

Ангельского образа [3] в этом году сподобились два послушника и один инок. Инока Андрея нарекли в честь святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, 100-летие со дня блаженной кончины которого мы отмечаем в текущем году, послушника Димитрия – в честь преподобного Пафнутия Боровского, а послушника Василия – в честь апостола от 70-ти Прохора.
Все братья имеют ценный опыт монастырской жизни. У всех разные и непростые судьбы, о которых не принято писать подробно, так как речь идёт о новопостриженных монахах, коим надлежит облечься в самоуничижение и смиренное молчание.
Один из братьев, уже будучи воцерковлённым, по приходу в Валаамский монастырь около года подвизался на ферме под руководством иеромонаха Вениамина. Затем, по благословению недавно почившего схиархимандрита Илия (Ноздрина), перешёл в Пафнутьев Боровский монастырь, где 12 лет нёс послушания просфорника и пономаря. По благословению того же старца Илия, когда обстоятельства жизни изменились, в 2020 году он вернулся на Валаам, где сначала трудился на Центральной усадьбе в келарской службе и теплицах, затем продолжил ранее освоенное послушание в просфорне. С 2021 года жил на трёх островных валаамских скитах, где нёс общие послушания и также пёк просфоры. На одном из скитов этот брат подвизается до сих пор.
Второй брат начал свой путь в монастырь ещё в школьные годы. В старших классах был чтецом и пономарём прихода в честь Донского образа Божией Матери в своем родном посёлке и уже раздумывал о монашестве. После школы закончил Сретенскую духовную семинарию. Наместником обители и ректором семинарии на тот момент был митрополит Тихон (Шевкунов), который не только своей небезызвестной книгой, но и личным примером вдохновил и помог утвердиться на выбранном пути. Он же и благословил на Валаам. Отслужив в воинской части, находящейся также здесь на Валаамском архипелаге, брат остался в обители и исполнял послушания в различных монастырских службах: в теплицах, в трапезной, в храме, а в настоящее время трудится в вещевой службе обители.
Третий брат в 2010 году подвизался в Никольском монастыре в столярной мастерской и нёс общие послушания. Спустя некоторое время он был вынужден вновь вернуться в мир. В 2018 году приехал на Валаам с целью остаться в монастыре и вступить в братию. Здесь он трудился на продовольственном складе, в котельной келарской службы, на монастырской пекарне, а затем стал комендантом гостиницы для трудников.
«Монашество — это поиск непрерывного богообщения. Монах убегает от мира, как бегут из горящего здания. Он видит мир, охваченный пламенем. Это чёрное пламя грехов и страстей, проникая через образы мира в его сердце, опаляет его покой дымом и чёрной копотью. Монах видит не только грех, живущий в его душе, но и скрытый в ней ад, поэтому монашеская жизнь — это борьба за пробуждение духа, подавленного душой, это укрощение души, не только с её низменными страстями, но и с её иллюзорным богатством, которое мир воспринимает как духовность ».[4]
Воскрешение Лазаря и наше возрождение
После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как «первосвященники положили убить» его (Ин.12:9-11). На Кипре впоследствии он был поставлен епископом. По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Неё омофор, сделанный Её руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил ещё 30 лет, сохраняя строгое воздержание, подобно апостолам.
Смерть и воскрешение Лазаря прообразуют и наше возрождение в Таинстве Крещения [8], в котором мы освобождаемся от «ветхих одежд» – первородного греха и всех иных грехов. В монашеской среде с древнейших времён постриг принято называть вторым крещением [9]. Но мы вслед за Церковью «исповедуем Едино Крещение, во оставление грехов» – как гласит 10 член Символа Веры. Однако и Таинство Покаяния святые отцы образно именуют «вторым крещением» – «крещением слезами» или обновлением Крещения. Так в 8 песни канона, входящего в «Последование великой схимы», мы читаем:
«Дал еси нам, еже мощи обновити благодать крещения, исповеданием, жития чистотою, слез пролиянием, и покаянием преискренним, Человеколюбче».
Из этой стихиры следует, что обновляет благодать Крещения не сам по себе монашеский постриг, а глубокое покаяние и чистота жизни. Подобное утверждение содержится и в «Огласительном слове», обращённом к принимающему великую схиму:
«О новаго звания! О дара тайны! Второе крещение приемлеши днесь, брате, богатством Человеколюбца Бога даров, и от грехов твоих очищаешися, и сын света бываеши, и Сам Христос Бог наш срадуется со святыми Своими Ангелы о покаянии твоем, закалая тебе тельца упитаннаго» [10].
В этих строках говорится и о втором крещении, и об очищении грехов, которое происходит именно в постриге. И далее прибавляется, что «и Сам Христос сорадуется о покаянии твоем, закаляя тельца упитанного». Таким образом, очищение грехов происходит в силу глубокого покаяния, которое предписывается совершать непосредственно и перед другими постригами, как указано в Требнике монашеском:
«Вестно же буди, яко подобает всяко пострищися хотящему в первых, прежде даже приити ему в церковь, исповедати вся грехи своя пред духовником, и от него совершенное прияти разрешение, и готову быти ко причащению Пресвятых Таин Тела и Крове Христовы» [11].
