У современного человека есть много всяких зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая, цифровая (интернет-зависимость), телезависимость, шопоголизм и т.д.), на которые он очень быстро «подсаживается», но от которых очень тяжело избавиться. При этом очень редко можно услышать про зависимость человека от Бога: если человек сегодня утром не помолится дома или не поприсутствует на воскресной Литургии, «ничего страшного от этого не произойдет», его не будет это сильно беспокоить.
Как приобрести «зависимость» от общения с Богом?
Что нужно сделать, чтобы человек захотел общаться со Христом?
Что такое зависимость? Для человека это, безусловно, тяжёлая болезнь, парализующая его свободную волю. И речь идёт не только о зависимости от наркотических веществ, игр, экстремальных ощущений, но и о зависимости людей друг от друга, что в психологии получило наименование созависимости, а в аскетике – привязанности. Одним из необходимых признаков зависимости является наличие у человека личного интереса, выгоды от пребывания в этом состоянии. При этом человек испытывает реальные муки от своей страсти, часто ясно осознаёт, что зависимость уничтожает его жизнь, но то сомнительное удовольствие, которое он получает, оказывается для него привлекательней жизни. Потому что другого, соразмерного удовольствия у него просто нет, или он о нём не знает, или не хочет знать. Никакая зависимость не способна уничтожить в человеке желания хотеть чего-то иного, желания быть с Богом. Желание, по слову прп. Симеона Нового Богослова, это всё что осталось от нашей богоподобной свободы. Вот почему так тяжело проходит лечение химических зависимостей с помощью медикаментов и различных ограничительных мер.
Наркоман после нескольких лет трезвой и деятельной жизни вдруг снова садится на иглу и даже удваивает дозу. Почему? Ведь все негативные физические последствия от наркотиков (ломка) уже давно позади. Но беда в том, что обычная жизнь не приносит ему той радости, той полноты бытия, которую он проживал в наркотическом опьянении. Напротив, большинство известных побед над страшнейшей зависимостью – игроманией – как раз связаны с тем, что люди находили в реальной жизни смысл, во всех отношениях превосходящий игру и с ней заведомо несовместимый. Не страх окончить свою жизнь в долговой тюрьме, но новая позитивная идея, цель, помогает игроману порвать со своей зависимостью. Любая зависимость в руках беса – способ отвлечь человека от Бога, променять «синицу» реального сиюминутного удовольствия на неизвестно в каком небе летающего журавля неизбывной духовной радости.
Гибельность химических зависимостей для большинства людей очевидна. Гораздо сложнее распознать негативные последствия зависимости в отношениях между людьми. Бес ловко маскирует свои отравленные плевелы под семена добродетели. Так жена уверяет себя, что терпит бесчинства мужа ради него, ради детей, и боится себе признаться, что ей страшно в первую очередь за себя, страшно остаться одной или потерять статус жертвы, который приносит ей некоторое удовлетворение, в виде саможаления и дополнительного внимания окружающих. Мать уверяет себя, что вся её жизнь посвящена любимому сыну (которому уже сорок!), его счастью и для себя ей ничего не надо. Но ей даже представить страшно, что сын может быть счастлив и без неё – со своей собственной женой и детьми. Отсюда видно, что в основе такой зависимости всегда сделка – желание уже в этой жизни получить от отношений реальные дивиденды. Как трепетно, казалось бы, звучат слова влюблённого «ты мне нужна», но любви за ними нет – любви христианской.
Христианская любовь – это та любовь, которая «не ищет своего», никогда не относится к другому человеку, как к средству. Она только предлагает себя, но никогда не навязывает, не понуждает силой общаться с собой, не подкупает его и не запугивает, не подвергает другого тотальному контролю и не возлагает на него вину за измены. Она «всему верит, всего надеется, всё переносит». Для зависимости другой человек – только средство для реализации выдуманного смысла жизни. Например, таким смыслом может быть забота и исправление другого человека независимо от его желания, хочет он этого или нет. И если (о чудо!) настойчиво опекаемый исправится, то это не доставит радости его «благодетелю». У него просто пропадёт стимул жить дальше с этим человеком. Поэтому зависимый человек прикладывает массу усилий для заботы о своём подопечном и одновременно постоянно мучается страхом о наступлении того дня, когда тот сможет без него обходиться. А страх по слову ап. Иоанна Богослова не совместим с любовью.
