Лекция проходила в рамках образовательной программы Дня региона, которая предполагает просветительские лекции об истории карельского края. Особое место на выставке было отведено культурным событиям.
Также в рамках выставки-форума «Россия» состоялась презентация книги-альбома «Русская свадьба Заонежья» с участием фольклорного ансамбля музея-заповедника «Кижи» и была представлена праздничная программа «Из Карелии с любовью», посетители которой смогли попробовать блюда национальной кухни и познакомиться с сувенирной продукцией.
Для любителей спорта карельский спортсмен и Олимпийский чемпион 2020 года по тхэквондо Владислав Ларин провел открытую тренировку. Представителей молодежи пригласили на ежегодный карельский Молодежный образовательный форум «Берег».
«Карелия нас позвала. Когда я узнал, что можно выступить, что-то рассказать, я немножко засомневался: мне показалось, что формат лекции не очень подходящий, но если с хором – то это уже миссионерский проект, чтобы люди поехали на Валаам. Жаль, что был небольшой зал, желающих прийти много», – рассказал епископ Панкратий.
Международная выставка-форум «Россия» продлится до 12 апреля 2024 года. Экспозицию Карелии можно увидеть ежедневно в павильоне № 75 на ВДНХ.
Текст лекции иеромонаха Давида по истории Валаамского монастыря представлен ниже.
Дорогие друзья, уважаемые гости, участники и организаторы Форума! Позвольте сердечно поприветствовать вас от лица всей нашей братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
1. Сегодняшние мероприятия на Форуме «Россия» посвящены жизни Республики Карелия – самобытного, удивительно красивого региона нашей страны, который в последние годы как бы заново открывают для себя тысячи посетителей.
Безусловно, одним из центров этого региона – духовным и культурным – был и остается Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный в Ладожском озере на островах Валаамского архипелага.
Судьба и история Валаамской обители, с одной стороны, очень своеобразны, с другой, как выразился когда-то наш президент, они, словно в капле воды, отражают судьбу всей России.
С XII века положение территории Приладожья,где совместно проживали карелы, варяги и славяне, стало настолько стратегически важным, что попало в сферу интересов двух крупнейших государств: Швеции и Новгорода Великого. Началось их противостояние не только за политическое, но и за религиозное главенство в крае. В этом плане за сохранение чистоты нашей веры, за развитие и укрепление своей русской культуры и традиции особое значение всегда имели православные монастыри.
После Крещения Руси святым князем Владимиром в 988 году в Киеве, уже через 3 года в Новгород Великий пришло христианство. И хотя карелы приняли крещение только в XIII веке, в Приладожье уже появились монахи-миссионеры.
Два таких монаха, (как сказано в их житии), «пришедших от востока», и стали основателями Валаамской обители. "Востоком" в средние века наши предки называли территорию Византийской империи. До нас дошли лишь их святые имена – преподобные Сергий и Герман. Глубокое их почитание начинается с первых веков христианства на Русской земле. Из многих достоверных летописных источников нам известно, что уже в XII веке святые мощи преподобных Сергия и Германа дважды переносили в Новгород и обратно на Валаам, спасая их от поругания иноверными шведами.
2. К концу XV века Валаамский монастырь уже прочно входил в число самых больших и влиятельных новгородских монастырей. Оказывая огромное влияние на весь регион, он был средоточием и образцом монашеской жизни Карелии. Основатели многих знаменитых русских обителей были выходцами с Валаама. Так, например, знаменитая крепость русского Севера – Соловецкий монастырь –был основан валаамским монахом, преподобным Савватием; преподобным Александром – обитель на Свири, преподобным Арсением – на Коневце; и многие другие преподобные из собора Валаамских святых явили нашу обитель рассадником благочестия на Руси.
Славился монастырь и как центр культуры и искусства со своим богатейшим книгописанием. Уцелевшие до наших дней книги, изданные на Валааме, являются выдающимися образцами средневекового искусства, вошедшими в сокровищницу славянской цивилизации.
Так нёс Валаам своё миссионерское служение и словом, и житием, и вложил свой значительный вклад в фундамент великого будущего земли Русской.
3. Порубежное положение изначально обрекало островную обитель на судьбу неспокойную, «переменную» - по словам монастырского летописца.
Разразившаяся в начале XVII века на Руси Смута, сопровождаемая польской и шведской интервенцией, обернулась для Валаама, как и для всей Карелии, настоящей трагедией.
Неоднократно многочисленные валаамские братия, даже будучи предупрежденными об очередном набеге шведских интервентов, добровольно оставались на острове и принимали мученическую кончину от меча иноверцев за свое мужественное и твёрдое исповедание православной веры. Валаамский архипелаг со значительной частью Карелии отошел к Швеции. Более чем на 100 лет монашеская жизнь в обители приостановилась, все храмы были сожжены, и православная молитва на время умолкла.
