Игумен N: "Кавказские подвижницы. История жизни схимонахини Елены и сестры ее, монахини Нины"

Новая книга Игумена N, до сего дня подвизающегося на Кавказском скиту Валаамского монастыря, продолжает начатую тему, рассказывая об удивительных женщинах — подвижницах ХХ века.
12.05.2019 схиигумен Гавриил, Игумен N  22 821

Мало кто из верующих православных людей, проживавших в советской России, вплоть до середины 90-х годов XX века слышал про монахов-отшельников или знал о тайных скитах, существовавших в годы богоборческой советской власти в горах Абхазии. Первой книгой, проливающей свет на этот удивительный феномен, чудом Божиим сосуществовавший совместно и одновременно с атеистическим обществом «победившего социализма», была написанная Игуменом N книга «В горах Кавказа», созданная на основании дневниковых записок монаха Меркурия (Попова) в 1996 году.

Новая книга Игумена Ν, до сего дня подвизающегося в одном из скитов Кавказа, продолжает начатую тему, рассказывая об удивительных женщинах, подвижницах XX века, тех, которых весь мир не был достоин. Это именно те, которые скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11: 38), не только сохранив веру Христову, но и приводя к ней сотни и тысячи душ, заплутавших во тьме советского безбожия. Эта книга открывает новую страницу неизвестной истории жизни русского Православия в жесточайших тисках богоборческого государства.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Невероятное для многих наших современников повествование ­о жизни схимонахини Елены, подвижницы XX века, исполненной всеми дарами Святого Духа еще от чрева матери своей (Лк. 1: 15), вновь подтверждает неложное апостольское слово о том, что Иисус Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же (Евр. 13: 8). Жизнеописание матушки Еле­ны также заставляет вспомнить откровение Божие пророку Илие о том, что Господь несмотря на отпадение от веры все­го народа, сохранил Себе семь тысяч верных, которые не преклонили колени перед Ваалом. Действительно, не может не удивлять то, что в годы небывалых в истории кровавых гонений на Церковь, которые обрушились на Россию в XX веке, Господь в аду массового истребления православного народа сохранил в разных концах бывшей православной империи таких людей, которые своей святостью и благодатными дарованиями были подобны великим древним святым. Словно огни в непроницаемой ночной мгле, покрывшей всю Русскую землю, они указывали путь заплутавшим в ночи пут­никам. Своим теплом они отогревали замерзшую веру в оледеневших сердцах своих соотечественников и, исцеляя теле­сные болезни, одновременно врачевали их больные души. Самое невероятное заключалось в том, что эти святые подвижники были известны не только верующим, но и бого­борцам. Но в том-то и проявились сила и воля Создателя, что, несмотря на все ухищрения врагов Божиих, причиняв­ших святым людям немало скорбей, загасить эти благодатные огни они так и не смогли. Напомню читателям лишь о самых известных чудотворцах, за помощью и советом к которым прибегали не только миряне, но и священнослужители в те страшные годы.

Так, например, в первое десятилетие после Октябрьского переворота, когда Церковь потрясали не только крова­вые гонения, но и внутренние расколы, такими маяками, со­хранившими множество право­славных христиан от заблуждений и указывающими истинный путь, были преподобный Некта­рий Оптинский и мона­хиня Бородинского монастыря, преподобная матушка Рахиль. В последующие годы тотального атеизма светом Божиим просвещали православный­ народ старцы Зосима (в схиме Зах­ария) и преподобный Серафим Вырицкий, святая блаженная Матрона Московская, преподобный Кукша Одесский и преподобный Севастьян Карагандинский, схиигумен Савва (Остапенко) и многие другие, известные в своих краях как святые Божии люди. Именно такой свечой Божией, зажженной в юго-западных пределах бывшей империи Самой Царицей Небесной, была приснопамятная схимонахиня Елена, которая множество людей не только в Кавказском регионе, но и тех, кто приезжал к ней из других областей нашей Родины, возвращала к вере отцов, направляя на путь спасения.