Да, мы полностью зависим от Бога, не только наше рождение и смерть, но малейшее движение нашей души не совершается без Его ведома. Убери Он от нас Свою поддерживающую руку, и мы моментально погибнем. Но Бог хочет, чтобы мы выбрали Его добровольно, не из-за страха погибнуть без Него и не из-за тех благ, которыми Он нас может наделить. Подобными приманками бес в пустыне предлагал Христу «купить» нас. Христос отказался. Поэтому от Истинного Бога, имя Которому Любовь, приобрести зависимость невозможно. Бог мог бы очень просто установить с человеком зависимые отношения. Именно в предпочтении зависимых отношений свободной любви обличил Господь иудеев словами «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Иоан. 6:26). Но Бог призывает человека не к рабской зависимости и не к наёмническим отношениям сделки, но к сыновней любви, когда для человека важнее всего не получаемые от Бога дары, но Он Сам, живое общение с Ним. Такая искренняя любовь не может быть средством никакого внешнего побуждения, выдуманного долга. Она может вырасти только из сокровенного желания человеческого сердца. И раскрытию в себе этого желания посвящена вся человеческая жизнь, все аскетические усилия и подвиги. Всемогущему Творцу проще простого создать изначально святых людей, которые двадцать четыре часа в сутки только о Нём и думали бы и только Его заповеди исполняли бы. Но чем такие святые люди будут принципиально отличаться от совершенно безгрешных животных, каждое своё движение совершающие по воле Творца?
В некоторой степени вся земная жизнь человека посвящена поиску ответа на вопрос – хочет ли он провести вечность со Христом или нет? Господь постоянно через различные жизненные обстоятельства помогает ему не забыть о значимости этого вопроса, напоминает ему о Себе, о Своей любви и милости: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Но единственно возможные отношения со Христом в Его Небесном Царстве – это отношения бескомпромиссно жертвенной любви, заповеди о которой являются важнейшими в Евангелии. Поэтому именно посредством дел любви человек может оценить искренность свой веры и помочь себе раздуть тот слабо тлеющий в сердце уголёк желания личного общения со Христом. «Нет любви – делай дела любви», – учат нас святые отцы.
В мире, забывшем о Боге, под делом любви принято понимать доставление другому человеку чего-то приятного, некоего земного блага. Но для христианина главным благом и в этой жизни, и в вечной, является Сам Христос. Поэтому и любое дело любви у него направлено на то, чтобы другой человек узнал, как прекрасен Христос, чтобы сам захотел встретиться с Ним. Например, изначально жадный и брезгливый человек, превозмогая себя, даёт милостыню неопрятному бомжу, даёт ради Христа и прямо говорит об этом. И если однажды в этом человеке помимо волевых усилий, направленных на исполнение заповеди милосердия, проснётся искреннее сострадание к опустившемуся человеку, сострадание его добровольной богооставленности, о мучительности которой податель милостыни знает не понаслышке, тогда и несчастный бомж, возможно, захочет открыть Господу дверь своего сердца. Когда в III в н.э. эпидемия чумы обрушилась на африканский Карфаген, то язычники в страхе за свою жизнь попрятались по домам. И только христиане по призыву своего епископа Киприана проявили деятельною заботу не только о своих единоверцах, но и о всех жителях города. Это помогло быстро справиться с эпидемией, но самое главное, очень многие язычники благодаря милосердию христиан узнали, как прекрасен Христос, и сами захотели стать христианами.
Совершая дела любви, христианин стремится во всём уподобляться Христу. А для этого необходимо постоянно читать Новый Завет и жития святых. Не отвлечённая этическая идея, а живой пример ходящего по земле Христа, живой опыт Его достойных последователей помогут воодушевить человека на жертвенное отношение к другому. Крайне важно каждый свой шаг поверять на соответствие Евангелию, непрестанно молитвенно обращаться ко Христу за помощью в распознавании Его воли. Но и без собственного волевого усилия, направленного на преодоление эгоистического страха за своё благополучие, преуспеть в делах любви не получится. Именно волей придётся: понуждать себя занимать последние места; давать просящему что-либо без ожидания от него ответного благодеяния; терпеть несправедливые обвинения; первым просить прощения вне зависимости от обстоятельств конфликта; пренебрегая своим благополучием, уступать другому во всём, что не противоречит Евангелию.
Любой человеческий ресурс, включая волю, крайне ограничен. Восполнить его может либо Бог, либо Его противник. Во втором случае человек может вполне успешно изображать дела любви, испытывая при этом тревожную радость тщеславия и восторг горделивого превозношения. Без частой исповеди человек может не сразу заметить эту крайне опасную подмену. Поэтому постоянное участие в церковных таинствах Исповеди и Причастия являются необходимым условием научения христианской любви. Именно в таинствах человек может непосредственно почувствовать, ощутить всем своим существом безграничную любовь Христа, воодушевиться этой любовью, захотеть на неё деятельно ответить.
На каждом шагу крестного пути, дел любви, человек будет стоять перед выбором: выбрать себя или другого, комфорт или страдание. Честный подход к оценке искренности своего желания быть со Христом предполагает добровольный и болезненный отказ от себя. В пределе этот отказ выражается в жертвовании ради другого своей жизнью: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13).
«Прииди и виждь», – сказал Филипп Нафанаилу, сомневающемуся в мессианстве Христа. Начни деятельно и бескомпромиссно уподобляться Христу в Его любви, и ты найдёшь ответ на вопрос «хочешь ли ты провести со Христом вечность?».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481235