Проповедь в неделю апостола Фомы

Господь и заповедует нам всем: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в напасть» (Мф. 26:41), чтобы не отпасть нам от веры в Воскресшего Христа.
05.05.2019 иеромонах Игнатий (Смирнов)  6 611

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос Воскресе!

После радостного празднования Пасхи, Церковь обращает наше внимание к теме веры. Возникает вопрос: «Зачем нам разбираться в том, что нам и так кажется вполне понятным?». Стали бы мы посещать храм в эти дни, если бы не верили в воскресшего Христа? Радовались бы мы с радующимися, если бы не верили во всеобщее воскресение? Мы думаем, что знаем, что значит верить, и затруднение, с которым столкнулся апостол Фома в своей вере, нам не суждено испытать. Слова Спасителя о вере, сказанные апостолу Фоме, для нас являются вполне естественными, ведь у нас отсутствует возможность выбирать между тем, чтобы увидеть Христа и затем поверить, и тем, чтобы поверить без требования увидеть. Духовный принцип поверить во Христа без желания увидеть, дотронуться до воскресшего Христа, достался нам без всяких терзаний и внутренней боли, в отличие от апостола Фомы. Ведь для многих это желание, высказанное апостолом Фомой, сегодня граничит с безумием. Бытие Бога для большинства из нас воплощается в реальность лишь когда мы чувствуем Его помощь в ответ на наши молитвы. Но, как правило, в большинстве случаев эти ответы нам нужны в виде удовлетворения наших временных желаний и потребностей. Если Господь не отвечает нам, не даёт долго того, что мы просим и ищем для этой временной жизни, для своего душевного комфорта, наша вера в Спасителя тает в своей значимости для нас, становится ненужной нам как прошлогодний снег. И вроде бы с самого начала мы верим так, как говорил Спаситель апостолу Фоме, «…ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), но блаженство от этой веры почти не ощущаем. Возникает вопрос: «Что не так с нашей верой?».

На самом деле, мы верим так же, как и апостол Фома, но только для нашей веры нам не нужен воскресший Христос, Которого любил апостол Фома и переживал свою разлуку с Ним. В отличие от нас, апостол искренне жаждал Его видимого присутствия, чтобы заполнить ту пустоту, которая образовалось в его сердце, когда Христа не стало. В чувстве ужаса и боли от случившегося, апостол Фома знает только один способ, чтобы это исправить – он хочет увидеть своими глазами живого Спасителя, дотронуться до Него, чтобы очнуться от всего, что с ним произошло за эти последние дни, как от страшного сна. Поэтому он и заявляет другим апостолам: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы
Проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы
Что же происходит с нами в момент испытания нашей веры во Христа? Как мы ведём себя? Чаще всего случается, что нам, как и апостолу Фоме, чтобы поверить, нужно также увидеть, прикоснуться, ощутить, но, к сожалению, не Христа, а нечто другое. Мы пытаемся всякий раз избавиться от внутренней боли, заполнить собственную пустоту души, но не Христом, а видимым разрешением наших проблем, скорбей или болезней, которые стали причиной наших душевных терзаний. Чтобы в этом освобождение от скорбей и проблем вновь почувствовать в себе прежнюю радость от жизни, безмятежность и мир в своей душе. Только тогда, как нам кажется, мы по-настоящему уверуем во Христа. Находясь в таком духовном устроении, мы, как правило, балансируем в своём сознании лишь между своим прошлым и настоящим, между тем, когда нам было хорошо, и тем кошмаром, который мы переживаем сейчас из-за своих проблем. С таким подходом к нашей вере у нас со временем возникает скорее больше вопросов и сомнений по поводу необходимости вообще нашей веры в Воскресшего Христа, чем уверенности и желания продолжать свою духовную жизнь. Это происходит из-за того, что критерием своей веры мы считаем не Личность Христа и Его слова, а собственный разум. Слова Христа, как для апостола Фомы, так и для нас, в такой момент теряют свою значимость, становятся учением, по нашему мнению, потерявшим связь с действительностью. Из-за этого мы автоматически погружаемся в иные мысли, в лукавую тьму, в которой, по умыслу демонов, находим для себя больше здравого смысла, чем в Божественном Писании, постепенно теряя живую веру и нашу связь со Христом.

