«Побывать в разрушенном храме — это всё равно, что постоять у гроба близкого человека. Вы меня понимаете?» — говорила мне специалист по вопросам православной культуры профессор М.В. Захарченко. Еще бы не понимать! Ведь это одно из самых ярких детских впечатлений.
На нашу почту приходят письма, в которых люди делятся своими впечатлениями о встрече с Валаамом.
Вот одно из них: воспоминания восьмилетней девочки, а сегодня – уже взрослого человека Валентины из Петрозаводска , для которой история возрождения Валаама стала фактом личной биографии.
Так же мы нашли работы фотографа Александра Я. , снятые в 1983 году. И у нас получился документальный фоторассказ, после которого немного хочется помолчать.
** ** ** **
"Побывать в разрушенном храме — это всё равно, что постоять у гроба близкого человека. Вы меня понимаете?" — говорила мне специалист по вопросам православной культуры профессор Марина Владимировна Захарченко. Еще бы не понимать! Ведь это одно из самых ярких детских впечатлений.
Осенью 1986 года мой отец, работавший на теплоходе «Михаил Ломоносов», решил свозить нас с бабушкой на Валаам, о котором особо ничего и не знали. Мне, девочке, казалось, что мы отправляемся за тридевять земель в Берендеево царство. Собственно, так оно и было.
Когда добрались до острова и стали бродить по заброшенным и захламленным скитам, защемило сердце от поруганной красоты. В Преображенском храме в десятисантиметровом слое грязи отец отрыл кусочек мозаичного пола. Открылось такое, что даже у безбожника сердце должно было пополам треснуть!
С того момента во мне начал расти протест, и я стала «диссиденткой»: да, можно проповедовать атеизм, не любить духовенство, плевать на свободу вероисповедания, но целенаправленно уничтожать такую красоту!..
Даже в восьмилетнем возрасте это оказалось выше моего понимания человечности. И когда сегодня мне начинают говорить о том, как хорошо жилось под красным флагом, я вспоминаю разрушенные в эпоху развитого социализма скиты Валаама — Никольский, Всехсвятский, Воскресенский, Гефсиманский…
А бессчетные тома дел новомучеников и исповедников российских, чья кровь освятила нашу землю — сотен тысяч пострадавших священнослужителей и мирян.
Два десятка лет спустя я вернулась на Валаам, и там не в силах была сдержать тихих слез. Это было чудо воплощенное, которое пронизало всё: службы, архитектуру, линию горизонта, иконы, деревья, краски, солнце, ветер, камни… «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26) — я своими глазами увидела, какой неоценимый подарок сделал нам Господь руками тружеников и благодетелей к вящей славе Его. Надо это опытно пережить, чтобы потом оценить, и тогда все вопросы о том, как жить, молиться, поститься, причащаться отпадают разом. Потому что за спиной, в прошлом — руины и выжженная земля, а перед лицом — рай, за который «слава Тебе, Боже!», что с утра в голове проносится и только к ночи, когда уже в сон проваливаешься, затихает.
Вечерами я выходила на ладожский берег и бродила вдоль озера. Сквозь камни пробивается трава, редкая, жесткая. Вокруг лес, лишенный возраста. Дует ветер. Солнце садится, окрашивая розово-оранжевым небо и воду. И если из-за елок сейчас покажутся преподобные Сергий и Герман в потертых схимах, то это не удивительно. И лишь дух захватывает от того, что ничего не происходит, но жизнь продолжается, и в этом тайны бытия Божия, Его величия. Потому и Валаам смог воскреснуть. Значит, и у нас есть надежда на воскресение душ наших.
И хочется только одного — выдохнуть: «Христос Воскресе!».
И радостно слышать: "Воистину Воскресе, Христос!"