Восстановление летописи Старого Валаама. Обнаружена кинопленка 1906 года

Волонтеры и помощники сайта valaam.ru восстанавливают сведения о исторических кинохрониках Старого Валаама. Месяц назад были найдены архивные киноматериалы, датируемые 1906-1908 годами. Есть предположение, что это самые старые кинокадры нашего монастыря. Кропотливые «раскопки» историков кино продолжаются. В настоящее время идут поиски киноархивных материалов 1912 и 1926 гг. в Финляндии и в открытых архивах других стран.
15.03.2019 Наталья Потапова, кандидат исторических наук  7 430

История мирового кино имеет свою дату рождения – 28 декабря 1895 года, когда в «Индийском салоне Гранд-кафе» в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс, проводившийся для всех желающих за плату. На бульваре Капуцинок демонстрировалось несколько роликов продолжительностью 45-50 секунд, снятых весной 1895 года. Среди них был комедийный сюжет «Политый поливальщик», однако не было знаменитого ролика «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьотá», который демонстрировался позже, в 1896 году. Вопреки легенде, зрители не пытались покинуть свои места, видя надвигающийся на них поезд.

Самая ранняя кинохроника Валаама датируется 1908-1909 гг. Съемки были выполнены в студии Atelier Apollo (Ателье Аполлон). Оно принадлежало финскому фотохудожнику Карлу Эмилю Стольбергу (1862-1919 гг.). Карл Стольберг являлся двоюродным братом первого президента Финляндии Каарло Юхо Стольберга. По образованию был инженером-геодезистом, несколько лет проработал на строительстве железной дороги. Одновременно занимался фотографической деятельностью.

В 1889 г. Эмиль открыл собственную фотостудию, где для начинающих фотографов проводились курсы по пейзажной фотосъемке. В фотостудии устраивались выставки и проводились различные мероприятия. Буквально через год работы собственной фотостудии, Стольберг опубликовал первые учебники в области фотографии на финском и шведском языках. Кроме того, с 1891-1893 он являлся автором множества выпусков журналов «Камера», в которых рассказывал об искусстве обращения с фотокамерой. Фотография в то время уверенно вошла во все области человеческого знания. Стольберг оказался одним из тех немногих фотографов, которые старались доказать, что фотография – это не просто приложение к газетному сообщению. Именно благодаря его деятельности фотография стала признанным жанром искусства. Стольберг стал основателем фотокомпании «Ателье Аполлон» в Хельсинки c филиалами в нескольких крупных городах Финляндии, филиал его компании находился в том числе и в Выборге (см.: «Творческий поиск гения: «Монрепо» в фотографиях Карла Стольберга»).

Фотоателье располагалось в Гельсингфорсе (нынешнем Хельсинки) на углу улиц Миконтату и Алексантеринкату. Весной 1904 года Стольберг оборудовал там небольшой кинозал «Аполлон» на 100 мест и стал показывать привезенный в Финляндию киножурнал «Вокруг света». А еще два года спустя, весной 1906 года Стольберг решил сам снимать кинохронику, чтобы дополнить репертуар видами финских достопримечательностей. Одним из приглашенных к сотрудничеству операторов был Оскар Линделёф. В 1908 году Линделёф отправляется на съемки в Валаамский монастырь. В 1911 году был смонтирован фильм «Финляндия», длившийся 21 минуту, куда был вмонтирован небольшой фрагмент, посвященный Валаамской обители. Технические возможности раннего немого кинематографа позволяли проецировать на экран «движущиеся картинки». На Валааме большинство кадров было выполнено с привычных для фотографирования точек, и потому создавалось ощущение, что видовые открытки монастыря оживают.

1912 годом датируют еще одну кинопленку «Валаамский монастырь», но там совсем нет сведений о материале. Сейчас мы просим провести оцифровку имеющего материала и запрашиваем справочные данные о съемке.

В следующий раз Валаам попал в кинообъектив после окончания Первой мировой и Гражданской войны. Съемки начались осенью 1922 года и продолжились до лета 1926 года. На этот раз оператором выступил владелец другого фото- и киноателье Антон Подворский. Благодаря работе операторов ателье Антона Подворского сохранились уникальные кадры природы Валаама 20-х годов. Позже ими же Валаам был запечатлён на кинопленке еще и в 1931 году.

