

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Христос Воскресе!
После радостного празднования Пасхи, Церковь обращает наше внимание к теме веры. Возникает вопрос: «Зачем нам разбираться в том, что нам и так кажется вполне понятным?». Стали бы мы посещать храм в эти дни, если бы не верили в воскресшего Христа? Радовались бы мы с радующимися, если бы не верили во всеобщее воскресение? Мы думаем, что знаем, что значит верить, и затруднение, с которым столкнулся апостол Фома в своей вере, нам не суждено испытать. Слова Спасителя о вере, сказанные апостолу Фоме, для нас являются вполне естественными, ведь у нас отсутствует возможность выбирать между тем, чтобы увидеть Христа и затем поверить, и тем, чтобы поверить без требования увидеть. Духовный принцип поверить во Христа без желания увидеть, дотронуться до воскресшего Христа, достался нам без всяких терзаний и внутренней боли, в отличие от апостола Фомы. Ведь для многих это желание, высказанное апостолом Фомой, сегодня граничит с безумием. Бытие Бога для большинства из нас воплощается в реальность лишь когда мы чувствуем Его помощь в ответ на наши молитвы. Но, как правило, в большинстве случаев эти ответы нам нужны в виде удовлетворения наших временных желаний и потребностей. Если Господь не отвечает нам, не даёт долго того, что мы просим и ищем для этой временной жизни, для своего душевного комфорта, наша вера в Спасителя тает в своей значимости для нас, становится ненужной нам как прошлогодний снег. И вроде бы с самого начала мы верим так, как говорил Спаситель апостолу Фоме, «…ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), но блаженство от этой веры почти не ощущаем. Возникает вопрос: «Что не так с нашей верой?».
На самом деле, мы верим так же, как и апостол Фома, но только для нашей веры нам не нужен воскресший Христос, Которого любил апостол Фома и переживал свою разлуку с Ним. В отличие от нас, апостол искренне жаждал Его видимого присутствия, чтобы заполнить ту пустоту, которая образовалось в его сердце, когда Христа не стало. В чувстве ужаса и боли от случившегося, апостол Фома знает только один способ, чтобы это исправить – он хочет увидеть своими глазами живого Спасителя, дотронуться до Него, чтобы очнуться от всего, что с ним произошло за эти последние дни, как от страшного сна. Поэтому он и заявляет другим апостолам: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, – говорил Христос Своим ученикам перед Крестными страданиями, – и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16:22,23). Апостол Фома, подобно нам, забыл о словах Христа, не держал их в своём сердце, не согревал ими свою душу, в отличие от Божией Матери, которая по Евангелию «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2:19). Поэтому он не смог сохранить веру в Воскресение Христа и предал себя чувству малодушия и отчаяния.
Сколько было совершенно чудес Христом, свидетелем которых был апостол Фома, сколько он сам совершил по благодати Божьей чудес, которые должны были укрепить его веру. Спаситель много раз ученикам Своим приводил свидетельства из Писаний о грядущих Своих страданиях и смерти, и о последующем за ними Воскресением из мертвых. Христос неоднократно в присутствии апостола Фомы воскрешал мертвых, но всё равно это не помогло ему в этих испытаниях сохранить веру, и Фома усомнился в Божественности Христа и возможности Воскресения из мертвых, посчитав Его обычным смертным.
«В тот же день двое из них шли в селение, – говорится в Евангелии – отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло...Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:13-27).
«Тот, кто не радеет о мысленном труде…– пишет святой, – поскольку он не размышляет над речениями Божьими, он – ленив, а поскольку ленив, то и не насыщается, так как не питается хлебом Божиих глаголов, а потому умирает от болезни неведения Бога. Тогда как имеющий ведение Бога становится причастником Жизни. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Поэтому Господь и заповедует нам всем: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в напасть» (Мф. 26:41), чтобы не отпасть нам от веры в Воскресшего Христа. Ему же слава во веки веков. Аминь.
Христос Воскресе!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 501131