Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17) слышали мы, отцы братия и сестры, призыв Господа нашего Иисуса Христа в сегодняшнем евангельском чтении в неделю по Богоявлении. Точно с такими же словами выходил на проповедь святой Иоанн Предтеча, которого народ почитал за пророка (Мф 3:2). Господь как бы подтверждает пророческое послание Предтечи о наступлении нового Царства Божия.
Для того, чтобы стать подданным этого нового Царства, необходимо обратиться от греховной жизни к праведной. Прежде господствовало царство греха и диавола, теперь приближается Царство Божие, Царство Небесное. Многие ждали прихода этого Царства извне, через установление нового порядка жизни. Они ожидали от Машиаха, Мессии, внешних чрезвычайных преобразований, но пришедший Мессия-Христос говорит им, что дверь в это Царство Божие находится внутри, в сердце человека — там вход. В Евангелии от Луки сказано: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20-21), и апостол Павел говорит «... Царствие Божие – не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» (Рим 14:17). Таким образом, чтобы стать подданным Царства Божия, Царства Небесного, не надо менять мир совне, но надо измениться внутри, в сердце, — такое изменение и есть покаяние.
Славянское слово «покаяние», это не столько «извинение», сколько «изменение». Оно происходит от греческого глагола μετανοέω, что значит — «передумывать, изменять мнение». В Ветхом Завете ему соответствует глагол shub, что означает «возвращаться», то есть, отказаться от греха и устремиться к Богу. Богословы дают такое определение: покаяние представляет собой полную перемену человеческой жизни, кардинальную смену жизненных путей, обращение человека от греха к Богу и утверждение его на новом жизненном пути. Это не единичное действо, а многоэтапный процесс. Покаяться — это значит, во-первых, раскаяться, то есть осознать порочность своей греховной жизни; далее обратиться к Богу с просьбой о прощении, обратиться к праведной жизни, затем исповедать свои грехи и получить от Бога благодатное очищение и силу противиться греху и, наконец, укорениться в добродетели т.е. обратиться от злых дел к жизни праведной. Обратиться от грехов так, чтобы, по словам прп. Пимена Великого, «уже более не возвращаться к ним». Это означает постоянное приложение усилий к тому, чтобы, с помощью Божией, изменить свой дух, свой ум. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие овладевают им» (Мф 11:12).
Итак, покаяние есть такое изменение ума, духа, которое обращает грешника назад к Богу, и уже с Его помощью позволяет сопротивляться греху, его сладости и привычке жить расслабленно. Враг рода человеческого всегда подкупает нас легкостью и приятностью греха, подгоняет страхом лишиться комфортного ощущения покоя и удовлетворения. Он убаюкивает нас древнею сказкою: «не смертию умрете ... будете яко бози» (Быт. 3:3-4).
Святитель Игнатий — учитель покаяния — много пишет о нем, и желающим яснее усвоить, как совершать покаяние, необходимо читать его труды. Он пишет: «за покаяние Бог дарует прощение грехов и доступ к Себе...истинное покаяние соответствует Таинству Крещения» (Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)). При крещении человеку только по благости Божией сообщается дар Божий или благодать, и при покаянии христианину, после крещения живущему греховно, а значит оживившему в себе смерть, или убившему в себе жизнь, только по благости Божией возвращается дар или благодать. При крещении мы рождаемся водой и Духом, при покаянии возрождаемся слезами и Духом.
«Чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние; чтобы пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтобы преуспеть в ней, нужно покаяние; чтобы наследовать Царство Небесное, нужно покаяние» — пишет святитель. Не желать покаяния, не желать идти Божиим путем означает не желать вечной жизни с Богом. Вечная жизнь не навязывается, она дается по желанию и требует усилий.
Святитель Игнатий предупреждает: «Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: «Я впал в тяжкие грехи, я стяжал долговременной греховной жизнью греховные навыки: они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным». Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобой, он знает могущество покаяния, он боится, чтобы покаяние не исторгло тебя из его власти, и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству немощь». Святой праведный Иоанн Кронштадтский замечал: «...Чем глубже покаяние, смирение, сознание и чувство своих грехов, тем обильнее подается благодать прощения, тем более благ изливается в душу человека от всещедрого Владыки».
Причем святые не требуют от человека, живущего в миру, какой-то высоты видения тонкостей грехопадений, напротив, они возбраняют такое «ковыряние» в грехах. Святитель Игнатий рекомендует: «Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений должно сказать на исповеди отцу духовному, а в тонкое разбирательство греховных качеств... не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителями душ наших». В своих письмах мирянам святитель Игнатий пишет: «Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира: сосчитываться ежедневно вечером со своею совестью. И предовольно! Если христианин будет стараться жить по заповедям и ежедневно проверять себя, то мало-помалу стяжет сокрушение духа».
Отцы, братия и сестры, к нам обращается сегодня Господь: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Аминь!
Используемая литература: материалы портала azbyka.ru.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 482351