В Валаамском монастыре прошел большой праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Валаамская».
В Валаамском монастыре прошел большой праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Валаамская».
Накануне дня праздника Валаамской иконы Божией Матери, по завершении заседания Попечительского совета Валаамской обители, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил скульптурное изображение Божией Матери, установленное во внутреннем каре центральной усадьбы монастыря у стен Спасо-Преображенского собора обители. Монумент воспроизводит одноименную икону, написанную в 1878 году насельником Свято-Преображенского Валаамского мужского монастыря иеромонахом Алипием.
«Хочу выразить благодарность всем, кто трудился для того, чтобы на святой валаамской земле был установлен сей замечательный памятник – скульптурный образ Валаамской Божией Матери, – сказал предстоятель Русской Православной Церкви. – Пусть Ее покровом Господь хранит отечество наше, всю Русь, народ наш, Церковь нашу и тех, кто, храня в сердце веру, трудится для того, чтобы милость Божия укреплялась в жизни людей, чтобы вера Христова оплодотворяла наши повседневные труды».
** * **
Обретение Валаамской иконы Божией Матери – одно из самых чудесных поздних обретений православных христианских святынь. Историю Валаамской иконы неразрывно связывают с именами преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, рака, с мощами которых находится на святом острове.
В июльский день 1887 года, в праздник святых Сергия и Германа, раба Божия Наталья Андреевна Андреева приехала на Валаам и возносила горячие молитвы о своем исцелении. Ее приезд совпал и с другим знаменательным событием – закладкой Спасо-Преображенского собора, на которой присутствовали члены царской фамилии.
К 120-ю летию обретения чудотворной Валаамской иконы Божией Матери
Ночью, накануне поездки больной было видение Женщины в одеянии из малинового бархата с Ребеночком на руках, окруженной чудным сиянием, Которая ободрила ее словами: «Не плачь, Спаситель и Я на пути к тебе!». Наталья Андреевна спросила: «Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?». «Да, там и живу, - был ответ, - ты Меня увидишь на Валааме». Укрепленная чудесным видением Божией Матери, болящая Наталья с радостной душой на другой день отправилась в святое паломничество. Первый приезд Натальи Андреевны совпал с праздником обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед самым отъездом она зашла в Успенскую церковь и в иконе на левой колонне храма узнала ту самую Женщину, которая явилась ей во сне накануне отъезда из Кексгольма (Приозерска). В тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела икону Божией Матери, раздался свисток на отходившем пароходе, и ей не удалось даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен. Вернувшись в Петербург, больная почувствовала значительное облегчение в ногах, так что смогла ходить без палки.
** * **
Над памятником работали скульптор
Андрей Клыков и вице-президент международного холдинга славянской письменности и культуры, президент Центра художественного литья «Царский остров»
Вячеслав Мещангин. Следуя вдоль тонкой грани между искусством и сакральным образом, авторы, как иконописцы, занимаются исследованием религиозности, погружаются в молитву и служат молебны.
Вячеслав Мещангин, размышляя об этой работе, углубляется в историю, отсылая нас ко времени, когда христианские традиции только начинали зарождаться: «У римлян было очень много скульптур. А у нас, наверное, в какой-то период времени это ушло. Может быть, из-за суровости климата нашего. Статуи раньше ставили в мраморе, а мрамор не всегда хорошо в нашей местности сохраняется, он разрушается. Наш камень – это гранит, он более прочный».
По мнению Вячеслава Мещангина, православная скульптура – это не только элемент исторической памяти. Следуя логике веры, статуи, прославляющие святых, строго вписываются в канонические образы и отсылают к их житиям, напоминая о земном пути.
«Как мне кажется, православная скульптура может дать человеку лишний повод перекреститься, прочитать молитву… И уйти с Богом. Ведь не всегда в храм можно успеть зайти. А душа требует молитвы».
Монумент не первый на Валааме. Двумя годами ранее по благословению Патриарха Кирилла на острове появилось скульптурное изображение апостола Андрея Первозванного. Его Вячеслав Мещангин и Вячеслав Клыков тоже делали вместе. До этого они возводили памятники Кириллу и Мефодию в Самаре и Москве, памятник Николаю Чудотворцу в Севастополе.
«Здесь надо видеть образ. Во-первых, лик должен быть православный. Во-вторых, образ Спасителя, как держать в руке державу, – это очень тонкие моменты, которые видно только со стороны. Мы всегда работаем по 4-5 месяцев. Сразу не удается. Нужно увидеть образ, высоту, оценить, как впишется скульптура в окружающее пространство».
Образ Валаамской Богородицы – давняя мечта художественного тандема Мещангина-Клыкова. Они задумали эту работу около 5 лет назад. Образ Валаамской Богородицы, созданный Вячеславом Клыковым, уже есть в сербском Никшиче и на Украине в Запорожье. Новый проект сделан специально для Валаамского монастыря и его появление скульпторы называют чудом.
«Как иконописец пишет икону, тоже самое мы делаем со скульптурой. Она каноническая, только в металле. Мы молимся всегда перед Валаамской иконой Божией Матери, этот образ для нас очень родной. Когда берешься за такую работу, хочешь максимально выполнить ее по канонам и грамотно, чтобы от души шло».
Скульптура как часть духовной жизни становится сейчас элементом повседневности. Но как соблюсти тонкую грань между бытом и высотой молитвенного порыва? Может ли скульптура выразить тонкие бессловесные смыслы, сквозящие в иконописи?
«Без воли Божией такой памятник не поставишь. И, наверное, скульпторы – только проводники этой воли. Проводники – это руки, глаза, голова, а образ и видение дается всему коллективу, который принимает участие в творчестве».
Валаамский монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара