27 октября на Валааме почтили память приснопамятного схиигумена Харитона (Дунаева), последнего настоятеля Старого Валаама.
Литургию в домовой церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери совершил игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий: «Умилительны службы в этих маленьких церковках – их на Валааме несколько. Эта церковь – особенная. Здесь однажды на Тихвинскую служил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Какая чудная служба была! Служил, включая проскомидию, сам Святейший Патриарх, сослужил протодиакон Владимир Назаркин (не входя в Алтарь до Причастия из-за обилия Ангелов и некоторой тесноты). Пел, кажется, квартет или иподиаконы, был среди них и Михаил Куксов.
Помню я читал Апостол, митрополит Калужский и Боровский Климент читал, если не ошибаюсь, часы и молитвы перед Причастием. Матушки Филарета и Серафима молились на балконе, где по просторней... Лучше Литургии не помню. Но это была единственная пока Патриаршая Литургия в этом домовом храме. Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II любил служить в таких маленьких храмах и сказал, что служил и в еще меньших церковках (куда меньше-то?!) Вечная ему память... Помянули и приснопамятного последнего игумена Старого Валаама Харитона (Дунаева), отошедшего ко Господу как раз 27 октября 1947 году».
На Валааме игумен Харитон прошел все степени монашества – от простого послушника до игумена монастыря. В мае 1894 года, в возрасте 22 лет, Хрисанф Дунаев поступил в Валаамский монастырь.
Наставление игумена Харитона (Дунаева)
5 марта 1905 г. был пострижен в монашество с именем Харитон, а 18 февраля 1908 г. рукоположен в сан иеродиакона. В 1909 году отца Харитона назначили экономом монастыря. 28 июня 1910 г. он был посвящен в сан иеромонаха.
В 1927 году иеромонах Харитон был выбран братией наместником монастыря, а в 1933-м утвержден в должности настоятеля с правом ношения палицы и митры. Игумен Харитон часто повторял своим чадам: «Бог находится к нам ближе, чем наше дыхание – возле нашего сердца».
Вся монашеская жизнь игумена Харитона была деятельной. Этому способствовали и его многотрудные послушания, связанные с неизбежным общением с миром, с житейской суетой, но его монашеская постоянно стремилась к уединению. Иногда зимой отец Харитон удалялся на несколько месяцев на Предтеченский скит. Здесь он всецело предавался молитве, чтению творений святых отцов. В 1936 году игумен Харитон совместно с протоиереем Сергием Четвериковым издал книгу «Умное делание. О молитве Иисусовой» – сборник, который часто называют «Малым Добротолюбием».
По словам архимандрита Кирилла (Павлова), «книга игумена Харитона об Иисусовой молитве должна быть настольной книгой для каждого монаха». И вот, в этом году по благословению епископа Троицкого Панкратия, игумена Валаамского монастыря, в издательстве «Лучи Софии» (Минск) вышло переиздание сборника «Умное делание. О молитве Иисусовой».
Вот что писал сам игумен Харитон в 1936 году в предисловии к первому изданию сборника: цель его в том, чтобы «всевозможными и разнообразными способами и многократными повторениями именно уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего духовного служения Богу. Словом – напомнить как современному монашеству, так и всем ревнующим о своем душевном спасении, древлеотеческое учение об умном делании и о борьбе со страстями, тем более, что ныне о молитве Иисусовой, по словам епископа Игнатия, "люди большею частью имеют самое темное, сбивчивое понятие. Иные, считающие себя за одаренных духовным рассуждением и почитаемые многими за таковых, "боятся" этой молитвы, как какой заразы, приводя в причину прелесть – будто бы непременную спутницу упражнения молитвою Иисусовою, и сами удаляются от нее и других учат удаляться"».
***
Незадолго до кончины игумен Харитон был пострижен в великую схиму с именем преподобного Харитона Исповедника. В течение двух недель схиигумен Харитон ежедневно причащался Святых Христовых Таин. 14/27 октября, по прочтении канона на исход души, он мирно почил о Господе, Которому служил всю свою жизнь. Последний настоятель Старого Валаама был погребен в Финляндии на кладбище Ново-Валаамского монастыря.