В чине пострига неоднократно встречаются аллюзии и отсылки к притче о блудном сыне (Лк. 15:11-32), которому всё простил любящий отец, потому что тот покаялся в своих грехах и вернулся в отчий дом. Это свидетельствует о том, что монашеский постриг тесно связан с Таинством Покаяния.
Догмат о семи Таинствах Церкви
Несмотря на то, что постригальные священнодействия [12] и обряды [13] не являются Таинствами Церкви в строгом смысле этого термина (поскольку сама Церковь догматически учит [14] [15], что Таинств только семь [16]), тем не менее при постриге, как и при любых других священнодействиях, по вере и готовности воспринимающего действует или подается благодать Божия. Со своей стороны позволим сделать предположение, что благодать [17] при монашеском постриге, действительно, может быть особенной, вспомоществующей для несения вышеестественного подвига девства [18] и блюдения монашеских обетов [19]. В Эвергетиносе утверждается, что эта благодать подобна крещальной [20]. На наш взгляд, чтобы не уклониться от учения Церкви «ни одесную, ни ошуюю», вернее всего считать монашеский постриг особым благодатным священнодействием.
Иные формы семи Таинств?
Некоторые видные богословы и святые, особенно в Синодальный период, высказывали мнение о том, что Таинства имеют разные формы и степени [21]. Самым очевидным примером этого служит то, что Таинство Рукоположения ни в коем случае нельзя повторять. Однако у него есть три степени: диаконство, священство, епископство [22]. И формально не повторяясь, Рукоположение (Священство) каждый раз возводит кандидата на новую, более высокую степень, с особым служением и с особыми благодатными дарами. Из этого можно заключить, что и царское Помазание, и монашеский постриг – это просто иные формы семи Таинств [23], сообщающие особые или те же самые, но преизобильные благодатные дары, необходимые для их будущей жизни и служения. Конечно, это теория весьма спорная, никак не подтверждённая Соборами Церкви. Но, если она все же верна, тогда противоречия с принятым Церковью догматом о семи Таинствах нет.
Священнодействия и обряды монашеского пострига имеют явные параллели с Таинствами Церкви: Рукоположением [24], Венчанием [25], Покаянием [26] и, прежде всего, с Таинством Крещения. Монашеский постриг — это повторение крещальных обетов, к которым добавляются и особые монашеские обеты, основанные на заповедях, и поэтому они должны быть обязательны для всех христиан [27].
Второе Крещение
Итак, можно выделить следующие важнейшие параллели между постригом и Крещением:
Разоблачение перед постригом символизирует отложение ветхих риз, и, как и в Крещении [28], оно показывает полнейшее отречение от прежней жизни. Разоблачение означаеттакже и наготу: человек предстоит перед своим Создателем в том виде, в каком он появился на свет. По аналогии с Крещением, белая рубаха знаменует готовность начать жизнь в новом качестве.
Момент исповедания верности Христу, который в Крещении следует за отречением от сатаны [29], в постриге также имеет место, но в иной форме. Как крещаемый трижды отвергается сатаны и всех греховных дел, так и инок трижды отрицается мира [30], который «во зле лежит» (Ин. 5:19). Постригаемый, как и крещаемый, изначально поставляется лицом на восток. Это символизирует то, что обеты и исповедание верности человек совершает перед лицом Бога. [31]
Обеты при Крещении и при постриге – это своего рода «воинская присяга» Небесному Царю [32]:
«Правилами для жизни христианина служат заповеди Христа Господа, какие исполнять дает он обет и обязуется при крещении. Итак, помня обеты крещения и дорого ценя принятые в нем преимущества, будь им верен до смерти, воинствуя под знаменем Христовым. Нарушение обета и у людей бесчестно, тем больше – пред Богом». [33]
В Церкви мы знаем три пострига: крещальный, монашеский и при хиротесии во чтеца, т.е. при вступлении в клир. Каждый раз этот акт знаменует начало нового периода в жизни человека. При принятии монашества постриг совпадает с моментом наречения нового имени. Крещение очищает и возрождает человека от греха [36], а монашеский постриг имеет своей целью ввести члена Церкви в новое состояние, сопричислить его к ангельскому чину. По масштабу преображения всей жизни, которая за этим следует, постриг может быть вполне соотнесён с Крещением. Поэтому неудивительно, что при Крещении и при постриге человека нередко нарекают новым именем в честь того или иного святого, с которым Промыслом Божиим будет связана его дальнейшая жизнь в новом звании и состоянии.
При облачении постриженного в новые ризы параллель с Таинством Крещения подчёркнута пением одного и того же тропаря: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…». Этот обряд противопоставляется разоблачению перед началом Крещения или пострига. Тогда постриженник совлекся ветхого человека, «кожаных риз греха». Теперь он получает «ризу светлу», облекается во Христа, о чём говорится в прокимне, предваряющем чтение Апостола. Это стих из послания апостола Павла к Галатам: «Елицы во Христа крестистеся...» (Гал. 3:27) [37]. В последовании чина пострижения в великую схиму мы находим молитвы на снятие куколя на 8 день, что сопоставимо со снятием белых одежд с новокрещённых также на 8 день [38].