«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, – говорил Христос Своим ученикам перед Крестными страданиями, – и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16:22,23). Апостол Фома, подобно нам, забыл о словах Христа, не держал их в своём сердце, не согревал ими свою душу, в отличие от Божией Матери, которая по Евангелию «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2:19). Поэтому он не смог сохранить веру в Воскресение Христа и предал себя чувству малодушия и отчаяния.

Сколько было совершенно чудес Христом, свидетелем которых был апостол Фома, сколько он сам совершил по благодати Божьей чудес, которые должны были укрепить его веру. Спаситель много раз ученикам Своим приводил свидетельства из Писаний о грядущих Своих страданиях и смерти, и о последующем за ними Воскресением из мертвых. Христос неоднократно в присутствии апостола Фомы воскрешал мертвых, но всё равно это не помогло ему в этих испытаниях сохранить веру, и Фома усомнился в Божественности Христа и возможности Воскресения из мертвых, посчитав Его обычным смертным.

Вера - есть начало нашего соединения с Богом
Вера - есть начало нашего соединения с Богом
Если один из ближайших учеников Христа не смог сохранить свою веру при всём разнообразии явных свидетельств о божественности Христа, то что говорить о нас? Как нам самим не потерять веру во Христа, веру во всё то, о чём Христос говорит в Евангелии, когда в нашей жизни столько скорбей и разочарований? Чтобы попробовать в этом разобраться, найти выход из этой проблемы, нужно обратиться к другому эпизоду из Евангелия связанного с Воскресением Христа. Это эпизод о явлении Христа двум другим ученикам – Луке и Клеопе, по дороге в Эммаус.

«В тот же день двое из них шли в селение, – говорится в Евангелии – отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло...Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:13-27).

Если для уверения апостола Фомы, Господь исполнил его просьбу и дал ему поверить в Его Воскресение из мертвых посредством того, что он увидел Христа собственными глазами и дотронулся до Него своими руками, и только тогда поверил, то в случае с этими двумя учениками Спаситель повёл Себя иначе. Подобно тому, как Он ведёт себя с Нами, Он не дал Луке и Клеопе воспользоваться своими органами чувств, чтобы узнать Себя и поверить в Его Воскресение, а начал им приводить доказательства и удостоверять их в Своём Воскресении посредством божественного слова, извлеченного из Писаний. «И приблизились они к тому селению, в которое шли – говорится в Евангелии, – и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:28-32). Как удивительна была их реакция, когда им открылся Христос! Они не стали обсуждать образ явившегося Христа, а вместо этого сразу же вспомнили о своём сердце и о том, как оно реагировало на божественные слова Писаний. Как будто обрели в своём сердце некое чудесное и неизведанное до этого момента духовное ощущение, которое полностью привлекло их внимание после того, как Христос стал невидим. В этом ощущении они осознали весь свой духовный путь к познанию Воскресшего Христа, начиная от внимания своего ума к божественным глаголам до просветления собственного сердца благодаря этим глаголам, и затем уже явлению им Христа. Ведь посредством внимания к божественному слову и понуждения ума к постижению сказанного в Писании или молитве, Сам Господь беседует с нами, собирая сокровище познания в наших мыслях и сердце, чтобы приготовить в нас для Себя обитель, как обещал в Евангелие: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Божественные глаголы не только просвещают наш разум, но и пробуждают в нас решимость к деятельной добродетели, чтобы не потерять Источник, от Которого питаются наш ум и сердце. Это показывается далее в этом эпизоде на примере усердия этих двух учеников, которые проявляя любовь и милосердие, уговаривали Христа остаться с ними для ночлега, когда уже темнело. Когда же они упросили Господа остаться с ними, и Он согласился возлечь с ними за столом на постоялом дворе, тогда отверзлись очи их, и они узнали воскресшего Христа.

«Тот, кто не радеет о мысленном труде…– пишет святой, – поскольку он не размышляет над речениями Божьими, он – ленив, а поскольку ленив, то и не насыщается, так как не питается хлебом Божиих глаголов, а потому умирает от болезни неведения Бога. Тогда как имеющий ведение Бога становится причастником Жизни. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Поэтому Господь и заповедует нам всем: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в напасть» (Мф. 26:41), чтобы не отпасть нам от веры в Воскресшего Христа. Ему же слава во веки веков. Аминь.

Христос Воскресе!

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481324

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 09:03
Ветер
3.1 м/с, ЮЗ
Осадки
3.2 мм
Давление
750.7 мм рт. ст.
Влажность
95%