В сегодняшнем Евангелии есть слова Спасителя: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он (мытарь Закхей – тот, кого иудеи считали грешником, язычником, не достойным даже общения с ним), сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Как трудно человеку, не имеющему сознание Христово, а лучше сказать, сердце Христово, вместить любовь Божью! Мы часто сами от своего ума, от своего внутреннего страстного устроения, ставим границы Божией любви, разделяя людей на достойных и не достойных к ним милости. Забывая о том, что для Бога весь человеческий род, весь Адам, находится в состоянии грехопадения и погибели, отчуждения от истины и спасения. Каждый из нас носит в себе страсти, греховные язвы и болезни душевные, требующие Божиего врачевания и исцеления. «Верно и всякого принятия достойно слово, – смиренно пишет о себе святой апостол Павел, бывший некогда гонителем первых христиан, – что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим.1:15).
В этой земной жизни, с началом собственного своего появления на свет из небытия, каждый человек призван Богом к главной цели своей жизни – к встрече со Христом. К встрече, которая может изменить его жизнь, к встрече, которая может изменить многое в этом мире, в судьбах других людей. Это встреча может стать источником радости и счастья не только для него самого, но и для многих других окружающих его людей.
Что же может помочь человеку осуществить его встречу со Христом? В нашем Евангельском эпизоде, к сожалению, эту помощь оказало человеку лишь бездушное дерево. «И вот, некто, именем Закхей, – говорится в Евангелии, – начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:2-5).
А что же люди находившиеся рядом с Закхеем? Что они сделали для того, чтобы он увидел Христа? Помогли ли они ему? Нет. Мало того, что они сознательно стали высокой глухой стеной, разделявшей Закхея со Христом, заставившим Закхея взобраться на дерево. К этому всему они добавили ропот и осуждение уже по отношению к действиям Христа, тем самым полностью открыв своё внутреннее состояние души, свою чёрствость, немилосердие и несострадательность к грешнику, к своему обидчику. «Все, видя то, – сказано в Евангелии, – начали роптать, и говорили, что Он (Христос) зашел к грешному человеку» (Лк. 19:7).
Факт остаётся фактом: в эпизоде с Закхеем бездушное дерево проявило к грешнику больше гуманности, чем сродный и единый с ним по естеству человек. Естество дерева сделалось опорой, помощью человеку, устремляющемуся к Богу, ищущему с Ним встречи. Люди же стали препятствием, помехой своему ближнему. Можно сказать, что в этом эпизоде люди и дерево поменялись своими природными качествами. Люди с душою стали бездушными, а дерево приняло на себя роль ближнего, сострадающего и помогающего человеку прийти к встрече с Богом. Разумный человек через послушание греху стал не разумен в своих действиях и, идя против своего ближнего, одновременно, идёт против своего Творца, наделившего его разумом и душою. Неразумное же и бездушное по природе дерево невольно исполнило волю Своего Создателя, послужив Ему в спасении человека.
Закхей показывает нам дивный пример этого действительно истинного покаяния
В Священном Писании часто присутствуют сравнения людей с деревьями. К примеру, отрывок из Евангелия от Марка, где Христос исцеляет слепого. «Приходит (Христос) в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого – говорится в Евангелии, – и просят, чтобы (Он) прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.» (Мк. 8:22-26. Интересное духовное откровение дано было этому человеку Спасителем, прежде его исцеления от чувственной слепоты. Вряд ли воплощенному Богу-Слову понадобилось бы два раза прикасаться к слепцу для исцеления, если бы в этом не было скрытого смысла. Прикоснувшись к нему первый раз, Христос позволил слепцу взглянуть на окружающий мир иным зрением – не чувственным, а духовным. Оно единственное, которое даёт человеку истинное познание об окружающем мире. В этом духовном созерцании он увидел всех людей как бы в одном общем для них естестве без примеси внешних красок, разнообразия форм, деятельности и того, что делает этот мир людей столь многоликим, часто противоречивым для нас в обычной жизни и несовместимым в единстве. «Вижу проходящих людей, как деревья» (Мк. 22:24), – сказал слепец. Для него в этот момент они стали как один вид, один род, не имеющие различия друг с другом по своей природе, имеющие одни и те же физические свойства, созданные одним Творцом, одинаково нуждающиеся в Его промысле и заботе, растущие на одной земле, питающиеся общими для них влагой и солнечным светом. И как показано было в следующей Евангельской притче, Божественный замысел, однажды открывший им бытие в этом мире и Божие попечение о них, обязывает их в ответ за этот дар приносить достойные плоды своему Творцу. «И сказал сию притчу (Господь): некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее» (Лк. 13:6-9).