Монашество – Божественное установление
Монашеский постриг имеет ещё одно важное сходство с Таинствами Церкви. Монашество, как все Таинства и многие важные священнодействия и обряды [39], по нашему глубокому убеждению, есть установление Самого Христа и апостолов не столько по форме [40], сколько по смыслу и содержанию. Несмотря на то, что современная наука определяет дату возникновения монашества III-IV веками, тем не менее есть основания считать, что монашество зародилось гораздо раньше, ещё в апостольские времена [41].
С первых дней возникновения новозаветной Церкви в ней было нечто, соответствовавшее институту монашества [42], не говоря о великом подвижничестве святого Иоанна Крестителя, собственно и открывшем эру Нового Завета. И Спаситель, и апостолы предполагали и утверждали аскетические наклонности в некоторых христианах (Мф. 19:11, 1 Кор. 7:7, 32-35, Апок. 14:1-5). У писателей II и III вв. всё чаще встречаются указания на существование в Церкви целого класса людей, поставивших целью жизни воздержание [43]. В III веке такие аскеты составляют уже целые общины. Существует известие об общинах девственниц от этого времени. В одну из таких общин (εἰς παρθενω να) преподобный Антоний пред своим удалением в пустыню поместил свою единственную сестру [44]. Девственницы и внешним видом, и одеждою отличались от обыкновенных христиан [45]. Многие писатели III века писали им послания и сочинения о них, большей частью восхваляя их воздержание [46], но иногда и обличая их недостатки. От II века известны и примеры удаления на более или менее продолжительное время в уединённые места для аскетических целей. Последнее явление известно в Египте, где до преподобного Антония были не редки отшельники. Но подвизались они вблизи своих селений, так что «инок не знал еще великой пустыни [47]» [48].
О девстве как установлении Апостольском мы говорили и ранее [49]. Монашество основано на словах Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21); также(Мф. 16: 24-25); (Лк. 9:23) «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29), на апостольских словах: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15), притче о скопцах (Мф. 19:12) и прочем. 144 000 девственников из Апокалипсиса апостола Иоанна (Апок. 14:1-5) дано будет петь перед престолом Божиим новую песнь: «это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Апок.14:4-5).
Священное Предание и Священное Писание сохранили нам образы Самого Христа, Божией Матери, Иоанна Крестителя, многих апостолов и их учеников, как «протомонахов» или первых монахов, которые вели по сути монашеский образ жизни. Многое в Предании и Писании свидетельствует о том, что монашество в своей сути возникло одновременно с самой христианской Церковью. Призывы Христа и апостолов к добровольному девству [50] и безбрачию (1 Кор.7:32-40), (1 Кор.7:7) как пути возвышенному и предпочтительному (Мф. 19:29), отречение от имущества (Мф. 19:21), всецелого посвящения себя Богу (Мф. 16:24); (Мф. 10:37), стремление к святости и совершенству (Мф 5:48); (1 Петр. 1:16) – всё это, на наш взгляд, есть прямые указания на монашеский образ жизни как наиболее удобный для исполнения этих заповедей.
***
Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне, и во бдении.
преподобный Иоанн Лествичник
[1] Главный постригальный монашеский «гимн» имеет своим мотивом евангельское возвращение блудного сына к чадолюбивому Отцу:
«Объятия Отча отверсти ми потшщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое не презри сердце. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою».
По скончании же пения тропаря, настоятель велегласно глаголет к лежащему: «Бог милосердый, яко Отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блуднаго сына приемлет тя кающагося и к Нему от сердца припадающаго».
[2] Так второе правило Софийского Константинопольского Собора 879 года называет монашество «местом кающихся» в Церкви. (Правило 2 - Константинопольский Собор, во храме Св. Софии - Премудрости Божией (879г.) - Церковное право)
[3] «Тайна покаяния обнимает собою и монашескую жизнь: образ монаха называют ещё и ангельским, уподобляя жизнь монаха ангельской жизни, ибо она состоит в обете целомудрия, нестяжания, песнословия, молитв, послушания и чистоты. Она называется также одеждой покаяния, как жизнь скорбная, смиренная и самоуничиженная, не терпящая излишеств и чуждая всякого человеческого пристрастия». (Cвятитель Симеон Солунский. О священнодействиях и таинствах церковных; 20. О том, что и монашеский образ объемлется тайной покаяния…)
[4] Что такое монашество? (Архимандрит Рафаил (Карелин)) — По ком звонит колокол)
[5] «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11)
[6] Чин пострижения в малую схиму, Требник монашеский (2014г. репринт 1906г.) | часть 2 из 4
[7] «Отвержение же прежней одежды и принятие другой означает переход от средней священной жизни к более совершенной, – как и при священном богопорождении смена одежды означает возведение от очищенной жизни в созерцательное и освещающее состояние». (Священномученик Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 6. О совершаемых чинах)
[8]Крещение и Миропомазание в древности обычно торжественно совершалось на Литургии в канун великих праздников или в день самых праздников. Следы этой древней практики остались на Литургиях многих праздников в виде пения стиха «Елицы во Христа крестистеся», которыйпоетсяив Лазареву субботу. (Источник: Литургика: таинства и обряды. Глава II. Таинство Миропомазания. § 3. сноска 15)
[9] Идея о том, что
вступление в монашество – это что-то вроде Таинства, встречается уже у «пахомиан»:
«И когда человек принимает Крещение и дает монашеский обет, то, получив печать
Духа, идет он на восток». (А. Л. Хосроев. Пахомий Великий. Из ранней истории
общежительного монашества в Египте. 2004 год., стр. 281.)