В то время перед правительством Финляндии стояли непростые задачи. Нужно было поднимать из руин экономику. Правительство делает ставку в том числе и на развитие туризма. Это было смелое начинание по преодолению изоляции, ведь бывшая окраина Российской империи не была широко известна в Европе, ее экономика была подорвана войной, а транспортная система страны привязана к России, попавшей под власть большевиков.

Для создания в Финляндии туристической индустрии была разработана большая программа реформ. В ее осуществлении участвовали министерства, курировавшие пути сообщения, транспорт, различные отрасли экономики, и даже министерство народного образования занялось организацией школьных экскурсий по стране. Одни должны были подготовить инфраструктуру, персонал, создать условия для размещения и пребывания гостей, обеспечить их безопасность, комфорт, досуг; другие отвечали за рекламу и привлечение новых клиентов.

На первом этапе проект популяризации Финляндии как места отдыха и туризма курировал Георг Хенрик Теслефф (представитель финской дворянской семьи немецкого происхождения, в роду которого были известные военачальники, состоявшие на службе Российской империи, министры, известные деятели науки и культуры), который привлекал спонсоров, искал финансирование на производство и продвижение рекламной продукции.

В первом фильме “Finlandia” (1922 год, режиссер Эркки Кару) не нашлось места Валааму, но остров попал в путеводители, и о Валаамском монастыре заговорили европейские газеты. Некоторое время спустя удалось наладить регулярное транспортное сообщение по разумной цене, и на Валаам отправились первые экскурсионные группы. Для старого русского монастыря, оказавшегося за пределами России, на территории нового государства, это стало окончанием вынужденной изоляции военного времени, – не многие уже помнят о ныне забытой Первой советско-финской войне (март 1918 – октябрь 1920), завершившаяся 14 октября 1920 года подписанием Тартуского мирного договора между РСФСР и Финляндией.

Летом 1931 года по заказу МИД Финляндии был снят первый рекламный документально-игровой фильм «Финляндия приглашает», содержавший фрагмент о Валааме. Он был создан финскими документалистами Хейкки Ахо и Бьорном Солданом. Фильм был впервые представлен зрителю в Стокгольме во время выставки достижений финской промышленности и культуры. В следующем году фильм вышел в широкий международный прокат, его демонстрировали в кинотеатрах по всему миру.

Показы немого кино шли под музыку Яна Сибелиуса и сопровождались лекциями о Финляндии и рассказами о возможностях отправиться туда в путешествие. К этому моменту в стране было налажено удобное транспортное сообщение, и остров Валаам был включен в эту программу как одна из достопримечательностей страны. «Русская святыня, православная обитель протестантской Финляндии» – в те годы это имя прочно закрепилось в мире за Валаамской обителью.

Выход на экраны фильма «Финляндия приглашает» был связан с переходом финского туризма на новый этап успешного развития. Проект был реализован при поддержке правительства и частных предпринимателей, заинтересованных в рекламе положительного образа страны и продвижении туризма. МИД Финляндии заказал «доступный по содержанию фильм, ориентированный на состоятельных буржуа и тех, кто хотел бы отдыхать, как буржуа». Создателям киноленты предстояло показать красоту природы и разнообразие туристических достопримечательностей страны, в числе которых был и «крупнейший православный монастырь в Северной Европе». Критики отмечали хорошую операторскую работу – для своего времени фильм был снят мастерски, на высоком техническом уровне.

Сюжет прост: две семьи – из США и Германии – отправляются путешествовать по Финляндии. Туристы прибывают на пароме в Хельсинки. Американцы привезли с собой свой спортивный автомобиль, чтобы совершить на нем поездку по живописным сельским дорогам. Немецкая семья отправляется из Хельсинки в Выборг на поезде, затем пересаживается на паром и продолжает свое путешествие по туристическим маршрутам Восточной Финляндии. Минуя Иматру, на небольшом пароходе они достигают Валаама, делают там остановку. Далее их путь лежит в Лапландию.

