В 1996 году, после восстановления обители от запустения в годы советской власти, именно в домовом храме преп. Иоанна Дамаскина начали совершаться богослужения. Домовая церковь построена по проекту архитектора А.М. Горностаева в 1865 году в доме для священства и братии.
17 декабря Валаамский монастырь, как и вся Русская Православная Церковь, празднует память преподобного Иоанна Дамаскина (+780). На Валааме день памяти преп. Иоанна особенно празднуется на Никольском скиту, где в братском корпусе находится домовая церковь, освященная в честь этого святого.
В 1996 году, после восстановления обители от запустения в годы советской власти, именно в домовом храме преп. Иоанна Дамаскина начали совершаться богослужения. Домовая церковь построена по проекту архитектора А.М. Горностаева в 1865 году в доме для священства и братии.
И спустя полторы сотни лет в храме, как и при валаамском игумене Дамаскине, регулярно служат Божественную литургию. По действующему уставу Валаамского монастыря в церкви происходит
чтение Неусыпаемой Псалтири: в дневные часы Псалтирь читают на Центральной усадьбе монастыря, а ночью – на Никольский скиту чтение продолжают монахи, живущие в обители долгое время.
О возрождении домовой церкви в честь преп. Иоанна Дамаскина вспоминает иеромонах Гедеон, скитоначальник Никольского скита:
«Первые восстановительные работы были проведены в 2003 году. Мы тогда расписали основной алтарь и закончили все росписи в храме. Год назад, в 2015 году, исполнилось ровно 150 лет со дня строительства домового храма преп. Иоанна Дамаскина, и в юбилейный год мы завершили роспись всего притвора храма с изображением наших Валаамских подвижников: преподобных Германа Аляскинского и Антипы Валаамского, преподобного игумена Назария и игумена Дамаскина.
Как-то однажды один наш трудник (впоследствии он стал митрополитом всей Америки и Канады Ионой) случайно отыскал на стенах домашней церкви Иоанна Дамаскина старые фрески в келейном корпусе. Вот, буквально, ковырнул – и нашел благословляющую десницу Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси чудотворца (+1378 г.). И мы уже начали искать по-настоящему: расчистили своды, а там все росписи сохранились в контуре: что смогли – то восстановили.
Росписи расчищали с помощью самых обычных бытовых «бритвочек», убирали грязь и ничего специально не подкрашивали – посчитали, что нужно сохранить именно историческую живопись. Если посмотреть на роспись, можно увидеть, что она вся такая блеклая, будто из прошлых веков. Изображение Спасителя, которое находится в центре, было только частично утрачено. Его пришлось восстанавливать по частям, и там видно, что и где писали заново. Потому что еще несколько лет назад на этом месте люстра висела. Мы уже забываем, что в келейном корпусе в советское время размещалось психоневрологическое отделение дома интерната – в домовом храме тогда жили люди. Сейчас же, слава Богу, Никольский скит живет полноценной монашеской жизнью и у нас подвизается больше десяти человек насельников».
Историческая справка
Преподобный Иоанн Дамаскин (675 – 780 гг.) – великий христианский поэт и гимнограф, крупнейший богослов и апологет православия. Родился в Дамаске (около 675 г.), в богатой и знатной христианской семье получил разностороннее образование. Под руководством преподавателя изучил философию, математику, астрономию и музыку. Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь св. Саввы Освященного (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.
Его духовное наследие огромно и составляет бесценное сокровище Церкви. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли —все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случайно его называли «златоструйным». Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников.
С поэзией Иоанна тесно связана и его музыкальная деятельность. Ему принадлежит первая церковная нотная система и оформление большинства христианских песнопений в сборниках «Типикон» и «Октоих».
Еще более известен как богослов. Он создал фундаментальный труд «Источник знания», состоящий из трех частей: «Диалектика», «Книга о ересях» и «Точное изложение православной веры». Эта система идей о Боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и потустороннем мирах. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (например, Фомы Аквинского). Для Православной Церкви сочинение Иоанна до сих пор является первостепенным источником основ христианского вероучения.
С точки зрения искусствоведения Дамаскин интересен как яростный противник иконоборчества и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.
Согласно его теории, можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.
Халиф заподозрил Иоанна в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки. Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменование этого чуда и в знак вечной благодарности Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы руку, отлитую их чистого серебра. Сейчас она находится в монастыре Хиландар (Афон, Греция). Так возник один из канонических иконописных образов Богоматери — Богоматерь Троеручица.