Даже одно лишнее слово может быть хулой на Бога (проповедь в Неделю Торжества Православия)

«Чтоб устоять в вере, надо прежде всего поберечь себя». Апостол Павел, указав эфесянам на опасность их вере, присовокупил: "Сего ради бдите" (Деян. 20:31). Бдеть нам надо прежде всего над собою. Мы сами в себе носим готового ересеначальника и кователя всякой лжи – наш разум. Поддайся только ему – и он заведет не знать куда. Удивитесь, может быть, недоумевая, чтоб таков был разум; но на деле так есть». 
17.03.2019 иеромонах Никон (Оганов)  11 777
Православие есть неложное мнение о Боге и твари, или истинное понятие обо всем, или учение о сущем, как оно есть.
Св. Анастасий Синаит

Сегодня мы с вами, отцы братия и сестры, празднуем, помимо дня Торжества Православия, еще одну памятную дату – день памяти 34 валаамских преподобномучеников «от Лютера избиенных». В книге о валаамских святых и подвижниках (сост. П. Понамарев) об этом событии сказано так: военный отряд из новообращенных лютеран, которые, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере», преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь. 20 февраля 1578 г. «18 человек достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твердость в православной вере». Их имена с пометой «побиты от немец на Валааме…» были внесены в поминальный Синодик.

Они шествовали в два ряда из залитой солнечным светом зелёной рощи и пели древним знаменным распевом погребальные молитвословия.

По этой причине для нас, живущих на Валааме, этот праздник Торжества Православия приобретает особое значение. Это не только воспоминание торжественного богослужения, которое устроила царица Феодора в первое воскресение Великого Поста в 843 году после того, как 7 Вселенский Собор осудил ересь иконоборцев, но и дань памяти нашим валаамским инокам, которые кровью запечатлели твердость в Православной вере. И сегодня, во времена, не отягощенные подвигами веры, может прийти помысел: так ли важно отстаивать чистоту Православной веры и притом даже до смерти? Разве могут небольшие различия в исповедании христианства быть настолько важными, чтобы отдать за них жизнь?

IMG_33261.png
Чтобы приблизиться к ответу на этот вопрос, прежде всего вспомним, что говорит Сам Господь в Святом Евангелии: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32), и в другом месте: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов». (Лк. 9:26), а святой апостол Павел пишет в своем послании к Тимофею: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:11-12), также и святой апостол Иоанн: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин. 4:15).

Валаамские мученики остались на острове, не покинув свои святыни, храмы, иконы, (которые уничтожались новоиспечёнными лютеранами), хотя имели возможность уйти со всеми на материк и спрятаться. Кто знает, возможно даже, шведы в своей неофитской ревности не сразу убивали монахов, а пытались склонить их к своей «истине», к отречению от Православия? В наше теплохладное время кто-то может подумать, а стоило ли за это отдавать жизнь, за эту «небольшую» разницу в понимании христианства? Не проще ли было принять веру нападавших, пусть даже на время, но сохранить жизнь – ведь и мучители, и их жертвы почитали себя христианами. Вопросим у Святых Отцев, терпимы ли такие компромиссы в исповедании Православия?
Святитель Анастасий Синаит, бывший игуменом монастыря святой Екатерины на Синае, почти сразу после преподобного Иоанна Лествичника, пишет: «Православие есть неложное мнение о Боге и твари, или истинное понятие обо всем, или учение о сущем, как оно есть». Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу духом и истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа. "Дух есть слава христиан" (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет православия… Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа!» То есть Православие – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Как же может Божественная истина терпеть ложь?
Значит, отречение от истины Православия – это отречение от Духа Истины, а это значит и от Христа, значит и от Троицы. Ибо где Дух Святой – там и Христос, там и Отец Небесный – Троица нераздельная. А где искажение учения Святаго Духа, там Дух обмана, там и Христа нет, нет Бога. Вспомним, как после отречения Петра Ангел Божий, сидевший в горбе Спасителя, говорит женам-мироносицам: «идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее» (Мк. 16:7), и таким образом отделяет отрекшегося Петра от учеников Христовых.