И все-таки, в начале XVIII века в результате Северной войны, победоносно завершенной Петром I, Карелия и орошённая мученическою кровью Валаамская земля вернулись в состав России! С этого момента начался новый этап жизни и развития монастыря. Особое духовное возрождение приходится на период правления обителью преподобным игуменом Назарием.
В этот период Валаам вновь несёт важное просветительское служение. По инициативе и тщанию преподобного Назария впервые в России издаётся собрание аскетических творений святых отцов – «Добротолюбие». Издание именно этих писаний послужило распространению святоотеческой традиции исихазма во многих монастырях России, где во главу угла была поставлена практика молитвы и старчества.
В 1793 году 6 валаамских монахов вошли в состав духовно-просветительской миссии на суровые земли далекой русской Аляски. Великий Валаамский святой – преподобный Герман –стал и доныне остается апостолом Северной Америки и духовным отцом алеутского народа. Эта экспедиция положила начало распространению православной веры на всём американском континенте.
С 1810 года Карельский перешеек и все Ладожские острова вошли в состав Российской империи как автономное Финляндское княжество, и православные приходы и монастыри оказались в лютеранском окружении. Валаам, как и прежде, был призван свидетельствовать, исповедовать и стоять на страже чистоты апостольской веры.
4. Расцвет и наибольшее развитие Валаамского монастыря и в духовном, и во внешнем плане приходится на вторую половину XIX века, когда обитель возглавлял великий игумен Дамаскин – масштабная и многогранная личность. Община братии тогда достигала тысячи человек, с великолепно отлаженным хозяйством, в которое внедрялись передовые сельскохозяйственные практики; возводятся удивительные по своей архитектуре храмы, скиты, паломнические гостиницы, и множество других каменных построек; организовываются своя иконописная мастерская и школа живописи, издательство книг и первые в России фотомастерские; на поприще пастырского служения выходит множество почитаемых в народе духоносных старцев и Валаамских духовников: уже прославленный церковью схиигумен Иоанн (Маслов), духовник великих князей Романовых иеросхимонах Ефрем, мудрый игумен Харитон и смиренный схимонах Николай, и многие другие молитвенники и подвижники Валаама. На Остров потянулось большое количество «ищущих душ», стремившихся обрести истинный путь для своих сердец, заблудившихся в тумане витающих тогда в обществе атеистических и антицерковных идей, политических и философских заблуждений.
Русская публицистика этого периода изобиловала различного рода путевыми заметками, статьями и очерками, посвященными поездкам на Валаам. Здесь не раз бывали императоры и великие князья, крупные чиновники и общественные деятели, знаменитые писатели (такие, как Апухтин и Лесков, Немирович-Данченко и Шмелев), гениальные композиторы (Чайковский и Глазунов), выдающиеся художники (Шишкин и Куинджи, Васильев и Рерих), под впечатлением от Валаама они создают свои знаменитые творения; совершают паломничество на остров многие купцы, мещане и простые крестьяне, студенты университетов и духовных академий.
Все они отмечали красоту валаамского богослужения, трудолюбие и скромность братии, их гостеприимство, любовь и духовную мудрость валаамских старцев.
Простолюдины получали в монастыре помощь продуктами и одеждой, возможностью потрудиться на острове и подзаработать.
Как духовные врачи и мудрые пастыри, отцы валаамские помогали заблудшим – утешая и помогая им обрести путь спасения своей души и наполнить свою жизнь истинным смыслом.
В это время совершилось значимое событие – была чудесно обретена написанная прежде на Острове икона Божией Матери «Валаамская», впоследствии явившая Свой материнский покров во многих чудотворениях всем с верою к Ней притекающим.
В свете многовековой связи монашества Святой Горы Афонской с Валаамом, наш архипелаг ныне получил именование "Северный Афон". Дружба и схожесть этих двух монашеских республик – Южного и Северного Афона – отобразилась и во многих сторонах современной жизни Валаамской обители; в богослужебную практику и в репертуар современного Валаамского распева живо вплелись некоторые оттенки и особенности древней византийской традиции и культуры. Сейчас вашему вниманию будет представлен гимн Богородице, написанный святителем Нектарием Эгинским, который уже по традиции Валаамская братия исполняет на все праздники Пресвятой Богородицы.
5. ХХ век принес Валаамской обители, как и всей России, невиданные до того испытания.
Первым серьезным ударом для Валаамской обители стало начало Первой мировой войны, за годы которой число братии сократилось почти вдвое, причем за счет самых молодых и трудоспособных: на фронт ушло «будущее» Валаамского монастыря.
