Мы не имеем права понимать слова Господа только условно, как угрозу, как некую педагогическую меру, применяемую Спасителем. Если так поймем, то погрешим, как об этом пишет псалмопевец Давид: "Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет" (Пс. 9:34)
Сегодня, отцы, братия и сестры, во вторую подготовительную неделю перед Великим Постом Святая Церковь предлагает нам вспомнить о Страшном Суде. Если в прошлую неделю о блудном сыне Церковь призывала нас всех к покаянию, к обращению от грехолюбивой жизни независимо от тяжести и глубины греха, то сегодня она предупреждает всех презирающих благость и милосердие Божие о последствиях такого ожесточения.
В чтенном Евангелии мы слышали, как будет совершаться этот Суд. Он будет происходить в кончине века после второго пришествия Христа, после победы над антихристом, когда явится Господь во славе Божией, когда воскреснут мертвые, а тела живых преобразятся в духовные. Тогда совершится Суд над всеми людьми – сначала христианами, а затем над всеми прочими – и падшими ангелами. Суд этот решит, быть ли подсудному человеку со Христом в Его открывшемся Царствии славы, или не быть.
"Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин. 5: 22).
Поэтому судит человека Христос, Сын Божий, воплощенная Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Это будет окончательным отделением добрых семян от плевел. Никому другому, как только Самому Господу, надлежит совершить это отделение, и свершится оно только на последнем Суде. Суд этот, в некотором роде, как бы межличностный. Все, что делал или не делал человек в отношении к другому человеку, все это Господь относит лично к Себе. Почему? Потому что кто бы ни был человек, против которого душа согрешала, она согрешала пред Христом, Который приобрел Своей кровью весь род человеческий:
"...Истинно говорю вам: так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25: 40).
Суд будет:
всеобщий, т. е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а из посланий Святых апостолов Петра и Иуды следует, что и даже на самих падших ангелов (2 Пет. 2:4; Иуды 6);
торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира;
строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5);
последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых (о. Михаил Помазанский, Православное Догматическое богословие).
Тогда не будет больше смешения добра и зла, ибо ничто нечистое не войдет в Царство, и не будет больше возможно какое-либо изменение в человеческих судьбах. По ту сторону времени пребудет только то, что не подлежит изменению (В. Лосский).
Слово Божие изображает будущее блаженство как вечную радость пребывания со Христом в Его Царстве славы, как пир, как пребывание в райских небесных обителях. Но оно также определенно говорит и о вечных мучениях, о геенне огненной. Образ огненной геенны взят с Енномской долины возле Иерусалима, где приносили человеческие жертвоприношения, сжигая их, а также сваливались трупы и всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь.
Мы не имеем права понимать слова Господа только условно, как угрозу, как некую педагогическую меру, применяемую Спасителем. Если так поймем, то погрешим, как об этом пишет псалмопевец Давид:
"Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет" (Пс. 9:34). То есть мы прогневляем Бога, когда тайно думаем, что не будет воздаяния. Впрочем, само понятие «гнев» по отношению к Богу является условным и человекообразным, как об этом пишет преподобный Антоний Великий в своих наставлениях.
Он поучает:
«Бог благ и бесстрастен, и неизменен. ...Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Богу было хорошо или плохо от дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Него, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами-мучителями. Если потом молитвами и благотворениями получаем разрешение во грехах, то это не значит, что мы Бога ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и нашего обращения к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, – есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения». (Добротолюбие. Т. 1, наст. 50).
Святитель Феофан Затворник рассуждает о вечности мучений так:
«Пойдут праведники в жизнь вечную, а осатаневшие грешники – в муку вечную, в сообщество с бесами. Кончатся ли эти муки? Если кончится злоба сатанинская и осатанение, то и муки кончатся. А кончатся ли злоба сатаны и осатанение? Посмотрим и увидим тогда… А до того будем верить, что как жизнь вечная не имеет конца, так и мука вечная, угрожающая грешникам, не будет иметь конца. Никакое гадание не доказывает возможности прекращения сатанинства. Чего не видел сатана по падении своем! Сколько явлено сил Божиих! Как сам он поражен силой Креста Господня! Как доселе поражается этой силой всякая его хитрость и злоба! И все ему неймется, все идет против: и чем дальше идет, тем больше упорствует. Нет никакой надежды исправиться ему! А если ему нет надежды, то нет надежды и людям, осатаневшим по его действию. Значит, нельзя не быть в аду с вечными муками».
