Проповедь иеромонаха Никона на Покров Пресвятой Богородицы

Богородица – покров и защита от справедливо заслуженных нами бед и скорбей и всякого Божьего наказания.
14.10.2024 иеромонах Никон (Оганов)  623

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

С праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, дорогие отцы, братия и сестры! В далеком Х веке, в Константинополе, во Влахернской базилике, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, в ночь с пятницы на субботу, во время особой службы Божией Матери, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый вместе со своим учеником Епифанием стали свидетелями чудесного явления Божией Матери. В четвертом часу ночи по византийскому времени, (по-нашему в 10), он, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало мафорий и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. И Константинополь в очередной раз спасся от осаждавших его врагов. Это видение блаженного Андрея легло в основу особого почитания Пресвятой Богородицы, а именно Ее молитвенному покровительству нас, грешников, от бед и скорбей, нападения врагов и прочих напастей, которые, мы сами, увы, привлекаем на свои головы своей греховной жизнью.

Хотя византийцы очень почитали Пресвятую Богородицу, Которая неоднократно спасала Константинополь от врагов, но праздник Покрова возник и установился не в Византии (он даже не упоминается в греческих святцах), да и служба Покрову на греческом составлена лишь в XIX веке. Праздновать это событие начали на Руси, усердием cв. благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. По инициативе князя в память заступничества Богородицы через Её Владимирскую икону в походе против волжских булгар в XII веке были учреждены праздники в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, (1 августа) которые стали частью литургического обихода Русской Церкви. Праздником Покрова Богоматери мы прославляем и благодарим неустанное предстательство Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии за род людской. Этот праздник не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых.

Великое дерзновение имеет Пресвятая перед Сыном Своим и Богом! Вот, как пишет Святитель Игнатий о духовной высоте Богородицы: «Божия Матерь, зачав и родив Богочеловека, сделалась превыше всех святых человеков и святых Ангелов. По объяснению преподобного Григория Синаита, Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самим существом Своим. Прочие святые человеки хотя и делаются по действию в них Святого Духа причастниками Божественного естества (см. 2Пет. 1, 4) и обителями Триипостасного Бога (см. Ин. 14, 23), но совершенно иным образом, нежели Богоматерь, Которая Одна приняла в Себя Бога Слово для Его вочеловечения. Такое приятие в Себя Бога очевидно есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых Ангелов, принадлежащее одной Богоматери. Как Богочеловек для племени спасающихся избранников заменил Собой Адама и сделался их родоначальником, так Божия Матерь заменила для них Собою Еву, сделалась их матерью. Как Богочеловек есть Царь Небесный, Царь всех человеков и Ангелов, так Богоматерь есть Царица Небесная, Царица и человеков, и Ангелов...Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать перед Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: молите Бога о нас; к одной Богоматери она употребляет слова: спаси нас.»

Она глубже всех знает Своего Божественного Сына. Вспомним брак в Кане Галилейской, на который был приглашен Господь со Своей Материю, возможно как родственники. Большое торжество в маленьком городке, где все друг друга знают. И, вдруг, беда, в самый разгар веселия обнаруживается недостаток вина, а свадьбы там долгие, иногда по нескольку дней, гости приходят, уходят... все грозит обрушится. Катастрофа вместо праздника, а для семей жениха и невесты, позор, который долго не забудется и станет предметом поругания, посмеяния на годы. Матерь Божия узнает об этой неизбежной беде и обращается к Сыну за помощью: «Вина не имут». Говорит так, как будто просит Божественного вмешательства в ситуацию, когда люди бессильны. Без явной просьбы она как бы молит: «Люди без-сильны, Ты не простой человек, Ты от Бога помоги!» Господь зрит это, но строго замечает ей, что еще не пришел час явить себя миру Божиим Сыном. Просьба Ее несвоевременна Божиим планам. Казалось бы, ответ получен, надо успокоиться, но Матерь Божия знает милость и праведность Своего Сына и Бога, и потому твердо и уверенно дает распоряжение служащим: «сделайте всё, что Он вам скажет». Она глубже всех знает сердце Сына и Бога, повелевшего: «чти отца твоего и матерь твою». Заступница усердная людям, Она как была, так и есть! Покров и защита от справедливо заслуженных нами бед и скорбей и всякого Божиего наказания! Вот в чем суть сегодняшнего праздника.

В завершение, вместе со Св. Игнатием Брячаниновым прославим Пресвятую Богородицу, ибо:

«Она предстательница кающихся, Она – благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу, Она – теплейшая ходатаица за них перед Богом. Предстоя Божией Матери в глубоком благоговении к Ее величию, в священном недоумении и удивлении, в восторге веры и любви, чада Православной Церкви приносят Приснодеве всерадостное славословие. Прими, Владычице, эти младенческие гласы, это младенческое лепетание, усиливающееся по причине теплоты сердечной определить Твое величие и не могущее определить его по немощи разума, по немощи слова, по необъятности Твоего величия... Пресвятая Богородице, слава Тебе! Пресвятая Богородице, спасай нас!» Аминь!


Использованная литература: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)


Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 480213

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-5°
сегодня в 01:54
Ветер
3.1 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
754.5 мм рт. ст.
Влажность
93%