В октябре 1917 года в России произошла революция, ввергнувшая страну в гражданскую войну и долгий период гонений на Церковь. Божиим Промыслом Валаам избежал страшной судьбы большинства русских обителей. Напомним, что в результате антирелигиозной политики советского правительства из 1287 православных монастырей к началу 30-х годов прошлого столетия в Советской России не оставалось ни одного; большинство храмов были закрыты или уничтожены.
В ноябре 1917 года Финляндия впервые за всю свою историю получила государственную независимость, а древняя Валаамская обитель оказалась за границей. Никуда не уезжая с территории Валаамского архипелага, монашеская братия, по сути, находилась в эмиграции.
Ни на один день не прекращалась на Валааме молитва ко Господу, в том числе и молитва о страдающей России и её народе.
В 20-30-е годы прошлого века Валаам с расположенной на нём православной обителью приобрёл совершенно особое значение для русских людей, оказавшихся в изгнании (напомним, что с 1917 по 1922 год Россию покинуло около 2 миллионов человек).
Валаам стал для них зримым, чудом сохранившимся кусочком Святой Руси, дорогой для них Родины. Письма к валаамским инокам шли из Парижа, Берлина, Лондона, Ниццы, Риги, Таллина, Стокгольма, Нью-Йорка и других городов мира.
Волею Божией судьбы многих русских эмигрантов непостижимым образом соединились тогда с Валаамом. Так, на старом братском кладбище сейчас находится могила князя Алексея Борисовича Мещерского –известного общественного деятеля, принявшего на Валааме иноческий постриг в 1927 году и нашедшего здесь своё последнее упокоение.
Фрейлина и ближайшая подруга св. страстотерпицы и последней императрицы Александры Феодоровны Анна Вырубова в 1923 году на Валааме также приняла монашеский постриг с именем Мария и до конца своих дней оставалась духовной и верной дочерью валаамских старцев.
Из стран Прибалтики и Скандинавии на Валаам организовывались регулярные паломнические поездки. В 1938-39 гг. в составе таких паломнических групп из Таллинна приезжала на богомолье в Валаамский монастырь семья российского эмигранта Михаила Ридигера. Его сын – девятилетний мальчик Алеша – вспоминал, что эти два посещения перевернули всю его душу и определили для него будущий путь. Действительно, пройдет полвека, и этот мальчик станет Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, Священноигуменом возрожденной Валаамской обители.
6. Говоря о советском периоде, особо надо отметить служение валаамских монахов, проживавших на монастырских подворьях – в Москве и Петрограде.
После получения Финляндией независимости и начала масштабного террора против Церкви в советской России руководство монастыря пыталось организовать выезд братии на Валаам, обеспечивая им таким образом безопасность. Но выехать удалось очень немногим.
Находясь ныне здесь, в Москве, хочется особо подчеркнуть подвиг настоятеля Московского подворья Валаамского монастыря иеромонаха Галактиона (Новикова) с братией. Прихожане подворья обратились к священноначалию с просьбой не оставлять их в столь тяжелое время без духовной поддержки. И отец Галактион, документы которого были полностью готовы, не поехал в Финляндию, но как истинный отец, остался в Москве, со своими духовными чадами. Уже в 1927 году он был арестован и сослан на Соловки, а в 1937 году принял мученическую кончину. В 2000 году отец Галактион был причислен к лику святых как новомученик и исповедник Церкви Русской.
Всего же из валаамского братства подвергся репрессиям 101 человек. Из них 8 уже причислены к лику святых.
7. Очередной перелом в судьбе Валаама случился в декабре 1939 г., когда началась советско-финская война. Граница между Финляндией и СССР проходила по Ладожскому озеру. В ходе военных событий Зимней войны и множественных бомбардировок Острова братия монастыря была вынуждена принять решение эвакуироваться вглубь Финляндии с целью сохранения обители и ее служения.
Ехать пришлось на грузовиках по льду Ладожского озера, увозя всё самое ценное: монастырские святыни и иконы, архив и библиотеку.
После усиленных поисков и молитв валаамцы приобрели усадьбу на юго-востоке Финляндии, где в июле 1940 года был официально основан монастырь Новый Валаам. С тех пор он никогда не прекращал своего духовного и молитвенного служения. Сейчас Ново-Валаамский монастырь является единственным православным мужским монастырем Финляндии и одним из крупнейших православных центров Северной Европы. Число братии в нем колеблется от 15 до 20 человек, которые бережно хранят духовную традицию и наследие валаамских старцев.
8. В 1940 году, как когда-то в XVII веке, на Старом Валааме вновь прервалась монашеская молитва на целых 50 лет! Но жизнь на острове продолжалась. И уже в августе этого года на архипелаге открыли школу боцманов Военно-Морского флота СССР с ротой юнг, отличительной особенностью которой был набор в неё подростков в возрасте 15-17 лет.