[10] Чин пострижения в великую схиму, Требник монашеский (2014 г. репринт 1906 г.)
[11] Из чина пострижения в малую схиму. В начале чина пострижения в великую схиму об этом говорится еще более акцентированно: «Хотяй святый великий ангельский образ прияти, в первых должен есть очистити свою совесть опасно, и вся своя исповедати пред своим духовным отцем согрешения, и от него совершенное разрешение прияти, и сице свою очистив совесть, приуготовляти себе ко причащению Святых и Божественных Таин Тела и Крове Господни, всяко якоже умираяй, ибо конечнее вторыми обеты отрицаяся мира, миру и всем мирским пристрастием умирает». (Чин пострижения в великую схиму, Требник монашеский (2014 г. репринт 1906 г.) | часть 3 из 4)
[12] Священнодействие – это общее понятие, относящееся ко всем церковным действиям, где призывается Бог для ниспослания благодати людям или освящения предметов их быта. Посредством священнодействий освящается вся жизнь верующего человека и окружающий его мир. Примеры священнодействий многочисленны: крестное знамение, священническое благословение, иноческий постриг, освящение воды, Таинство Крещения, Евхаристия и многие другие.
В ряду священнодействий Церковь выделяет семь священнодействий особого рода, которые именуются Таинствами. Эти главные священнодействия необходимы для спасения человека и полноты жизни с Богом. Важной характеристикой и отличительной чертой всех Таинств является то, что они установлены Самим Богом и сообщают верным освящающую-спасительную благодать. В каждом из 7 Таинств Церкви преподаются определенные благодатные дары. Установлены Таинства Иисусом Христом отчасти до Его Воскресения, отчасти по Воскресении в течение сорока дней, когда Он являлся Своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием.
Апостолы не вводили и не устанавливали ничего, на что не имели повеления от Господа. Поэтому они признают себя не установителями, а только слугами Христовыми и строителями тайн Божиих (см.: 1Кор. 3:5; 1Кор. 4:1). Святые Соборы, при содействии и водительстве Святаго Духа, только безошибочно раскрывали и четко формулировали Христово и Апостольское учение, а не придумывали новое. Это важное положение нашей веры, собственно, и именуется Апостольским Преданием Церкви или просто Преданием. (С использованием материалов: Основы православной антропологии - протоиерей Вадим Леонов)
[13] Видимая часть священнодействия называется обрядом. У всякого священнодействия есть обрядовая сторона. Но не всякий обряд есть священнодействие. Например, вынос свечи перед Евангелием на богослужении или держание рипид над иконами, мощами и другими святынями является обрядом, но не священнодействием, ибо в этих случаях не призывается Бог для ниспослания благодати. Данные обрядовые действия имеют символическое значение. Именно поэтому неверующие и нецерковные люди предпочитают вместо слов «священнодействие» или «таинство» употреблять слово «обряд», тем самым, осознанно или нет выражая неверие в действие благодати Божией. (Там же. Часть III. 3.2. Церковные Таинства и священнодействия как средства духовного возрождения человека. Понятие о священнодействии и обряде)
[14] Исповедание Православной веры Восточной Церкви, принятое Иерусалимским Собором 1672 года (документ принят всей Церковью), в Определение 15: «Мы веруем, что в Церкви есть Евангельские Таинства, и что их семь. Ни менее, ни более этого числа Таинств в Церкви мы не имеем, поскольку любое другое число Таинств, кроме семи, есть произведение еретического безумия. Седмеричное их [число] было установлено в Святом Евангелии и почерпнуто из него же, подобно другим догматам Кафолической Веры».
Также о 7 Таинствах Церкви учат и прочие Символические книги нашей Церкви, наши классические и более поздние догматисты (в том числе, и прославленные в лике святых), многие святые отцы, начиная, со святителя Симеона Солунского (XIV век), который возвышенно писал о монашеском пострижении: «Существуют, как говорит Исаия (Ис. 11:2), семь даров Духа и семь Таинств церковных, совершаемых Духом. Таковые суть: крещение, миропомазание, причащение, священство (χειροτονία), брак, покаяние и елеосвящение (ελαιον αγιον)». (Премудрость нашего спасения (О священнодействиях и таинствах церковных)
Но встречаются и более ранние свидетельства православных богословов, которые систематизировали святоотеческое учение о важнейших церковных священнодействиях и выделяли из них 7 Таинств Церкви. Например, так учил иеромонах Иосиф Вриенний (1359 – 1438 годы), учитель святителя Марка Эфесского: «Таинств Церкви семь: Крещение, Миропомазание (χρίσις μύρου), Елеосвящение (ἅγιον ἔλαιον), Брак во Господе, Рукоположение (χειροτονία), Покаяние и Причащение (μετάληψις)» (Ιὠσὴφ Βρυέννιος. Λόγος πρῶτος: Περὶ συντελείας // Ιὠσὴφ Μοναχοῦ τοῦ Βρυεννίου τὰ εὐρεθέντα. Lpz., 1768. Τ. 2. Σ. 198;).
