27-28 июня 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с паломническим визитом Валаамский монастырь посетил глава Ставропольской митрополии, председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
28 июня Его Высокопреосвященство совершил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и по ее окончании рассказал о том, какие теплые воспоминания остались у него от первого посещения Валаама двадцать восемь лет назад, а также поделился своими нынешними впечатлениями от визита во святую обитель.
Впервые я побывал на Валааме двадцать восемь лет назад молодым иеромонахом. Тогда я служил в Свято-Серафимовском Дивеевском монастыре, куда пришел после окончания Духовной академии в Болгарии, в Софии. Тогда, конечно, это был совершенно другой монастырь: он уже был частично передан Церкви, но, во всяком случае здесь, в каре монастыря, жили жильцы, и в соборе монастыря верхний храм был в кошмарном состоянии — там леса реставрационные стояли, насколько я помню. Многие скиты еще не были отреставрированы и открыты. Я одну ночь, помню, ночевал здесь, еще одну — на Иоанно-Предтеченском скиту. И попросил показать мне рыбалку — там как раз в это время были валаамские монахи-рыбаки. Мы пошли на лодке в море и вытащили сеть, мне запомнилось, в которой было двенадцать судаков и щук.
Потом я также попросил посетить Всехсвятский скит, и там тоже ночевал. Потом мне предложили лодочку, и я катался один по каналам.
Вот буквально один ездил сюда помолиться... И хотя это было так давно и настолько много все изменилось к лучшему, живы те воспоминания и очень теплые впечатления остались от посещения святого Валаама.
Но как-то больше не приходилось бывать... Во-первых, много было трудов и в Нижегородской епархии, где я прослужил двадцать лет, и затем, уже став епископом Церкви, в Москве, восемь лет как правящий архиерей Ставропольской епархии и глава Ставропольской митрополии. Каждый год стараюсь бывать в Иерусалиме, на Святой Земле, с паломниками — духовенством, прихожанами. Часто бывали и на Афоне, были и на Кипре. А вот до Севера мы добирались как-то очень медленно с Северного Кавказа. Но были несколько лет назад на Соловках, проезжали Санкт-Петербург. Тогда по дороге были у Серафима Вырицкого, у Александра Свирского, у Тихвинской иконы Божией Матери, были в Псково-Печерском монастыре... И в этот раз мы, наконец, прибыли на Валаам.
Несомненно, монастырь поразил меня восстановленными святынями и храмами, тем количеством братии, которое есть сегодня. Хотя мы еще мало были в монастыре — только второй день, и сегодня уже отбываем, но здесь чувствуется действительно совершенно уложенная, нормальная и молитвенная, и трудовая монашеская жизнь.
Чудные храмы! Облагороженная территория, очень удобные пристани, корабли, на которых мы прибыли и обратно пойдем... И сегодня мы будем в скитах — посмотрим также скиты.
Я считаю, что Валаам — это не единый монастырь в едином каком-то таком каре, куда приехал и за два дня все можно обойти. Помолившись вечером, помолившись на Литургии, послужив Литургию, причастившись, можно, в общем-то понять практически основную жизнь обители. Здесь — нет, сюда нужно приезжать несколько, много раз, чтобы побывать в скитах, может, и там переночевать, совершить там Литургию, помолиться на богослужении, и тогда, наверное, после четвертого или пятого посещения, не однодневного, можно будет уже почувствовать Валаам.
Конечно, мы понимаем, что это духовная твердыня Севера, северо-западных наших границ. Мы находимся на южной границе, и у нас там ислам — и в республиках Северного Кавказа, и дальше — в Азербайджане, в Турции, в Иране, в Казахстане, а здесь, конечно, это католицизм, протестантизм, лютеранство со всеми страшными изменениями, которые уже не подпадают, в моем понимании, ни под какое христианство. Я имею в виду протестантизм, лютеранство с женским священством, епископатом, однополыми браками и так далее. Я рад тому, что владыка Панкратий, столько лет являющийся Игуменом этой обители, смог собрать и такое количество братии, и вести очень большую исследовательскую, издательскую деятельность, профессиональную работу с архивами обители. Надеемся, что Господь благословит и в дальнейшем развитие Валаамской обители на северо-западных рубежах нашей страны.
Эти рубежи защищал святой благоверный князь Александр Невский. Удивительно ведь, но татаро-монголам он дань платил, а с рыцарями немецкими воевал. А по одной причине: потому что тогда татаро-монголы не насаждали свою веру — им нужны были деньги, а рыцари немецкие приходили с епископами католическими, они хотели насадить свою веру. И вот как раз здесь Александр Невский мечом отстаивал духовные, в том числе, рубежи нашего Отечества.
Сегодня, на мой взгляд, Россия стоит на большом подъеме, но пропасть еще совершенно рядом — рядом, потому что только-только начинает развиваться вера. Только-только мы храмы построили. Сколько нужно было сил, денег, средств! Чтобы такие великие святыни восстановить, как Валаам, Соловки, Оптину Пустынь, Кирило-Белозерский, другие монастыри — это же огромнейшие средства, это миллиарды рублей! Да, это люди, это спонсоры. И это сама Церковь и где-то и помощь государства. Но теперь все это нужно наполнить — чтобы храмы были наполнены людьми, чтобы не произошло то, что мы видим сегодня на Западе, когда храмы продают с молотка. Для этого, конечно, нам еще нужно очень много трудиться. Мы, повторяю, только в начале пути — и с государственностью, и с созданием гражданского общества, здорового, нормального, и, безусловно, с духовностью, с воцерковлением нашего народа, с вторым Крещением и просвещением. Мы только-только в начале пути.
Сегодня мы совершили Божественную литургию, и я почувствовал себя в этом храме Кирилла и Мефодия, небольшом храме при гостинице, как на Афоне. Почему? Мы однажды служили не в Пантелеимоновом монастыре, не в других монастырях, а в маленьком домовом храме в Карее. И сегодня мне все говорят: мы как на Афоне.
А раз «как на Афоне», где великая благодать Царицы Небесной, значит и здесь эта благодать присутствует, значит, здесь Царица Небесная покрывает братию, трудников, спонсоров, благодетелей и нас, грешных паломников. Просим святых молитв братию обители, благодарим за гостеприимство и желаем милости Божией и покрова Царицы Небесной.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 468177