«Как всеведущий, всемилостивый и всеправедный Бог, Владыка Христос будет всех и каждого судить по Божественной правде и милости. Тогда раскроет Он не только наши дела, но все наши помыслы, чувства, пожелания и слова. И перед всевидящим и всеправедным Судией мы будем должны дать ответ за всё. Так что осудит Он нас не только за худые дела, но и за порочные мысли, и за нечистые чувства, и за дурные намерения, и за скверные слова. Ибо Он сказал: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12:36), – пишет прославленный Сербской Церковью известный богослов прп. Иустин (Попович).
Он утверждает, что
«последний всеобщий Суд явится судом абсолютной Божией правды и абсолютной Божией милости, ибо Господь всех и каждого будет судить по Своей бесконечной правде и бесконечной милости, так что никто не сможет обвинить Бога в несправедливости или в немилосердии…Так как на Страшном Суде ничто не будет опущено, забыто и не замечено, то каждый человек в отдельности и все люди вкупе ощутят и узрят всю праведность и всю Божию милость и по отношению к праведникам, и по отношению к грешникам (см. Рим. 2:5-8; Евр. 10:27; Откр. 2:23).
И перед непререкаемой ясностью доводов грешники не смогут оправдаться и выгородить себя (см. Мф. 25:41-47).
При этом ничто не будет ни преувеличено, ни приуменьшено, но всё будет беспристрастно констатировано и непогрешимо измерено – ведь у Бога нет лицеприятия (см. Кол. 3:25; Рим. 2:11; Еф. 6:9; Деян. 10:34; 1Пет. 1:17; Втор. 10:17; Иов. 34:19).
И всем людям – как праведным, так и грешным – будет вполне ясна совершенная справедливость Божия Суда; и все отчетливо узрят, что всеправедный Господь перестал бы быть Богом, если бы судил иначе (см. Мф. 25:37-39, 44-45; 1Кор. 3:13).
Страх и ужас Страшного Суда для грешников будет заключаться особенно в том, что все они в тот момент ясно увидят и познают, что Иисус Христос и в самом деле воплотился ради спасения всех, пострадал за всех, преподал всем в Церкви благодатные средства спасения – святые таинства и святые добродетели; что Он действительно единственный Спаситель людей, что Его Евангелие и вправду единственный истинный смысл и цель человеческой жизни на земле, что Его имя – и в самом деле единственное имя, которым люди могут спастись от жуткой бессмыслицы греха и смерти и избежать вечного мучения в вечном царстве греха и зла – в преисподней (см. 1Фес. 1:6-10).
Тогда всякий, не уверовавший во время земной жизни во Христа как Бога и Спасителя, ясно почувствует всем своим существом, что тем самым он уже на земле осудил себя на вечные муки (Ин. 3:18, 5:24)».
Осуждение – это удаление от Бога навечно. По Промыслу Божию, призвание человека – это преображение, обожение, соединение с Богом. В будущем веке все, что будет удалено от Бога, будет считаться преданным смерти. Это и будет второй смертью, той, о которой в книге Откровения говорит святой Иоанн Богослов (20: 14). Смерть эта означает забвение Божие. Те, которые не захотели узнать Бога, те не будут больше узнаны Им. Те же, кто Его знал и Ему служил, просияют неизреченной и немеркнущей славой (В. Лосский).
Святитель Иоанн Златоуст о Страшном Суде замечает:
«Когда Господь говорил о царстве, то сказал: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, а говоря об огне, сказал не так, но прибавил: уготованный диаволу и ангелам его. Ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но диаволу и ангелам его. Но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините в том сами себя» (Толкование на Евангелие от Матфея).
«Многие безрассудные, – продолжает Златоуст, –
желают только избавиться от геенны, но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказаний» (Слово к Феодору, К Феодору падшему увещания).
Читая святых отцев, заметим, братия и сестры, что чем выше поднимается нравственное сознание у подвижника, тем острее становится чувство его нравственной ответственности, тем сильнее страх оскорбить Бога и ярче сознание неизбежности наказания за уклонение от заповедей Божиих. Но столь же растет и упование на милость Божию, надеяться на которую и просить которой у Господа каждому из нас должно и утешительно. Будем же подвизаться в смирении, с терпением упражняться в милосердии и неосуждении, чтобы и нам Бог оказал милость и не осудил нас так, как мы того заслуживаем. Будем жить для Бога, а не для себя, жертвуя свою жизнь Богу и людям щедро, а не цедить по капельке:
«кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2Кор. 9:6). Чтобы у нас, кроме справедливого страха наказания, было бы еще хотя бы немного того нелицемерного вдохновения, с которым Апостол Павел восклицал:
"томлюсь желанием уйти и быть со Христом" (Фил. 1: 23).
Аминь!