В Неделю 16-ю по Пятидесятнице, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Валаамский монастырь посетил архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим. Владыка возглавил Всенощное бдение и Божественную литургию, а также сказал проповедь в конце Богослужения.
Дорогие братия и сестры, всечестные отцы, поздравляю с воскресным днем, причастников — с принятием Святых Христовых Таин!
Господь щедро одаряет нас Своими дарами, и эти дары настолько благи, что каждому дару мы удивляемся, как чуду. И действительно, эти дары, посылаемые нам Богом, есть чудо. Вся наша жизнь есть чудо. Если посмотреть внимательно — от рождения до смерти, — вся наша жизнь есть чудо.
Но есть и то, что люди, подавленные, увлеченные грехом, на каждое чудо стараются дать свое объяснение. И только, наверное, верующие люди признают, что чудеса, которые совершает Господь, даны нам для того, чтобы как-то укрепить нашу веру. И человек понимает: без воли Божией ничего не делается в этом мире. Человек верующий понимает, что «без Бога ни до порога»: все, что совершается, совершается по милости Божией.
Параллельно другой человек, увлеченный грехом, старается все объяснить теми или иными причинами. Но и по отношению к нему Господь так же милосерден: через эти чудеса Он старается потихонечку изменить таких людей, чтобы они все-таки видели, что без Бога ничего невозможно достичь или получить здесь, невозможно что-либо сделать.
Смотрите, как много таких ярких примеров в жизни нашей. Есть множество властных людей, которые думали, что без Бога они могут создать что-то здесь, на земле, — и завоевывали города, создавали крепости, дворцы. Но порой сразу после их смерти все это уходило, даже не просуществовав какой-то определенный срок,
Но то, что совершали скромные иноки, монахи, создавая обители, монастыри, лавры, сохранилось, и даже по прошествии длительного времени там и по сей день совершаются богослужения.
То, что человек созидал, порой быстро разрушалось, и оставались от этих великих людей, которые надеялись, что все могут создать без Бога, только могильные плиты, да в музеях сохранялись остатки тех дворцов. Но те «хижины», которые создал Господь со Своими апостолами, со Своими угодниками Божиими, они и по сей день существуют.
Смотрите, сколько таких обителей, которые существуют более тысячи лет, если продолжает в них совершаться и возноситься молитва, в которой молящийся получает утешение и благословение Божие. Поэтому нет ни одной такой силы, которая могла бы разрушить творение Божие — то, что Бог созидает.
Вот и сегодняшний пример (прим. ред.: в чтении Евангелия за Божественной литургией) — пример богатого улова рыб, в котором рассказывается, как апостол Петр вместе со своими друзьями рыбачил и ничего не поймал. По повелению Божиему: «Брось вновь сеть!» — он бросает ее, но говорит: «Наставник, я всю ночь трудился, но ничего не получилось! Но по глаголу твоему я совершу это». Бросает сети и вылавливает огромное количество рыбы. Действительно, это для него было чудо. И он понимал: это не его умение рыбачить, а именно чудо, которое совершил Господь.
Посмотрите, Петр послушал только, что велел ему Господь сделать: «Да будет по глаголу Твоему! По Твоим словам я это сделаю, Господи». Поэтому, когда Господь к нам обращается, мы должны услышать этот голос — голос Божий. И не говорить: «Господи, да я же сколько трудился, делал, молился, но как-то это все не получается».
А вот если мы будем послушны Господу так, как был послушен апостол Петр, то поймем, что без Бога невозможно ничего сделать, а с Богом можно достичь очень и очень многого. Поэтому после этого чуда апостол Петр обращается к Нему не как прежде: «Наставниче!», а уже говорит: «Господь мой!», то есть обращается к Нему не как к Учителю, а как к Господу. И следует за ним. «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10) — и Петр оставляет дом свой и вместе с апостолами Иаковом и Иоанном следует за Господом.
Бывают ли призывы к нам? Слышим ли мы, когда Господь нас призывает? Кто-то слышит, а кто-то старается затмить, не услышать этот голос. Но как бы нам услышать, чтобы мы действительно почувствовали, что этот голос от Бога? Наверное, этот голос будет от Бога, если мы возьмем в руки Священное Писание, то есть Евангелие, и внимательно «вслушаемся». И тогда мы услышим, когда Господь нас призывает, и к чему Он нас призывает.
Священное Писание — это, действительно, та самая драгоценная книга, где есть ответы на все вопросы, которые мы в жизни периодически задаем. Но слышим ли мы эти ответы? Задаем ли мы Господу вопросы? Слышим ли мы призыв Господа?
Святой Игнатий (Брянчанинов), по аналогии с «Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк.8:34) говорит: «Возьми Евангелие и следуй за ним, и там ты отыщешь ответы на все вопросы, которые тебя беспокоят». Но, к сожалению, нам не очень-то хочется брать этот крест, который бывает подчас очень сложен, тяжел. Но другого пути у нас, братия и сестры, нет.
Вот примеры тех евангельских чудес, о которых нам каждое воскресенье читается, о том, как то или иное чудо совершается, — это как урок, который мы должны извлечь для себя. В сегодняшнем чтении о том, как совершен был богатый улов рыб, наверное, чудо заключается в том, что можно услышать Господа и пойти, и исполнить то, что Он поручает нам сделать. И именно послушных Господь как раз и одаряет Своей богатой милостью.
Каждый евангельский пример нам дан для того, чтобы что-то из него извлечь для нашей жизни, получить осознание, подобно тому, как апостол Петр, увидев чудо сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Когда-то, как мы слышали, жители Гадаринской страны, когда бесы вселились в свиней, и те бросились в море и погибли, сказали такие слова из-за корыстолюбия, потому что Он мешал им жить так, как они хотели. А апостол Петр сказал, осознавая именно свою греховность. А осознавая свою греховность, человек начинает стремиться к Богу.
Вот когда мы почувствуем, что, действительно, грешны, тогда мы будем искать Бога, будем стремиться к Нему. И Бог укажет нам путь, которым нужно идти.
Еще раз поздравляю всех с воскресным днем, причастников — с принятием Святых Христовых Таин. Призываю на всех вас Божие благословение. Аминь.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481200