Важно отметить, что о событиях жизни схимонахини Еле­ны и ее родной сестры, монахини Нины, которая также обладала дарами Святого Духа, хотя всегда старалась скрывать их, я узнал из первых рук, то есть непосредственно от человека, который около сорока лет имел счастье жить, пользуясь со­ветами этих подвижниц. Неложность слов духовного сына ма­тушки Елены, схиархимандрита Саввы, известного и почитаемого всей Грузией и Грецией, подтверждается изобильными дарами Святого Духа, которые получил сей старец от Бога по молитвам его духовной матери. Автор этой книги и сам был свидетелем исцелений, которые совершал старец, молитвой и прикосновением своих рук к больному месту страждущих, причем совершал это тихо, смиренно и без всякого внешнего эффекта. Врачи из больницы в Фессалониках, где однажды лежал отец Савва в краткий период своей жизни в Ватопедском монастыре Святой Горы, видя множество исцелений, которые совершал больной старец, находясь у них на излечении, говорили: «Если отец Савва дольше задержится в нашей больнице, мы все останемся без работы. Вся Греция идет к нему!» Практически то же самое могут сказать и грузинские врачи, потому что количество исцеленных отцом Саввой неизлечимых больных в Грузии просто не поддается исчислению. Теперь, когда 96-летний старец приближается к своему исходу из этой временной жизни, мы можем говорить об этом, не бо­ясь повредить его смирению. Но кроме того, сама жизнь, слова и советы матушки Елены, в передаче отца Саввы, обладают своей собственной глубокой внутренней достоверностью, ни в чем не входя в противоречие с жизнью, поступками и слова­ми православных святых отцов и учителей Церкви.

Кавказский скит Валаама: "Поклоняться нужно и в духе, и в истине"
Кавказский скит Валаама: "Поклоняться нужно и в духе, и в истине"
Поводом же к написанию этой книги послужили следую­щие обстоятельства. Через год после того, как мною была закончена книга «В горах Кавказа» (1996), написанная на основе воспоминаний монаха Меркурия (Попова), имя которого я решил поставить на обложке, мне захотелось со­брать дополнительный материал о жизни других подвижни­ков, скрывавшихся в Кавказских горах от преследования властей в годы гонений. С этой целью в 1997 году мне не­обходимо было отправиться в Тбилиси, чтобы встретиться со Святейшим Католикосом-Патриархом Илией, который в течение десяти лет (1967—1977) управлял Сухумо-Абхазской епархией и лично знал многих подвижников Абхазии и Гру­зии. Очень доступный и приветливый в обращении Патриарх Илия, узнав о том, что я собираю материал о подвижни­ках Кавказа, попросил своего секретаря, Шорену, позвать к нему в кабинет схиархимандрита Савву из Цалки, который в тот день по каким-то своим делам приехал в Патриархию.

— Этот человек Божий — настоящий святой, — сказал Патриарх, — он может рассказать вам много интересного и полезного. Познакомьтесь с ним и, если он пригласит вас в Цалку, поезжайте к нему. Думаю, материала вам хватит на целую книгу.

Отец Савва, 75-летний монах-грек, с которым мы познакомились в кабинете Святейшего Патриарха Илии, удивил меня своей юношеской подвижностью и совершенно ясным, чистым взглядом. Как это ни удивительно, но оказалось, что он здесь, в Грузии, читал мою маленькую книжицу «Ответ священника женщине, одержимой бесами», изданную в Мо­скве за пару лет до нашей встречи. Думаю, что именно поэтому он с радостью согласился рассказать мне о схимонахине Елене — удивительной подвижнице, которая в течение тридцати пяти лет была его духовной матерью. Один лишь тот факт, что мать Елена из своих восьмидесяти трех лет монашеской жизни пятьдесят лет вместе с сестрой подвизалась в Абхазии, в ущелье реки Джампал, недалеко от Амткельского озера, произвел на меня огромное впечатление. Такое на­чало сулило раскрыть новую страницу подвижнической жизни верующих людей в годы тотальной войны с религией. И, как мне кажется, мои ожидания не были обмануты. Но об этом пусть судит читатель.

