Пострига сподобились:
- послушник Михаил, сотрудник информационного отдела, пономарь и иподиакон; он стал монахом Матфеем, в честь апостола Матфея.
- послушник Алексий, исполняющий послушание сыровара на монастырской ферме, наречён именем Агапит, в честь преподобномученика Агапита Маркушевского, Вологодского.
- послушник Алексий стал монахом Аммоном в честь преподобного Аммона Нитрийского.
- послушник Сергий, помощник зоотехника и делопроизводителя на ферме, наречён именем Сисой, в честь преподобного Сисоя Великого.
- послушник Александр, просфорник, стал монахом Аникитой, в честь мученика Аникиты Мелитинского.
- послушник Александр, повар, наречён именем Аверкий, в честь мученика Аверкия, сына апостола Алфея.
По совершении пострига владыка Панкратий по традиции обратился к новопостриженным с назидательным словом:
Дорогие братья, поздравляю вас с принятием ангельского образа и хочу напомнить вам о том, что образ сей не есть некий почётный и всеми уважаемый статус или какое-то положение. Это путь ко спасению, путь следования за Христом, очень нелёгкий, тернистый, трудный и полный преткновений. Церковь, обитель наша и все мы дали вам всё, чтобы вы шли этим монашеским путём.
Самое же главное, что Господь никогда не оставляет человека, даже если он споткнулся и упал, нарушил обеты святого крещения или монашеского пострига. Когда он в покаянии приходит к Отцу, просит прощения и снова восстаёт, несмотря на то, что мы весьма слабы, Господь всё равно помогает и даёт благодать ко исполнению святых Своих заповедей, ко исполнению тех обетов, которые вы сегодня принесли. Желаю, чтобы вы всегда были верными данным обетам, избранному пути и как можно меньше претыкались на нём, а всегда бы держались за Господа и за Его спасительные слова. Помогай вам Господь!
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
За несколько дней до монашеского пострига мы пообщались с братьями, задав им несколько вопросов о понимании ими сути монашества, их личном пути, который они преодолели до принятия обетов, и промысле Божьем в отношении монахов.
У одного из братьев в моментпоявилось твёрдое желание ходить в храм. После того, как он исповедал грехи на генеральной исповеди, ему пришла мысль потрудиться в одной из обителей. На это он благословился у духовника, который сказал, что нужно быть готовым к тому, что, к сожалению, в монастырях не все братья живут благочестиво, но на них не надо смотреть, главное – самому стараться ежедневно исполнять заповеди Божьи. Он стал недоумевать, как же так, ведь я собираюсь в монастырь, но если и там нет благочестивой жизни, где же её найти? В интернете он стал искать монастырь, куда ему поехать. Набрав в поисковом запросе: «самый лучший монастырь» (как бы иронично это не звучало), ему выпало два варианта: Оптина пустынь и Валаам. В то время он жил в Москве, и территориально, конечно, ближе была Оптина. Но просмотрев видеосюжеты, он остановил свой выбор на Валаамском монастыре, потому что очень понравилась красота северной карельской природы. Когда он добрался до Валаама, то почувствовал, что приехал в родной дом. И в итоге, как показало время, его выбор оказался верным.
У другого брата, до момента прихода в нашу обитель, был большой опыт церковной жизни. Его воцерковление началось в конце нулевых. Он много сил отдал на помощь приходам. Параллельно ездил на Афон, проникся его духом, полюбил его и некоторое время пожил на Святой Горе, исполняя послушания в болгарском монастыре Зограф. Но, по его мнению, русский человек всё-таки должен жить в русской обители. Поэтому и предпочтение он отдавал Пантелеимонову монастырю. Но в целом, на Афоне ему было тяжело, и однажды, посетив Валаам и познакомившись со своим будущим духовным отцом, он остался здесь навсегда.
Третий брат, имея солидный жизненный опыт, долгое время служил пилотом гражданской авиации, затем вышел на пенсию, после чего, по его словам, начались мытарства: возникли жилищные и финансовые трудности. Дьявол подкидывал ему различные обстоятельства, чтобы он продолжал жить в миру во грехе. Ровно 20 лет назад, в канун Великого поста, он впервые сознательно участвовал в Таинствах. После исповеди батюшка подарил ему брошюру с житием преподобной Марии Египетской, и с того момента для него началась новая жизнь. Он принимал активное участие в строительстве храмов, совершал паломничества, однако со временем почувствовал, что его душе не хватает чего-то большего, и стал искать место для уединения. Познакомившись в паломнической поездке с монахом, у него появилось желание поехать в монастырь. Узнав через людей, что на Валааме требуются волонтёры, он не стал откладывать поездку. Оставив все свои житейские попечения, поехал на Валаам и не успев сойти с корабля, узнал, что обратный рейс отменён, в чём увидел для себя промысел Божий, что Господь ему уже определил место здесь. В 2010-м году он был принят трудником. Его 14-летний путь от волонтёрства до пострига не был простым.
По признанию других братьев, вся их предыдущая жизнь была последовательным путём в монастырь. Сами они не искали исполнения своей воли, и Господь их мягко вёл. А они, со своей стороны, прикладывали всевозможные усилия и всячески старались. Оставаться для них в миру было сложно. По их словам, они даже не представляют, как люди сейчас живут в миру, ведь он «антихристианский, и это очень сильно чувствуется».