Однако уже в сентябре 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, школа прекратила свое существование. Вместе с остатками 168-й советской стрелковой дивизии, эвакуированной на Валаам при выходе из окружения, курсанты школы боцманов были переброшены на оборону блокадного Ленинграда. Многие из них впоследствии мужественно сражались и погибли на Невском Пятачке, несли службу на судах Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, обеспечивавшей в период навигации работу знаменитой "Дороги жизни".
После окончания войны на Валааме был организован совхоз, а в 1950 году учрежден дом-интернат для инвалидов войны. Пациенты дома инвалидов, которых свозили на Валаам со всей Карелии, и многочисленный обслуживающий персонал составили в общей сложности более тысячи человек. Разместились они прямо в монашеских келиях и других помещениях монастыря; никакого фундаментального строительства на Валаамском архипелаге за весь советский период не проводилось. Красивейший архитектурный ансамбль обители, оставшийся без ухода, начал постепенно ветшать и разрушаться.
И лишь в 1979 году на Валааме начал действовать музей-заповедник, развернулась исследовательская и реставрационная деятельность. Сотрудникам музея пришлось буквально по крупицам собирать то, что еще осталось от прежнего Валаама.
В 1984 г. Дом инвалидов был переведен на материк – в карельский поселок Видлицы на восточном побережье Ладоги.
А в декабре 1989 года, ровно через 50 лет после начала советско-финской войны, на праздник св. апостола Андрея Первозванного на Валаам прибыли первые 6 иноков. Началось новое возрождение Валаамской обители!
9. Сегодня, спустя 34 года после начала возрождения обители, Валаам, как и прежде, снова стал не только одним из духовных центров Карелии, но и «Всероссийской Жемчужиной».
Милостью Божией, благодаря помощи и поддержке святейших патриархов Алексия II и Кирилла, президента нашей страны и множества искренних друзей Валаама, строительно-реставрационные работы в монастыре в целом завершены. Отреставрирован и освящен главный Спасо-Преображенский собор и все малые храмы центральной усадьбы обители, келейные и гостиничные корпуса, 11 из 13 исторических скитов, построено 5 скитов новых. В Москве и Петербурге, Приозерске, Сортавале и в горах под Сочи открыты монастырские подворья. Общее число братии уже превысило 200 человек. Восстанавливаются сельскохозяйственные угодья, действует огромная молочная ферма, уже известная на всю Россию сыроварня, пасека, форелевое хозяйство, и возрождены знаменитые монастырские сады.
Снова Валаам является крупнейшим на Северо-Западе центром паломничества – только в прошедший летний сезон этого года архипелаг посетили более 175 000 гостей!
Но все же главное служение и роль Валаамского монастыря в современном мире – не достижения в области хозяйства (хоть мы с вами сейчас и находимся на территории Выставки народного хозяйства).
Зачастую Валаам становится для современных людей «дверью» в мир Церкви, молитвы, богослужебной жизни, подлинно христианской культуры. Мы не изобретаем каких-то «инновационных форм» приобщения людей к Православию. Формат традиционен: образовательный туризм, паломничество, волонтерство, трудничество, молодежные палаточные лагеря. Принимаем всех, насколько хватает флота для доставки и мест для размещения.
Хорошо известно, насколько перегружен современный человек информацией, какие воздействия ложатся на его психику, как много искушений в мировоззренческом плане он испытывает. Приближаясь ко святому храму, человек обычно задумывается о вечности и о главных бытийных вопросах: о смысле и цели своей жизни, о качестве прожитого и насколько он соответствуют замыслу Бога о человеке, Который и привел от небытия в бытие и его, и весь этот мир. Такие чувства охватывают всякую душу, приближающуюся ко храму. Но уникальность Валаама в том, что для всякого вступившего на Остров странника весь архипелаг (удалённый от мiра) становится для него таким святым храмом! Внутри него он может не спеша погружаться в это преображающее его таинство Божией любви. Но всё же главной святыней всякой христианской обители являются не только святые храмы, святые иконы, святые мощи и святые таинства Церкви, но в первую очередь – это святой образ жизни, без которого все остальные святыни останутся бездейственны! И именно этому Евангельскому образу жизни и мы, монахи, веря призванию Божьему, пришли сюда учиться! Как говорит святой апостол, - «я не почитаю себя достигшим; а только забывая заднее, простираюсь вперед; стремлюсь к цели, к почести Вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
Как писал в прошлом веке валаамский игумен Харитон, -«в жизни иночества, как и в жизни народа, всего важнее чистота идеала. Всё дело именно в этом идеале! Жив он – и душа жива»… И позвольте, дорогие друзья, в завершении сегодняшнего нашего вечера произнести слова знаменитого валаамского гимна, в котором автор, как к одушевлённому обращается к валаамскому острову: «Откроешь вновь свои объятия сердцам, измученным в мiру, и скажешь им: придите, братья, я ваши слёзы оботру!»
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 453055