[15] Слово «таинство» (μυστήριον, sacramentum) иногда употреблялось у древних христианских писателей в смысле более обширном. Потому неудивительно, если некоторые из них называют таинствами чин пострижения монашеского, молитвы, возносимые за умерших и т.п. Но в строгом смысле ни означенный чин, ни молитвы за умерших никогда в Церкви не признавались Таинствами, в каком принимала она только семь Таинств. (митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Т. 2. С. 390–391).
[16] Ценным вкладом в русскую богословскую науку являются работы проф. А. Л. Катанского (1836–1919), в частности, его докторская диссертация Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно, где на основе исторического и догматико-филологического анализа древних святоотеческих текстов и трудов христианских авторов Катанский смог дать серьезное обоснование догматическому учению Церкви о семи Таинствах, несмотря на сравнительно позднее точное формулирование этого догмата (ок. XII-XIII вв.). По словам Катанского, во время его исследования около него не было ни одного человека, который бы одобрил и ободрил его в принятом намерении, наоборот, все без исключения «осуждали его и даже жалели». Однако рецензенты, в том числе, экстраординарный проф. Осинин очень высоко оценили диссертацию Катанского, отметив строго научный последовательный подход в раскрытии предмета на основании первоисточников, критическое отношение к западнохристианским теориям и мнениям, а также ясное, простое и правильное изложение.
Катанский замечал, что точная формулировка даже триадологических и христологических догматов появилась сравнительно поздно, столетиями спустя после возникновения Церкви Христовой, жившей всегда с верой в эти Божественные истины, несмотря на то, что не было четкого установившегося словесного определения этим важнейшим истинам. Также профессор, как и многие другие исследователи, признал, что название sacramentum (Таинство) применялось у рассматриваемых им христианских писателей к самым различным обрядам и священнодействиям. При этом далеко не всегда «таинству» приписывалось наличие определенных дарований. Катанский заключил, что несмотря на широту и неопределенность понятий о таинствах, а также на то, что церковно-догматическое раскрытие учения о них было сделано сильно позднее, каждое из 7 главных священнодействий, получивших позднее наименование «Таинства» «в более специальном и исключительном смысле», существовало с древнейших времен христианства и описывалось отцами и писателями древней Церкви именно с теми признаками, которые составляют существенное отличие Таинства как по материи и форме, так и по благодатному значению. (Источник: КАТАНСКИЙ)
[17] Отечественный догматист святитель Сильвестр Малеваниский об освящающей благодати священнодействий и Таинств: «Все, следовательно, установленное Христом в Церкви – и учительство, и пастырство, и богослужебное священнодействование, установлено и должно служить для той цели, чтобы вспомоществовать освящению людей. Но, само собой понятно, что посреди, этого рода, освятительных Божественных установлений, центральное место, по отношению к которому все остальное является только, как бы, предваряющим и сопутствующим, должны занимать, и на самом деле занимают, те особеннейшие Богоучрежденные священнодействия, которые установлены с той исключительной целью, чтобы через свое посредство преподавать верующим освящающую благодать Святаго Духа, и которые, поэтому, носят на себе наименование Таинств». (Сильвестр Малеванский, свят. Опыт православного догматического богословия.)
[18] Институт девства существовал еще со времен апостолов и установлен самим Христом (Мф. 19:10-12, 29), (1Kop.7:25-38; 2Кор.11:2). Большинство Апостолов и их учеников не имели жен или вели безбрачный образ жизни, когда вышли на апостольскую проповедь. При жизни апостолов уже существовали целые общины вдовиц (Деян 9:36-42). Часто это явление именуют протомонашеством, а также прямым указанием на добровольную возможность вести монашеский образ жизни.
«Между Христианами Коринфскими нашлись ревнители примера Павлова [то есть его девства], как видим из послания Климента, Епископа Римского, писавшего вскоре после кончины Апостола. Тот же ученик Апостольский – Климент, по свидетельству блаженного Иеронима и святителя Епифания, писал окружные послания к девственницам, и в сих посланиях исчерпал все, что можно сказать о чистоте девства. Другой ученик Апостольский, святой Игнатий Антиохийский, писал к одному Пастырю: «не возлагай ни на кого ига девства: ибо не безопасно сие стяжание, и не легко сохранить его, когда бывает сие по принуждению». Но к святителю Поликарпу Смирнскому он же писал: «Если кто может пребывать в чистоте, во славу плоти Господней, да пребывает, но без тщеславия. Если же кто хвалится, то погиб; а если хочет быть уважаем более, нежели Епископ: то совершенно погиб»». (Александр Горский, прот. О девственниках христианских до монашества.)
Подобное мы встречаем и в личных примерах или свидетельствах последующих отцов и апологетов II и III веков, вплоть до появления более организованного монашества, каковым современные учёные считают лишь III-IV века.
[19] Такое предположение объясняет ряд святоотеческих свидетельств разных времен, весьма возвышенно повествующих об иноческом пострижении. Венчающимся Господь даёт необходимую благодать для семейной жизни. Подобно сему, на наш взгляд, Он не лишает Своего особого благодатного попечения и тех, кто решается вести жизнь девственную и аскетическую.
[20] «Один старец, бывший великим прозорливцем, свидетельствовал: «Ту же благодать и силу, которую я видел при Крещении, видел я и при постриге монаха, когда тот облачался в свои одежды». (Том. 1. Глава 31, 3.)
[21] Например, наш авторитетный догматист, митрополит Макарий Булгаков пишет:
«Что же касается до священнодействия, когда православная Церковь помазует святым миром благочестивейших Государей при венчании их на царство, соответственно тому, как помазываемы были Цари елеем святым в Церкви ветхозаветной, по повелению самого Бога (Пс. 88, 21; 1Цар. 10, 1; 15, 3. 12. 13), – от чего и назывались Христами Его или помазанниками (1 Царств. 12, 3. 5; 24, 7 и др.): то это не есть повторение Таинства Миропомазания, чрез которое сообщаются всем верующим благодатные силы, необходимые собственно в жизни духовной. Но есть только иный, высший степень сообщения даров Святаго Духа, потребных для особенного, чрезвычайно важного, указываемого самим Богом (Дан. 4, 22. 29), служения царственного. И прия Самуил рог со елеем, повествуется о миропомазании на царство царя Давида, и помаза его посреде братии его. И ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом (1 Царств. 16, 13). Известно, что не повторяется и таинство Священства. Однако оно имеет свои степени. Как Рукоположение вновь и вновь совершает священнослужителей для высших служений, так и миропомазание Царей на царство есть только особая, высшая степень таинства, низводящаясугубый Дух на помазанников Божиих. Самые молитвы, читаемые при этом великом священнодействии, указывают на особенные дары, какие испрашивает православная Церковь Богоизбранному Монарху». (Макарий Булгаков, митр. О Таинстве Миропомазания. Православно-догматическое богословие, Т. 2.) Подобное о царском Помазании встречается у святителей Симеона Солунского и Феофана Затворника.
[22] Согласно Православному исповеданию, к священству относятся и некоторые низшие степени клира:
«Вопрос 111. Даются ли какие-либо другие степени, прежде Священства?
Ответ. Священство включает в себя все прочие степени, однако все они должны быть даны в надлежащем порядке, а именно: чтец, певец, свещеносец, иподиакон, диакон, о которых более подробно излагается в архиерейских молитвенниках, называемых «Чиновниками». В данный момент в учении Православного Исповедания достаточно отметить, что долг епископа состоит в том, чтобы, в какую бы степень духовного сана он ни допускал кого-либо, он ясно и понятно наставлял бы такого человека в обязанностях служения, которое ему поручено: будь то порядок Святой Литургии, чтение Евангелия, Апостола, ношение священных сосудов или церковной утвари. Потому что каждая степень отличается от другой своим особым знаком (της σημάδιον), что епископу следует объяснить». (Петр Могила, свят. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной.)
В современной практике все низшие степени священнослужителей именуют церковнослужителями.
[23] Смотрите статью: Монашество и помазание на царство как разновидности Таинств Покаяния и Миропомазания. У царского Миропомазания как особой формы классического Миропомазания было множество сторонников среди видных богословов и святых, особенно в Синодальный период. А вот о том, что постриг – это особая форма Покаяния, свидетельства скуднее и, как правило, они неоднозначны.
Возможно, легче было бы связать постриг с иной формой Таинства - Венчания, где вместо «второй половинки» выступает Сам Бог: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:2). Хотя любая христианская душа должна духовно обручится со Христом.
[24] Монашество в Огласительном слове названо «новым званием», которое в поздневизантийской церковной письменности достаточно часто сравнивается со служением пророческим и апостольским, например, в творениях святителей Григория Паламы и Симеона Солунского. В монашеской традиции многие пророки: Илия, Елисей, Иоанн Предтеча признаются теми, кто «прообразовал» служение монахов. Понимание монашества как апостольского служения следует и из канона, имеющегося в последовании «великой схимы», в одном из седальнов которого мы читаем: «Хотящии, рече Господь, идти в след Мене, отвержитеся мирских пристрастий, родителей родивших, чад же и жен, братий же и другов, сродник же и рабов, имений и домов, и приимите достоинство апостол Моих». («Второе крещение» в контексте понимания монашеского пострига).
[25] Как мы уже сказали, монашество - это пожизненное духовное венчание со Христом и добровольное обещание хранить верность Его заповедям и данным ему монашеским обетам. Параллель с Браком очевидна. Например:
«Вопрос 115. Какое шестое Таинство?
