Вот так, дорогие отцы и братия, должно нам воспринимать наступающий Великий Пост: как время радости и надежды, как время духовного просвещения, время очищения, время приближения к Богу
«Возсия благодать Твоя, Господи! Возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы и облечемся в оружия света: яко да приплывши поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша»
(Стихира на стиховне, глас 4, в Неделю сырную на вечерне).
Вот так, дорогие отцы и братия, должно нам воспринимать наступающий Великий Пост: как время радости и надежды, как время духовного просвещения, время очищения, время приближения к Богу. Да, мы в эти дни святой Четыредесятницы скорбим, каемся о наших грехах. Да, нам будет нелегко и даже тяжело бывать на долгих службах великопостных, выстаивать их полностью, класть многочисленные земные поклоны. Нелегко, может быть, будет нести сам пост, особенно, в первую неделю. Сама Церковь, даже внешне, как бы погружается в строгий полумрак, и печальны бывают песнопения, слова в молитвослове. Но тем не менее это время благоприятное, время покаяния. Время, когда возсиявает благодать Божия в душах тех людей, которые смогли отложить дела тьмы и облечься в оружие света. Но для того, чтобы пост стал действительно спасительным и благодатным, нужно преодолеть те препятствия, которые стоят между нами и Богом, между нами и ближними.
С прощения начинается Великий пост
И, конечно, прежде всего мы должны, и для этого собрались сегодня, простить друг другу все прегрешения наши. И здесь важно, чтобы это прощение не было формальным, не было просто каким-то обрядом или обычаем. Чтобы мы за множеством лиц, которые будут проходить сейчас перед каждым из нас, не забыли о том, что каждый из этих людей, каждый из этих братьев и сестёр, есть образ и подобие Божие. За каждого из них умер Христос. Это – драгоценная душа нашего брата или нашей сестры.
Мы, может быть, не чувствуем вины нашей перед каким-то человеком. Но если мы всмотримся внимательно в свою душу, испытаем свою совесть, то непременно заметим что-то, что может быть нам неприятно в этом человеке. Хотя, может быть, мы мало с ним общаемся, мало с ним видимся и как-то он далёк от нас, но возникает какой-то помысел, какое-то неприязненное чувство. Может быть, мы его когда-то осудили или, наоборот, соблазнили своим поступком или словом. В общем, между нами есть какое-то препятствие. Но главное препятствие в том, что между нами очень часто, я бы даже сказал, почти всегда, нет любви – подлинной любви. Любви, которая должна быть между братьями и сестрами во Христе, любви, которая является главной заповедью. Ведь мы должны возлюбить ближнего так, как мы любим Бога. Но мы и ближнего не любим, и к Богу холодны.
Важно, чтобы наше сердце наконец возгорелось, а не просто тлело, несмотря на то, что мы находимся в обители и призваны к тому, чтобы быть со Христом. Так вот чтобы эта любовь возгорелась, нам нужно постараться возлюбить брата. Как мы можем любить Бога, которого не видим, когда не любим брата, которого видим? Поэтому нужно, чтобы всякая неприязнь, всякое неудовольствие, какое-то негативное отношение к ближнему нашему, ушло из наших сердец. Постараться понять, что наше неприязненное к нему отношение может быть вызвано не его какими-то поступками, немощами, грехами, ошибками, а прежде всего тем, что наши глаза застилает мрак – греховный мрак. Наши глаза темны, очи наши ослеплены грехом. И поэтому мы не видим света, мы не видим радости, мы не видим того, что брат этот – бессмертная душа, прежде всего. Брат наш – образ и подобие Божие.
Поэтому будем думать, вспоминать и каяться в своих грехах, в своих недостатках, немощах, в своей злобе, во всём том, что отдаляет нас от Бога и от ближнего. Это касается всех. Это касается, конечно же, и меня первого, потому что нет такого начальствующего, который был бы угоден и приятен всем своим подчинённым. И даже нет такого отца, которого бы никогда его сын в чём-то бы не осудил, к сожалению. Есть, конечно, и мои грехи, и множество грехов и причин, к тому, чтобы такие помыслы осуждения, неприятие возникали в ваших сердцах. Иногда эти помыслы бывают просто вражьими прилогами и никакого основания не имеют кроме того, чтобы посеять между нами разделение, недоверие, чтобы не было между нами единства во Христе.
Будем стараться преодолевать эту рознь, эту неприязнь, это недоверие, всё то, что начинается со слова «не». Отринем всё неблагообразное, неблагоговейное и негодное. Простим всё друг другу, постараемся очиститься от греха осуждения и неприязни и от всех прочих грехов, в которых я и каюсь, и прошу прощения пред Богом у всех Вас. Простите меня, дорогие отцы и братья, простите! Помолитесь за меня, грешнаго! Благодатию Бог простит и помилует всех вас!