Человеку необходимо получить истинное познание об окружающем его мире, одновременно с этим ему нужно найти и иной способ для этого познания. Нужно постараться познать этот мир не через призму своих эгоистических потребностей, похотей, или корыстных интересов, сталкивающих людей друг с другом, где человек в своём негативном отношении к другому человеку противопоставляет себя ему, отделяет себя от него как от чужого и враждебного ему. Совершая это либо по расовому или национальному признаку, либо по социальному положению, либо по идейным соображениям, либо просто как животное по инстинкту выживания в этой жизни и так далее. Действуя таким образом, человек свои внешние принципы, ставит выше Божественного замысла о человеке, идёт против Логоса (или смысла) собственной природы, вложенного Богом в каждого из нас с начала сотворения человека. Нужно стараться смотреть на этот мир так, как это описывает святой апостол Павел: «Совлекшись ветхого человека, с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:9-15). Ведь если люди не будут противиться собственному логосу, божественным заповедям, тогда они легко ещё здесь на земле приходят в своём общем жизненном устремлении к вечному единению в любви с Богом и друг с другом.
Сознание Христа или ум Христов, о чём говорилось в начале проповеди, не разделяет людей, он представляет весь человеческий род как одно целое и единое по своей природе, призванное во Христе войти в вечное блаженство с Богом. Человек так создан по своей природе, что если он разрывает внутри своей души узы любви с подобными себе через свою ненависть, обиды, осуждения и тому подобное, то он автоматически теряет и свою связь с Богом. Он теряет свой внутренний мир, создавая в себе собственный ад ещё здесь на земле, с которым и уходит в вечность, если не покается. «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, – пишет апостол Павел, – … ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия» (Кол. 3:23-25).
Люди часто ропщут на Бога, что умножается в мире зло. Они жалуются на свою тяжёлую жизнь, на скорби, на человеческую несправедливость в мире, как будто один только Бог ответственен за всё происходящее вокруг. Но вот, сегодняшний Евангельский отрывок нам приоткрывает другую действительность. Оказывается, что люди просто-напросто не умеют прощать обиды, не умеют забывать зло, не умеют любить, прикрывая своё неумение человеческой моралью или справедливостью, или даже своей религиозностью. Поэтому зло в мире умножается, поэтому злых людей становится больше, поэтому зло непобедимо. Оно как вирус в нашем сознании, игнорируя божественные заповеди, черпает силу и размножается в человеческих законах и принципах. Мы забываем, или скорее, не желаем, как говорил преподобный Серафим Саровский, исполнять то, что от нас требует христианская мораль: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие угли. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20-21).
В сегодняшнем Евангелии Господь показал нам пример того, как надо пробираться к человеческим сердцам, как надо бороться со злом, чтобы умножалось в нашем мире добро. Для этого нужно в каждом грешнике постараться увидеть образ Божий, подобную своей повреждённую грехом душу, не разделяя людей на достойных или недостойных, на своих или чужих. Своим добрым расположением к человеку мы открываем его душу благодати, которая преображает человека, развязывая его узы греха, наполняя человека иной радостью, иным смыслом жизни, иными интересами. Так и случилось с Закхеем. Его встреча со Христом, которой хотела помешать человеческая злоба, справедливое презрительное отношение к грешнику, своему обидчику, стала началом для Закхея новой жизни, в которой он перестал угнетать и причинять скорбь другим людям, загладил свою вину перед всеми пострадавшими от него. «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10-11).
Подражая Христу, также поступали и святые в своей жизни, побеждая зло добром. В житие преподобного Макария Великого описан следующий случай: «Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику:
- Пойди немного впереди меня.
Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал:
- Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь?
Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив, затем, брошенное было, бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему:
- Спасайся, трудолюбец, спасайся.
Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его:
- Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами?
- Я вижу, что ты трудишься, – отвечал преподобный.
Тогда жрец сказал:
- Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти.
И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря:
- Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком.
И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление:
- Злое слово, – говорил он, – и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми».
Если в нас не хватает сил любить ближних, открывать их души Богу, то, по крайней мере, не будем их осуждать, потому что и мы грешники. Если мы не можем стать духовным древом, той опорой, на которую могут взобраться больные, ищущие Бога души, то по крайней мере, в толпе людской не будем стоять стеной, презирая тех, кто мал духовным ростом, закрывая от них Бога, а уступим им своё место, не оценивая их достоинство, но всегда почитая себя ниже других, помня всегда слова Спасителя: «ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11)». Аминь.
иеромонах Игнатий (Смирнов)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 468341