Ответ. Почтенный Брак, который бывает, во-первых, по взаимному согласию мужа и жены, если нет никакого законного препятствия. Однако, этого согласия самого по себе, недостаточно для вступления в истинный Брак, если только они сами не засвидетельствуют друг другу перед священником свое обещание и не поручатся, что будут хранить друг другу верность, уважение, супружескую любовь до конца своей жизни, при любой опасности, и что они не будут оставлять друг друга. После чего их согласие и обещание утверждается и благословляется священником, и таким образом исполняется написанное: «Брак [да будет] честен во всём, и ложе непорочно» (Евр. 13:4)». (Петр Могила, свят. Указ. соч.)
[26] Тексты, которые звучат от имени постригаемого, воспринимаются как одна развёрнутая метафора покаянного плача будущего инока: «Верою, паки рождения же банею, омывый мя от прародительные клятвы, ныне омый слез источниками, оскверненного лютыми грехопадениями» (Чин пострижения в великую схиму. 3-й тропарь 5-ой песни канона).
Православное Исповедание (соборно принятый всей Церковью Катехизис):
«Вопрос 114. Каковы плоды этого Таинства [Покаяния]?
Ответ. Первая польза такова: как через грех мы теряем ту невинность, которую получили в Святом Крещении, так опять приближаемся к ней через Покаяние. И как через грех мы лишаемся благодати Божией, так через Покаяние мы вновь ее обретаем. И как через грех мы попадаем в плен к дьяволу, так через Покаяние освобождаемся из него. И как через грех в совесть нашу входят стыд и страх, так через Покаяние к нам возвращается мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям». (Святитель Петр (Могила), Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Перевод С. Федорова. 2023 г.)
[27] В том смысле, что послушание и целомудрие в той или иной мере необходимо всем христианам, как семейным, так и несемейным. Нестяжание – это монашеская добродетель, но и мирским людям нельзя быть сребролюбивыми и страстно привязанными к вещам.
Cвятитель Симеон Солунский: «Потому [монах] даёт обеты девства, нестяжания, подвигов поста и молитвы, молитвенных предстояний пред Господом, пребывания во всех этих подвигах до смерти и терпения во всём Христа ради. Всё это – дела покаяния, и всякий должен подвизаться в них, кроме разве одного только девства, которое свойственно монахам. Ибо, по преимуществу, именно монахи связаны обетом девства. Но и миряне, ещё не сочетавшиеся браком, и все, давшие обет девства, также обязаны хранить его. То же и с покаянием: всякий верующий, особенно впавший в грехи (а кто чужд какого-либо падения?), должен идти вослед Господу и творить дела покаяния. Этому учил и Креститель, который, после Илии, первым показал этот образ жизни. Он говорил: «сотворите же достойный плод покаяния, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2, 8), и каждого призывал жить так». (Симеон Солунский, свят. Премудрость нашего спасения.)
[28] «Развязывает священник пояс желающего просветиться, снимает с него верхнюю одежду и ставит его лицом к востоку в одной одежде, не опоясанным, с непокрытой головой и без обуви, держащим руки вниз…» (Требник. Чин оглашения. Совершается перед Крещением)
[29] «И обращает священник крещаемого на запад, раздетого и с поднятыми руками, и спрашивает: Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?» И отвечает оглашаемый, или восприемник его, если крестится иноплеменник или младенец, говоря: Отрекаюсь.»(Требник. Чин оглашения. Совершается перед Крещением)
[30] Вопрошает: Отрицаеши ли ся мира и сущих в мире по заповеди Господней?
Отвещает: Ей, честный отче. (Чин пострижения в малую схиму. Требник монашеский.)
[31] С использованием материалов: Монашеский постриг как Таинство Церкви.
[32] Единение с Единым — это та полнота жизни, в которой гаснет, меркнет и исчезает влечение ко всему прочему, внешнему, а обращенность сердца к чему-либо, кроме Единого, воспринимается как измена и привязанность к чему-либо иному — как блуд. Монах, живущий внешней жизнью, хотя бы эта жизнь, по мирским представлениям была самоотверженной и даже героической, в духовном плане становится блудницей, изменившей своей первой любви. Монашество — это безраздельная любовь человеческой души к Божеству, это непрестанное искание Божественного света, который псалмопевец Давид назвал «ликом Бога» (см.: Пс. 26:8—9). (Источник: Что такое монашество? (Архимандрит Рафаил (Карелин)) — По ком звонит колокол)
[33] Начертание христианского нравоучения- святитель Феофан Затворник.
[34] Интересно, что с XV века волосы новокрещенного стали запечатывать в стену храма: «И приим (священник) воску теплаго и влепляет власов отрезанных и тако сохранит их в стену церковную, аще будет каменная церковь, и аще ли ни, то за алтарем вкопают в землю». (Цитата по: Таинства и обряды Православной Церкви: Учебное пособие по литургике / Протоиерей Геннадий Нефедов. 2004 г.)
В наше время остриженные волосы обычно также, как и в древности, священники залепляют в воск и оставляют на память новокрещеному, прикрепляя, например, к обороту подарочной иконы.
