Сегодня мы с вами, отцы братия и сестры, празднуем, помимо дня Торжества Православия, еще одну памятную дату – день памяти 34 валаамских преподобномучеников «от Лютера избиенных». В книге о валаамских святых и подвижниках (сост. П. Понамарев) об этом событии сказано так: военный отряд из новообращенных лютеран, которые, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере», преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь. 20 февраля 1578 г. «18 человек достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твердость в православной вере». Их имена с пометой «побиты от немец на Валааме…» были внесены в поминальный Синодик.
По этой причине для нас, живущих на Валааме, этот праздник Торжества Православия приобретает особое значение. Это не только воспоминание торжественного богослужения, которое устроила царица Феодора в первое воскресение Великого Поста в 843 году после того, как 7 Вселенский Собор осудил ересь иконоборцев, но и дань памяти нашим валаамским инокам, которые кровью запечатлели твердость в Православной вере. И сегодня, во времена, не отягощенные подвигами веры, может прийти помысел: так ли важно отстаивать чистоту Православной веры и притом даже до смерти? Разве могут небольшие различия в исповедании христианства быть настолько важными, чтобы отдать за них жизнь?
Святой Дух – Дух Истины, Дух Христов, созидает и хранит Православную веру. Отрекшиеся ради земного благополучия от Православия отрекаются от Духа Святого, а значит, от Царства Небесного. Вот почему наши отцы валаамские предпочли смерть измене Православной вере. Они выбрали Небесное и пренебрегли земным. Выбрали Вечное и презрели временное. Святитель Григорий Палама утверждал, «что в том, что касается Бога, даже самое мелкое, не незначительно» (Аподиктические слова). Даже одно лишнее слово может быть хулой на Бога.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Православие … есть не что иное, как сохраненное во всей чистоте и неповрежденности подлинное учение Христово, изложенное св. Апостолами в книгах Священного Писания, разъясненное и тщательно истолкованное их законными преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами в Священном Предании, свято и неизменно хранимом только одной нашей Восточной Церковью, которая потому и доныне одна лишь, по всей справедливости, именуется «Церковью Православною». Истина нам дана однажды раз и навсегда, и весь труд наш должен быть обращен только на ее усвоение, а не на открытие ее. Единственное, что от нас требуется – это утверждаться в Истине и утверждать в ней других, всех приводя к истинной вере, или к Православию».
Стояние за чистоту Православия есть стояние за Истину, стояние за Христа, и всякое уклонение от чистоты Православной веры есть отход от учения Христа. Даже во времена проповеди Спасителя многие из учеников отошли от Него, не сумев принять Истину: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6:60). От чистоты веры порой уклоняются люди, призванные ее защищать, оправдываясь так называемым духом времени. «Христианство, – возражает таковым святитель Феофан, – должно пребыть вечно неизменно, нисколько не состоя под зависимостью и управление духа века, а напротив, само будучи назначено управлять или властвовать над ним во всех покоряющихся его водительству».
Он же предостерегает нас: «Чтоб устоять в вере, надо прежде всего поберечь себя». Апостол Павел, указав эфесянам на опасность их вере, присовокупил: "Сего ради бдите" (Деян. 20:31). Бдеть нам надо прежде всего над собою. Мы сами в себе носим готового ересеначальника и кователя всякой лжи – наш разум. Поддайся только ему – и он заведет не знать куда. Удивитесь, может быть, недоумевая, чтоб таков был разум; но на деле так есть». Иногда приходится сталкиваться с людьми, которые думают сами, без Православной Церкви, без Божией помощи, уклониться от ловушек антихриста. Своим умом без содействия благодати пытаются распутать коварные ухищрения диавола, никогда не перестающего воевать с Православием. Результат нередко печален: они сами отходят от Церкви Христовой, хулят Святого Духа, якобы оставившего Свою Церковь, пускаются в бурлящие волны самочинной жизни. Сами себя пасут, гордо помышляя, что спасаются лишь они одни, а все прочие стали отступниками и предателями. Им даже не приходит в голову предположить, что абсолютное большинство епископов, священников и мирян не меньше их боятся Бога и также желают спастись в Православной вере. Если мы встретились с ложью, искажением правой веры, надо мудро обличить ее, уклониться от нее. Зачем же хулить всю Церковь? Разве мы забыли, что она есть «Тело Господне, столп и утверждение истины и врата ада не одолеют ее»? Неужели, столкнувшись с соблазном в Церкви, нужно бежать из нее? Это ли есть дело исповедничества и стояния за Истину?
Молитвы мужественных отцев, защищавших веру от ересей, и святых исповедников, которые никогда не сбегали из Церкви, а всегда в Ней пребывали, даже будучи неправо изгнанными, да даруют нам благодать всегда держаться Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой, невзирая на все изощренные диавольские козни. Аминь.
Проповедь в первую неделю Великого Поста 2017 года (Ин. 5 зач. I, 43-51; Еф. 329 зач. XI, 24-26, 32-XII, 2).
Использованная литература: Св. Феофан Затворник. Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473030