Святой Дух – Дух Истины, Дух Христов, созидает и хранит Православную веру. Отрекшиеся ради земного благополучия от Православия отрекаются от Духа Святого, а значит, от Царства Небесного. Вот почему наши отцы валаамские предпочли смерть измене Православной вере. Они выбрали Небесное и пренебрегли земным. Выбрали Вечное и презрели временное. Святитель Григорий Палама утверждал, «что в том, что касается Бога, даже самое мелкое, не незначительно» (Аподиктические слова). Даже одно лишнее слово может быть хулой на Бога.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Православие … есть не что иное, как сохраненное во всей чистоте и неповрежденности подлинное учение Христово, изложенное св. Апостолами в книгах Священного Писания, разъясненное и тщательно истолкованное их законными преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами в Священном Предании, свято и неизменно хранимом только одной нашей Восточной Церковью, которая потому и доныне одна лишь, по всей справедливости, именуется «Церковью Православною». Истина нам дана однажды раз и навсегда, и весь труд наш должен быть обращен только на ее усвоение, а не на открытие ее. Единственное, что от нас требуется – это утверждаться в Истине и утверждать в ней других, всех приводя к истинной вере, или к Православию».

Стояние за чистоту Православия есть стояние за Истину, стояние за Христа, и всякое уклонение от чистоты Православной веры есть отход от учения Христа. Даже во времена проповеди Спасителя многие из учеников отошли от Него, не сумев принять Истину: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6:60). От чистоты веры порой уклоняются люди, призванные ее защищать, оправдываясь так называемым духом времени. «Христианство, – возражает таковым святитель Феофан, – должно пребыть вечно неизменно, нисколько не состоя под зависимостью и управление духа века, а напротив, само будучи назначено управлять или властвовать над ним во всех покоряющихся его водительству».

Торжество Православия - на диске представлены исконно русские песнопения знаменного распева в исполнении братского хора Валаамского монастыря. В основном они взяты из певческих рукописей XVI - XVII веков - периода, ставшего вершиной развития всей церковной культуры Руси.

Он же предостерегает нас: «Чтоб устоять в вере, надо прежде всего поберечь себя». Апостол Павел, указав эфесянам на опасность их вере, присовокупил: "Сего ради бдите" (Деян. 20:31). Бдеть нам надо прежде всего над собою. Мы сами в себе носим готового ересеначальника и кователя всякой лжи – наш разум. Поддайся только ему – и он заведет не знать куда. Удивитесь, может быть, недоумевая, чтоб таков был разум; но на деле так есть». Иногда приходится сталкиваться с людьми, которые думают сами, без Православной Церкви, без Божией помощи, уклониться от ловушек антихриста. Своим умом без содействия благодати пытаются распутать коварные ухищрения диавола, никогда не перестающего воевать с Православием. Результат нередко печален: они сами отходят от Церкви Христовой, хулят Святого Духа, якобы оставившего Свою Церковь, пускаются в бурлящие волны самочинной жизни. Сами себя пасут, гордо помышляя, что спасаются лишь они одни, а все прочие стали отступниками и предателями. Им даже не приходит в голову предположить, что абсолютное большинство епископов, священников и мирян не меньше их боятся Бога и также желают спастись в Православной вере. Если мы встретились с ложью, искажением правой веры, надо мудро обличить ее, уклониться от нее. Зачем же хулить всю Церковь? Разве мы забыли, что она есть «Тело Господне, столп и утверждение истины и врата ада не одолеют ее»? Неужели, столкнувшись с соблазном в Церкви, нужно бежать из нее? Это ли есть дело исповедничества и стояния за Истину?

Молитвы мужественных отцев, защищавших веру от ересей, и святых исповедников, которые никогда не сбегали из Церкви, а всегда в Ней пребывали, даже будучи неправо изгнанными, да даруют нам благодать всегда держаться Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой, невзирая на все изощренные диавольские козни. Аминь.

Проповедь в первую неделю Великого Поста 2017 года (Ин. 5 зач. I, 43-51; Еф. 329 зач. XI, 24-26, 32-XII, 2).

Использованная литература: Св. Феофан Затворник. Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 406632

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 13:26
Ветер
0.0 м/с, ВЮВ
Осадки
0.4 мм
Давление
769.2 мм рт. ст.
Влажность
75%