Итак, мы сели в машину и по горной ухабистой дороге от­правились к месту служения отца Саввы. Городок Цалка, рас­положенный на высоте около 1600 метров над уровнем моря, на протяжении почти 200 лет являлся местом компактного проживания малоазийских греков, бежавших от притеснений турок в Российскую империю с территорий Турции и Армении, прилегающих к Черноморскому побережью. После воскресной службы и многочисленных ежедневных треб, в которых отец Савва попросил меня оказать ему помощь, мы располагались в его домике рядом с церковью и, затопив буржуйку, продолжали беседу, начатую еще накануне. Ча­стично на диктофон, а когда заканчивалась пленка, с помощью авторучки и блокнота, я записывал его рассказы о том, что он видел своими глазами и что слышал из уст самой ма­тушки Елены или ее сестры.

Впоследствии, когда отец Савва в 2000-х годах перебрался в Тбилиси, там, на квартире, расположенной недалеко от станции метро «Исани», мне удалось дополнить его рассказы другими его воспоминаниями. Кроме того, послушница старца схимонахиня Нина, пережившая несколько раз кли­ническую смерть, передала мне записи о посмертных явлениях схимонахини Елены, которая неоднократно возвращала ее к жизни. О чудесной помощи, полученной от схимонахи­ни Елены, рассказывала и другая послушница старца, доктор биологических наук Лела Баркая. Часть сведений о жизни ма­тушек Елены и Нины мне удалось получить от бывших жите­лей греческих сел Георгиевка и Чины, которые после окон­чания войны 1992—1993 годов перебрались в Сухум.

Чтобы жизнеописание двух замечательных подвижниц XX века не было сухим перечислением отдельных эпизодов их жизни, я вполне сознательно решил сделать его более жи­вым и легко читаемым. Такая форма повествования была по­ложительно воспринята многими читателями моей книги «В горах Кавказа», что и навело меня на мысль сохранить этот стиль в новой книге о подвижницах Абхазии. Для этого было необходимо все эпизоды, рассказанные разными людьми в разное время, выстроить в хронологическом порядке, а затем полученный каркас «одеть плотью», дополнив исто­рическими данными, более подробными диалогами, а также описаниями тех мест, где происходили те или другие события. Сделать это было несложно, поскольку, подвизаясь в горном скиту, я в течение многих лет имел возможность изучать кавказскую природу, особенности человеческих от­ношений, монашество и церковную жизнь обитателей Абха­зии и прилегающих территорий.

Следует также отметить, что в диалогах я не пытался пе­редать разговорный стиль отца Саввы (в то время — послушника Христофора), главного свидетеля и рассказчика, поскольку он, родившись в среде греческой диаспоры Абхазии, так и не научился правильно говорить по-русски. Его речь, безусловно, понять было можно, но на бумаге она была бы неприемлемой. Полностью сохраняя смысл его повествований, мне пришлось передавать их так, как если бы он всё это рассказывал по-русски. Естественно, в диалогах отца Саввы с матушкой Еленой и с другими героями его воспоминаний мне приходилось излагать их беседу литературным языком, более заботясь о смысле текста, чем об особенностях речи героев, поскольку большинство из них лично мне не были знакомы.

В заключение хотелось бы предупредить тех, кто будет держать в руках эту книгу, что ее не следует читать людям, не знакомым с житиями святых, поскольку такой читатель не­пременно соблазнится обилием чудес, рассказанных схиархимандритом Саввой, который был живым свидетелем многих из них. Заранее прошу у читателей прощения, но я вынужден был записывать всё то, о чем мне лично поведал этот свидетель жизни обеих матушек, поскольку я не могу поставить под сомнение честность и искренность рассказ­чика.

Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)

Успенский пост, 2018 г.

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 472917

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 02:36
Ветер
1.8 м/с, ЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
735.4 мм рт. ст.
Влажность
83%