Благодаря работе Национального аудиовизуального института Финляндии (KAVI) в свое время была обнаружена кинохроника 1931 года, и в обители считали эти кадры самыми ранними из известных нам, но ситуация меняется – как вы видите, все больше получаем и обнаруживаем новые факты. На сегодняшний день нам известно, что из создателей является оператор Антон Подворский. Судя по количеству проведенных съемок и упоминаний, сотрудники ателье не раз были в старом монастыре.

Время звукового кино

С началом эпохи звукового кино документалистика получила новые возможности. В 1934 году кинокомпания Suomi-filmi приняла решение выпустить новый большой презентационный фильм о Валааме. Создатели учли критику и на этот раз хотели снимать не просто красоту валаамских пейзажей и образцы монастырской архитектуры, знакомство с которыми составляет часть необременительного туристического отдыха, но саму жизнь насельников обители во всей ее современной полноте – показать монашескую аскезу братии и опыт православного паломничества.

Обсуждался сценарий, в котором авторы хотели представить торжественность православных богослужений, звучание церковных песнопений в исполнении хора братии, быт скитов. Однако настоятель монастыря игумен Харитон не дал благословения на эти новые сюжеты. Как и прежде, было позволено снимать только места, открытые для туристов и паломников:

- Спасо-Преображенский собор,
- вид с колокольни,
- Казанскую икону Божией Матери и иконостас в верхнем храме,
- Никольский скит,
- часовни,
- Игуменское кладбище,
- красоты валаамской природы – словом, все, как на старых видовых открытках.

Лишь съемки одной сцены – беседы с духовником приблизили сюжет к первоначальному замыслу. Звучавшие во время службы песнопения записаны не были, и кадры шли под сопровождение привычной европейскому зрителю органной музыки и песни – гимна Спасо-Преображенского монастыря «О, дивный остров Валаам».

Отснятый в 1934 году на острове материал в дальнейшем был положен в основу нескольких фильмов, один из них – о традиционном песенном фестивале на певческом поле города Сортавала, другой – документальный фильм «Монашеский остров в Ладоге».

Кадры, снятые на Валааме оператором Арво Тамминеном, предварял короткий рассказ комментатора Топо Лейстеля, а презентационная версия фильма о Валаамской обители была дополнена игровыми фрагментами, отснятыми оператором Армасом Хирвоненом: сценарий включал небольшой сюжет «Семейное паломничество на остров».

На протяжении 10 лет сотни тысяч зрителей по всему миру посмотрели эти фильмы, а тысячи туристов из разных стран по обе стороны Атлантического океана побывали на острове. Валаамский монастырь – «крупнейший православный монастырь Северной Европы» – стал хорошо известен во всем мире. В 1920-ые годы, первые годы независимости Финляндии, желающих посетить Валаам было немного. Однако в 1930-ые годы ситуация кардинально изменилась. Согласно подсчётам Летописи обители, остров ежегодно посещало до 30 000 человек. Туристов перевозили на остров собственными кораблями и размещали в гостинице на 200 номеров.

В разгар Советско-финской войны была выпущена новая версия фильма с разделом о бомбардировке Хельсинки[1] и гуманитарной петицией на шведском, немецком и английском языках. Известие о том, что советская авиация бомбит русский монастырь вызвало шквал негодования в мире.

Бомбардировки начались в конце января 1940 года, но наибольшему разрушению монастырь подвергся 2 и 4 февраля, когда Валаам в несколько заходов бомбили более 70 советских самолетов. 5 февраля монастырская братия во главе с игуменом Харитоном была эвакуирована вглубь Финляндии. И никто еще не предполагал, что древняя обитель стоит на пороге нового крутого поворота в своей истории.

Материал публикуется впервые. Продолжение следует


Большая часть материалов предоставлена Веб-сайтом ELONET, управляемым национальным аудиовизуальным архивом Финляндии, который поддерживает базу данных о 150 000 фильмов, созданных или показанных в Финляндии.

[1] 30 ноября 1939 года, с первых же часов начала "Финской кампании" (Зимней войны), советская авиация приступила к бомбардировке Хельсинки. По советским данным, на финскую столицу было осуществлено восемь рейдов и сброшено около 350 бомб, что привело к гибели 97 и ранению 260 человек, 55 зданий было разрушено.

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 478582

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-5°
сегодня в 02:50
Ветер
4.9 м/с, C
Осадки
0.0 мм
Давление
763.3 мм рт. ст.
Влажность
81%