[35] Геннадий Нефёдов, прот. Таинства и обряды Православной Церкви
[36] «Погружаемый в крещении спогребается Христу и восприемлет силу смерти Его – прощение грехов (Рим.6:3). Крещеный выходит из купели в обновленной жизни, как нова тварь, «яко к тому не работати греху», который с сих пор уже не обладает им и не царствует в нем (Рим.6:3–14). О сих благах говорит апостол: «но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). Сообщаемые, впрочем, при сем дары запечатлевают внутреннейшие изменения, которые должны происходить в сердце приступающего к Господу прежде Крещения и которыми, собственно, полагается основание, начало и зародыш жизни истинно христианской. Сии изменения суть покаяние и вера, как требовал и Сам Спаситель от всех, приходящих к Нему, говоря: «покайтеся и веруйте во Евангелие» (Мк.1:15). Они производятся в душе Божественною благодатию – предваряющею. В Крещении же и (Миропомазании) благодать входит внутрь, в сердце христианина, и потом постоянно пребывает в нем, вспомоществуя ему жить по-христиански и восходить от силы в силу в духовной жизни». (Феофан Затворник, свят. Начертание христианского нравоучения.)
[37] Монашеский постриг как Таинство Церкви.
[38] «И во осмый день паки прино́сят его в церковь, во еже омыти. И разрешает ему́ свяще́нник пелены и пояс». (Последование святаго Крещения,Требник гражданским шрифтом (1906 г.))
[39] Святитель Василий об Апостольском Предании: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем), кто из возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас – в молитве обращаться к востоку? «…» Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию?» (Василий Великий, свят. О Святом Духе.)
[40] Уставы, организованные монастыри, особые чины постригов – всё это появилось позднее. Но и многие Таинства Церкви в первые века имели иные формы и чинопоследования, оставаясь теми же по сути. Например, вместо Миропомазания в апостольской Церкви было Возложение рук. И несколько веков такая форма Таинства еще существовала на Западе. Вообще все чинопоследования, в том числе и Крещения, были значительно короче и проще, чем более поздние варианты, куда включались новые молитвы и обряды. Так и монашество могло заключаться в одном обете девства, нищете, всецелом предании себя на служение Христу и евангельскому идеалу жизни, будь то в виде странствующего проповедника, отшельника или служителя при храме.
Первые апостольские общины продавали свои имения (Мф. 19:21), имели общее имущество, жили в труде и молитве, часто в безбрачии, что напоминает монастыри.
[41] Смотрите недавно вышедшую статью Пара слов о появлении монашества, где автор на основании ряда древних источников на научном уровне доказывает, что православное монашество вполне может быть ранним явлением христианской жизни.
[42] Смотрите также: святитель Игнатий Брянчанинов о появлении монашества: Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические опыты, Т. 1.
Также преподобный Иероним Стридонский: «Филон Иудей Александрийский из священнического рода помещается нами среди церковных авторов на том основании, что, создавая труд о первой церкви Марка-евангелиста в Александрии, он писал, что такие церкви были во многих провинциях, и называл их монастырями. Из этого следует, что церковь первохристиан была такой, какой ее хотят сделать монахи сейчас: у них не было личной собственности, никто из них не был ни богатым, ни бедным, церковное имущество было роздано нищим, а потому они могли уделять достаточное время для молитв, псалмов, а также Учению и аскезе». (О знаменитых мужах. Филон Иудей)
[43] Священномученик Игнатий Богоносец: «Кто может в честь плоти Господней пребывать в чистоте, пусть пребывает без тщеславия; если же станет тщеславиться, то погиб» (к Пол. 5). Климент Римский пишет послания к девственникам и девственницам (Епиф. Якорь 15. Иерон. Прп. Иовин. 1). Климент Александрийский знает среди христиан, этих «избранников» Божиих, еще «особых избранников» (ἐκλεκτω ἐκλεκτòτεροι. Какой богач спасется?).
[44] Афанасий В. Жизнь Антония, § 3. Некоторые возражают против принадлежности св. Афанасию этого сочинения.
[45] Тертуллиан. О покрывале девственниц (De velandis virginibus.). Киприан. Об одежде девственниц.
[46] Киприан. О поведении девственниц (особ. § 1–3). Мефодий Патарский. Пир дев.
[47] Афанасий В. Жизнь Антония, § 3
[48] Толковый Типикон - профессор Михаил Николаевич Скабалланович. IV-V века. Начало монашества. Отрывок приведен с сокращениями и незначительной редакцией.
[49] См. также сноску 16, где мы уже писали об апостольском происхождении девства и монашества.
[50] При этом апостол вовсе не осуждает тех, кто желает вступить в брак и жить честно в нем (1Кор. (Еф.5:21-33);(1Кор.11:11-12). «Брак – Таинство великое и удивительное, – пишет святитель Николай Сербский, – один из преславных устоев Божия домостроительства... Презирающий брак пренебрегает Духом Божиим. А кто воздерживается от брака ради Божия Царства, тот обязан как-то иначе сделать себя сосудом Духа Святого и именно в духовной области стать плодоносным, чтобы не быть посечённым, как бесплодная смоковница».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 517202