

Сегодня, в день памяти преподобного Антипы Валаамского, представляем чудно проявившую себя икону Божией Матери "Сладко лобзающая", принадлежавшую святому при его земной жизни. Образ прославлен многими благодатными знамениями и до самого разорения Валаамского монастыря хранился в нем как великая святыня. Однако история его обретения полна многими неожиданными поворотами.
21 мая 2006 года в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря произошло знаменательное событие: в алтарь главного (летнего) храма была перенесена вновь найденная чудотворная икона Божией Матери "Сладко лобзающая". Ныне эта икона лежит в киоте на аналое перед солеей с левой стороны. Перенесению образа предшествовала удивительная история.
Эта икона Божией Матери неотлучно находилась в келии иеросхимонаха Антипы – преподобного Антипы Валаамского – и в годы его подвижничества на Афоне, и в годы монашеского подвига на Валааме. После кончины святого образ находился в храме преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, на левой стороне у переднего столба, в небольшом иконостасе. В трагическую зиму 1940 года монахи Валаамского монастыря, покидая родную обитель, забрали с собой все самое ценное – иконы, церковную утварь, книги. Но аккуратно составленные инвентарные списки вывозимого не были гарантией того, что на новом месте братия сумеет быстро найти место каждому вывезенному предмету – впереди ждала неизвестность.
Поиски иконы в Ново-Валаамском монастыре были начаты 18 апреля 2006 года – после совершения во вторник Страстной седмицы монашеского пострига, на котором новопостриженный инок был назван в честь преподобного Антипы Валаамского.
Знаменательное открытие иконы произошло 10 мая 2006 года. 21 мая чудотворный образ был перенесен в алтарь, а еще через семь дней он предстал перед братией и прихожанами в главном соборе Ново-Валаамского монастыря: в Неделю о слепорожденном архимандрит Сергий (Райаполви) рассказал молящимся об истории иконы, и она была вынесена на середину храма для поклонения вместе с иконой, содержащей частицу мощей преподобного Антипы.
Румынская Православная Церковь канонизировала преподобного Антипу в 1992 году как единственного монаха из Румынии, который был причислен к лику святых на Афоне.
В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Антипы Афонского было включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви и внесено в Собор Валаамских святых.
Родившийся в 1816 году в Молдавии будущий схимонах Антипа начал свое подвижничество в Нямецком монастыре. Но в монахи он был пострижен в маленьком монастыре в Валахии с именем Алипия, а оттуда, по предложению своего духовника, переселился на Афон. После четырехлетнего подвижничества в греческом монастыре Эсфигмен он был пострижен в великую схиму с именем Антипа и ушел на пустынножительство.
Свое отшельническое подвижничество Антипа начал в заброшенной полуразвалившейся хижине. С голыми руками вошел он в доставшуюся ему пустую келию. И только в переднем углу на карнизе стояла маленькая икона, на которой от многолетней копоти нельзя было рассмотреть лика. Обрадовался своей находке схимник, ибо обрел в этой иконе драгоценное сокровище. Отец Антипа уговорил знакомого иеродиакона-иконописца как можно осторожней промыть икону, и тот возвратил ее совершенно новой, клятвенно уверив, что она стала такой от одной простой промывки и что это явление поразило и его. Под слоями копоти обнаружился лик Богородицы. Вскоре явилось еще одно чудо.
От пустыннической жизни уже достаточно опытный схимник Антипа был призван во вновь устроенный афонский молдавский скит Иоанна Предтечи (Продром), а затем был назначен экономом на монастырское подворье в городе Яссы, откуда послан в Россию для сбора пожертвований, предназначавшихся молдавскому скиту на Афоне. Отец Антипа крепко молился, и дела по сбору средств шли успешно. Однако, волею Божией пожертвования эти на Афон не попали: корабль, на котором они были отправлены, вместе со всеми пассажирами и грузом погиб во время бури в Черном море. В ночь этой ужасной катастрофы отец Антипа стоял на молитве. Вдруг громко треснуло стекло киота, в котором был помещен образ Божией Матери. И это было время гибели парохода, шедшего на Афон. Когда все стало известно, от такой утраты уныли афонские отцы и потеряли усердие благотворители. Не пал духом только отец Антипа, и позже им была собрана в Петербурге и Москве новая значительная сумма пожертвований.
Когда окончились дела по сбору подаяний в пользу афонского Продрома, отец Антипа, с благословения молдавских старцев, отправился на полюбившийся ему в первый год пребывания в России "Северный Афон" – святой Валаам. Он прибыл на остров 6 ноября 1865 года и поселился в маленькой келье на скиту Всех Святых.
Здесь его главным делом была молитва. Кроме ежедневных богослужений он прочитывал каждый день два акафиста Божией Матери – один простой и второй Успению Божией Матери. Образ Божией Матери "Сладко лобзающая" и иеросхимонах Антипа были неразлучны.
Каждый день старец клал 300 земных поклонов, молясь как за живых, так и за мертвых. Время между богослужениями и земными поклонами посвящалось чтению молитвы Иисусовой. Многие годы проводя в строгом подвижничестве, отец Антипа нисколько не расстроил своего здоровья. Однако пришло и ему время переселится в селения горние, и в течение одного года сильнейший кашель совершенно обессилил и иссушил старца. Глухой осенью стоял отец Антипа в своей келье на молитве. Вдруг сделался шум – и афонский образ Божией Матери сам собою двинулся с места. Другие иконы, стоявшие рядом, упали, а образ Богоматери прошествовал тихо по воздуху на расстояние целых двух метров и остановился на груди отца Антипы. Ужаснулся старец. С благоговением приняв образ, он поставил его на место. Об этом чудесном явлении отец Антипа рассказал только за три дня до своей кончины.
И вновь в его простой келье главное место было отведено иконе Владычицы "Сладко лобзающая", о которой сам отец Антипа в последние годы своей жизни говорил так: "Одно сокровище есть у меня – это чудотворная икона Божией Матери. Я не дам ее никому, кто бы у меня ее ни попросил. Я оставлю ее Валаамскому монастырю".
Икона «Сладкое Лобзание» (греч. Γλυκοφιλούσα – сладко лобзающая или сладко любящая) прославилась в царствование греческого императора-иконоборца Феофила (829–842).
Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены сжечь икону. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать икону в руки мужа, а бросить её в море.
Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. На месте явления иконы – оно названо «Агиасмою» – истекла святая вода. С тех пор и доныне в Светлый понедельник Пасхи сюда из монастыря совершается крестный ход.
Икона стоит в соборном храме обители и изображает Богоматерь лобзающей Предвечного Младенца. Есть церковное предание, что она одна из 70-ти икон, написанных евангелистом Лукой.
В скиту русского афонского Пантелеимонова монастыря есть снимок с чудотворной иконы «Гликофилу́са».
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание», или «Гликофилуса» молятся об укреплении в Православной вере, о защите православных икон, при бедах и невзгодах, при телесных и душевных недугах.
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 7: Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, / Дево, яве промышляеши: / морешествием Твоей обители, / яко дар достоин приношаеши. / Сию же мы Сладко лобзающую праве нарицающе, // Тя ублажаем.
Кондак, глас 8: Иже в храме и обители Твоей / приходящия Ти и богоугодно спасительная гонящия / и почитающая Твой святый образ / сим даруй, Дево, Твоя милости, / от всяких избавльши сих скорбей, / Тебе вопиющия: // радуйся, Едина Богоневестная.
Величание: Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления // всем, с верою притекающим.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 500829