Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. (Евр.13:17)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, отцы, братья и сестры, день праздника cвятителя и чудотворца Николая, удивительного человека, которого Церковь воспевает как «правило веры», «образ кротости» и «воздержания учителя». Житие его, (которое, надеюсь, вы хорошо знаете, а если есть такие, кто не знает — потрудитесь, прочтите, Святитель это заслужил, и вы получите немалую пользу) дает каждому из нас повод задуматься о себе. Потому как, размышляя над житием Святителя, вглядываясь в его образ, как в зеркало, ясно осознаешь, что сам-то ты полная ему противоположность — и являешь скорее правило маловерия, образ гордости и самоволия учителя.
По-гречески, правило веры и образ кротости звучит так: κανονα πιστεως και εικονα πραοτητος (канОна пИстеос ке икона праОтитос). Два слова нам понятны — канон и икона. Канон в греческом означал тростниковый шест, качестве эталона длины или отвес в строительстве, по которому ровняли кладку, соответствует русскому правИлу — линейке для проверки правильности каменной кладки или приспособление, на котором что-либо выравнивают. То есть Святитель Николай есть канон, правИло, по которому можно сверять и исправлять свою веру, он — икона, образец христианского нрава и добродетелей, ведущих ко спасению.
Святитель стал для всех христиан правилом новой жизни — жизни по Христу. Это значит, что самым главным в его жизни было поступать всегда согласно заповедям Евангелия. Всегда, во всех обстоятельствах выбирать из всех возможных путей тот согласен со словами Христовыми. Это значит жизнь не для себя. Это значит видеть свою немощь и безсилие, но всегда преодолевать их надеждой на Бога. А это рождает смирение. Современники описывали его кротким и смиренным: «Он одевался очень просто, без всяких украшений, имел лик, исполненный святости и благодати. Отнегоисходилоудивительноесияние, какотпророкаБожьегоМоисея» — говорили о нем.
По словам древнего составителя жития, Святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его» Такое вот правИло жизни.
И такая жизнь Святителя хотя и была полна безпрестанных скорбей и болезней, но еще была наполнена внутренним миром, радостью, любовью. Догадаться легко, что такой мир души и любовь ко всему (которых и мы с вами желаем иметь) стяжевается нелегко, дается не безплатно. Экспертизы мощей, проведенные в 1953 и в 1992 годах, показали, что поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес святитель Николай в тюрьме — за любовь и отзывчивость к людским скорбям и бедам его пытали на дыбе. Установлено, что изменения в костях вызваны долгим, многолетним влиянием тюремного холода и сырости — святой провел в темнице около двадцати лет.
Так болезненно зарождается блаженная жизнь во Христе, так богатеют в Бога, такими скорбями собирается духовное сокровище, в удобренной болями душе расцветает любовь Христова. Не сам себе придумывал он подвиги, но подвиги находили его. Не с горделивым самомнением, но со христианской кротостью и состраданием к людям защищал Святитель правду Божию, никогда не отворачиваясь от человеческого горя. Горе людское он воспринимал как свое собственное. Такая любовь дается человеку не сразу, не вдруг — этому учатся всю жизнь, но она дается делателям, а не мечтателям.
Господь жил в сердце Святителя. Это не просто красивая метафора и поэтическая фраза. Божественная благодать, сам Бог Своими силами, Своими действиями, присутствует неотходно в таких людях, как Святитель Николай, потому что всегда и во всех случаях они предпочитают Божию волю своей. Многократно они испытываются различными скорбями, но в каждом искушении они выбирают волю Божию, а не человеческую, и так постепенно душа и тело их становятся жилищем, местом пребывания Божественной благодати по слову Спасителя: «Имeяй заповeди моя и соблюдаяй их, той есть любяй мя: а любяй мя возлюблен будет Отцем моим, и аз возлюблю его, и явлюся ему сам... аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима» (Ин 14:21,23)
Будем же и мы, братия и сестры, учиться у святых всегда следовать воле Божией. Это не однократное занятие, но длительная учебная программа, рассчитанная на целую жизнь. Потому — время дорого, можно и не успеть пройти всю эту программу, тратя время на пустопорожнее. Будем учиться на житиях святых, будем размышлять, как святые преодолевали свои жизненные испытания, что они делали, как поступали, что можно взять себе на вооружение. Нетрудно заметить, что святые в своей жизни ничего не делали без опоры на Бога, а если иногда такое случалось, они прямо признавали это своей ошибкой. Но и опора на Бога невозможна без постоянной молитвы, а постоянная молитва не дается без покаяния, без смирения, без упражнения в воздержании и так далее — одно за другим.
Без опоры на Бога невозможно ни устоять в правой вере, ни исповедать Бога, ни устоять во Христе, и не обмануться современными дьявольскими злохитростями, атакующими нас то справа, то слева. Пусть не думает тот, кто рассчитывает на свою силу, ум и крепость, устоять в искушениях последних дней без постоянной доверительной молитвы, без сердечной опоры на Господа. Обманы и справа, и слева; и только благодатию Божией можем пройти между Сциллой и Харибдой коварных и тонких искушений нашего времени. Вот когда особенно нужна нам помощь и заступничество, любимого всем русским православным народом Святителя и чудотворца Николая, архиепископа города Миры из византийской провинции Ликии, его же память мы сегодня с любовию совершаем и с радостию воспеваем: Радуйся Николае, скорый помощниче и великий чудотворче! Аминь!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472857