькая икона, на которой от многолетней копоти нельзя было рассмотреть лика. Обрадовался своей находке схимник, ибо обрел в этой иконе драгоценное сокровище. Отец Антипа уговорил знакомого иеродиакона-иконописца как можно осторожней промыть икону, и тот возвратил ее совершенно новой, клятвенно уверив, что она стала такой от одной простой промывки и что это явление поразило и его. Под слоями копоти обнаружился лик Богородицы. Вскоре явилось еще одно чудо.

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь Екатеринбургской епархии. Во время принесения образа с Валаама епископом Панкратием 25
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь Екатеринбургской епархии. Во время принесения образа с Валаама епископом Панкратием 25
Случилось так, что имевший навыки столяра священник, который ремонтировал отшельническую хижину отца Антипы, во время работы внезапно заболел холерой. Антипа поставил на возвышение икону Божией Матери перед бесчувственно лежащим у его кельи больным, а сам отошел подальше молиться о его выздоровлении. Возвратясь к своей келии, он встретил выздоровевшего человека, который работал в полную силу. Он сказал Антипе: "Твоя икона вылечила меня. Она чудотворная. Я лежал уже как мертвый. Вдруг я почувствовал, что от иконы Небесной Владычицы излилось в меня неописуемое словами оживляющее, теплое дыхание. Я мигом согрелся, наполнился здоровьем и встал на ноги".

От пустыннической жизни уже достаточно опытный схимник Антипа был призван во вновь устроенный афонский молдавский скит Иоанна Предтечи (Продром), а затем был назначен экономом на монастырское подворье в городе Яссы, откуда послан в Россию для сбора пожертвований, предназначавшихся молдавскому скиту на Афоне. Отец Антипа крепко молился, и дела по сбору средств шли успешно. Однако, волею Божией пожертвования эти на Афон не попали: корабль, на котором они были отправлены, вместе со всеми пассажирами и грузом погиб во время бури в Черном море. В ночь этой ужасной катастрофы отец Антипа стоял на молитве. Вдруг громко треснуло стекло киота, в котором был помещен образ Божией Матери. И это было время гибели парохода, шедшего на Афон. Когда все стало известно, от такой утраты уныли афонские отцы и потеряли усердие благотворители. Не пал духом только отец Антипа, и позже им была собрана в Петербурге и Москве новая значительная сумма пожертвований.

Когда окончились дела по сбору подаяний в пользу афонского Продрома, отец Антипа, с благословения молдавских старцев, отправился на полюбившийся ему в первый год пребывания в России "Северный Афон" – святой Валаам. Он прибыл на остров 6 ноября 1865 года и поселился в маленькой келье на скиту Всех Святых.

Здесь его главным делом была молитва. Кроме ежедневных богослужений он прочитывал каждый день два акафиста Божией Матери – один простой и второй Успению Божией Матери. Образ Божией Матери "Сладко лобзающая" и иеросхимонах Антипа были неразлучны.

Каждый день старец клал 300 земных поклонов, молясь как за живых, так и за мертвых. Время между богослужениями и земными поклонами посвящалось чтению молитвы Иисусовой. Многие годы проводя в строгом подвижничестве, отец Антипа нисколько не расстроил своего здоровья. Однако пришло и ему время переселится в селения горние, и в течение одного года сильнейший кашель совершенно обессилил и иссушил старца. Глухой осенью стоял отец Антипа в своей келье на молитве. Вдруг сделался шум – и афонский образ Божией Матери сам собою двинулся с места. Другие иконы, стоявшие рядом, упали, а образ Богоматери прошествовал тихо по воздуху на расстояние целых двух метров и остановился на груди отца Антипы. Ужаснулся старец. С благоговением приняв образ, он поставил его на место. Об этом чудесном явлении отец Антипа рассказал только за три дня до своей кончины.

И вновь в его простой келье главное место было отведено иконе Владычицы "Сладко лобзающая", о которой сам отец Антипа в последние годы своей жизни говорил так: "Одно сокровище есть у меня – это чудотворная икона Божией Матери. Я не дам ее никому, кто бы у меня ее ни попросил. Я оставлю ее Валаамскому монастырю".

Предание об иконе «Сладкое Лобзание»

Ико­на «Слад­кое Лоб­за­ние» (гре­ч. Γλυκοφιλούσα – сладко лобзающая или сладко любящая) прославилась в цар­ство­ва­ние гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Фе­о­фи­ла (829–842).

Один из при­бли­жен­ных им­пе­ра­то­ра, Си­ме­он, под­ра­жал сво­е­му по­ве­ли­те­лю в ненависти к ико­нам. Же­на же его Вик­то­рия втайне чти­ла ико­ны и име­ла у се­бя во внутренних по­ко­ях ико­ну Богоматери, ко­то­рой и по­кло­ня­лась. Муж с него­до­ва­ни­ем смотрел на это и, на­ко­нец, по­тре­бо­вал от же­ны сжечь ико­ну. Ве­ру­ю­щая жен­щи­на ре­ши­лась рас­стать­ся с за­вет­ной святыней, но не пре­да­вать икону в ру­ки му­жа, а бросить её в море.

Через неизвестное чис­ло лет эта самая ико­на яви­лась на бе­ре­гу мо­ря пред афон­ским Фило­фе­ев­ским мо­на­сты­рем. Игу­мен и бра­тия с ра­до­стью и че­стью при­ня­ли ее и внес­ли в со­бор­ный храм мо­на­сты­ря. На месте явления иконы – оно названо «Агиасмою» – истекла святая вода. С тех пор и доныне в Светлый понедельник Пасхи сюда из монастыря совершается крестный ход.

Икона сто­ит в со­бор­ном храме оби­те­ли и изо­бра­жа­ет Бо­го­ма­терь лоб­за­ю­щей Пред­веч­но­го Мла­ден­ца. Есть церковное пре­да­ние, что она од­на из 70-ти икон, на­пи­сан­ных евангелистом Лу­кой.

В скиту русского афонского Пантелеимонова монастыря есть снимок с чудотворной иконы «Гликофилу́са».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание», или «Гликофилуса» молятся об укреплении в Православной вере, о защите православных икон, при бедах и невзгодах, при телесных и душевных недугах.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание», или «Гликофилуса»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 7: Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, / Дево, яве промышляеши: / морешествием Твоей обители, / яко дар достоин приношаеши. / Сию же мы Сладко лобзающую праве нарицающе, // Тя ублажаем.

Кондак, глас 8: Иже в храме и обители Твоей / приходящия Ти и богоугодно спасительная гонящия / и почитающая Твой святый образ / сим даруй, Дево, Твоя милости, / от всяких избавльши сих скорбей, / Тебе вопиющия: // радуйся, Едина Богоневестная.

Величание: Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления // всем, с верою притекающим.

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 472911

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 02:05
Ветер
0.9 м/с, Ю
Осадки
0.0 мм
Давление
735.5 мм рт. ст.
Влажность
81%