Для того, чтобы жить в миру и исполнять заповеди нужно быть настоящими адамантами духа. В монастыре с этим гораздо проще, ведь здесь все условия. Однако братья понимают, что мирская часть человека, живущего в монастыре, настроена против всего монашеского. Всё то, что мир «загружал» в него в течение всей жизни, весь его опыт и воспитание, ежедневно бунтует и направлено против Христа. Иными словами, кто хочет быть другом миру, тот враг Богу. Хотя, наверное, так было всегда. Но сейчас разница между мирской и монастырской жизнью ощущается сильнее.
Монашество – путь трудный, поэтому он иногда именуется «бескровным мученичеством», идти им отваживается далеко не каждый. Это путь узкий и тернистый. Лёгкое монашество в принципе невозможно. Мы спросили мнение братьев, готовящихся к постригу, почему так мало людей в современном мире выбирают монашество?
По их мнению, стать настоящим монахом в наше время очень сложно, практически невозможно и можно только надеяться на Господа. Любой монах так или иначе соприкасается с миром, в котором много соблазнов. Сохранять нравственную чистоту, даже живя в монастыре, непросто, потому как исполнение обетов требует определённых лишений, самоограничений, ежедневного трезвения, а главное – самопожертвования и самоотдачи. К такой жизни не все оказываются внутренне готовыми. По признанию одного из братьев, в самом начале его жизни на Валааме он предпринимал попытки уйти на отдалённый скит, где братья меньше соприкасаются с миром, но спустя время, в силу некоторых событий, он осознал, что Господь буквально «пригвоздил» его к тому месту, где он исполняет послушание сейчас.
Ещё мы задали братьям вопрос: почему далеко не все трудники, приезжающие в монастырь, становятся послушниками, а тем более, принимают постриг? В чём они видят для себя промысел Божий?
Мнения большинства сводятся к тому, что почти у каждого трудника есть свои обязательства или какие-то незавершённые дела в миру, которые не позволяют им стать полноценными членами братства. В то же время бывают и такие трудники, у которых изначально нет цели стать послушником, а затем монахом. В силу различных обстоятельств у них не получается жить в миру, и они приезжают потрудиться в монастырь, потому как условия проживания здесь их полностью устраивают. А монашество для них – это возложение на себя обетов и большой труд, к которому они не готовы. Многие из них просто боятся мира и поэтому остаются жить в монастыре.
Также не все приходящие потрудиться понимают, что монашество в наши дни отличается от монашеской жизни, описанной в житиях святых и патериках. Возможно, сравнивая современных монахов с образцами из святоотеческой литературы, они не видят для себя достойных примеров и, соблазняясь только недостойными, которые, конечно, есть, возвращаются в мир.
Много лет назад один валаамский иеромонах высказал такую мысль: «Удержаться на Валааме очень трудно: здесь остаются только сильные духом братья, у которых есть стержень, а слабые, как правило, уходят…»
Но нельзя забывать про промысел Божий, и что на каждого человека у Бога Свои планы. И если Господь приводит в монашество, то от каждого Он ждёт хотя бы малые плоды.
Братья сознают, что само монашество – это залог на будущее: «Тебя Господь поселил в такое место, дал такие таланты. И ты должен эти таланты, эти дивиденды Ему вернуть сполна через посильное достижение совершенства христианской жизни, к которому призван каждый».
Нам важно было узнать, не пугают ли братьев монашеские обеты: послушание игумену и всей братии, нахождение в монастыре до самого последнего дня, нестяжание, целомудрие, – и их необратимость?
На этот вопрос братья честно ответили, что даже если помыслишь, что ты сам своими силами сможешь эти обеты исполнить, то это уже падение. Надо всегда помнить о том, что без Божьей помощи ты ничто, ты прах и пепел, сам ничего не можешь, что все твои добродетели только от Бога.
В ходе беседы у нас возник вопрос: почему каких-то братьев Господь через духовников или через игумена благословляет на монашеский постриг, а других – нет?
Господь, возможно, «задерживает» постриг потому, что мировоззрение этого брата ещё не соответствует тем обетам, которые он собирается на себя возложить. Он внешне будет в монашеских одеждах, а внутренне не соответствовать им, и этим только усугубит свою ситуацию.
Как-то один брат подошёл к опытному валаамскому духовнику и спросил: «Батюшка, я прожил в монастыре более 20 лет, когда же Господь сподобит меня монашеского пострига? На что отец ответил ему: «Когда ты станешь настоящим монахом…»
В заключение мы хотели бы привести мысль одного старца, когда-то посетившего нашу обитель: «На Валааме есть всё для того, чтобы стать святыми, но некоторые здесь не могут удержаться, так как не хватает желания и сил проходить трудности и преодолевать тернии».
И как сказал один из новопостриженных: «Монастырь – это место совершенства». В обители мы можем ежедневно посещать богослужения и нести своё послушание, приносить Богу добрые плоды, быть с Ним каждый день. И здесь у нас, действительно, есть люди, которые так живут. И мы – монахи – нужны для того, чтобы Вселенная увидела милосердие Божье. Ведь если таких Господь берёт и всё ещё терпит, и из некоторых получаются те самые ангелы, то слава Ему и хвала! И на нас смотрят ангелы, грядущие и бывшие «человецы» и удивляются: «Ничего себе?! И таких разве можно?!» Вот такое чудо благодати и милосердия Божия мы являем собой.
Подготовила Елена Буланова
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491027