21 сентября Православная Церковь празднует день Рождества Пресвятой Богородицы. Этот праздник, по словам святого Андрея Критского, можно назвать «началом праздников», ведь с момента Рождества Пресвятой Девы началось спасение рода человеческого.
Родители Девы Марии Иоаким и Анна были бесплодны, но благочестивы, во всем исполняя заповеди Божии. И бесплодие было самой большой печалью в их жизни, ведь тогда в иудейском обществе считалось, что если у супругов нет детей, то они чем-то не угодили Богу и прогневали Его. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.
Предание гласит, что во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала.
И тогда явился в саду ангел Господень и сказал ей: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную, через Нее будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, у них родилась Дочь, которую они назвали Мариею, что в переводе с еврейского означает «Госпожа».
Святой Андрей Критский, составивший на праздник Рождества Богородицы два слова и канон, говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».
А Святой Иоанн Кронштадтский в одной из своих проповедей поясняет, что «празднуемое событие – рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяготевшее на преступном и окаянном роде человеческом, и низвел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную».
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим и «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших», как воспевает Церковь в праздничных песнопениях (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диаволу и греху. Это событие приблизило благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни.
Царица Небесная является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой все мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением, получая от Нее помощь и утешение.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 482351