Благодарю вас, дорогие отцы и братия, за поздравление, теплые слова и подарок, который ещё послужит всем нам. Честно говоря, я уже давно не воспринимаю похвалы в свой адрес как нечто заслуженное, хотя возрождение нашей многовековой обители – дело нужное и необходимое. В руинах долго не проживешь и мимо разоренного храма спокойно ходить совесть не позволит. Но все же для нас это восстановление стен – не самое главное. Можно возродить стены, можно позолотить купола, поставить прекрасные иконостасы, но если внутри наших душ будет гнусная чернота блудной страсти, плесень осуждения и гордыни, копоть гнева и ненависти, то какой смысл в этих расписанных стенах или позолоченных куполах?
Если внутри каждого из нас не будет хоть в малой степени любви Христовой, то, по словам Апостола, будь ты хоть пророком или говори на многих языках, то ты ничто, гремящая медь и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1-2). И это предупреждение Апостола актуально и в наше время: даже если ты будешь прекрасным организатором и все в обители устроишь самым блестящим образом, но нет в тебе любви Христовой, все эти организаторские способности уже не принесут пользу ни твоей душе, ни душам других – эти способности могут даже оттолкнуть и соблазнить кого-то из малых сих. Ведь они ищут плодов иных, духовных: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал.5.22). Вот что ищут люди в монастырях, ищут старцев, иноков, стяжавших плод духовный. Тех, кто примет и облегчит их страдания, разрешит их скорби и недоумения. Хотя бы тех, кто их с состраданием выслушает и даст добрый пастырский совет, основанный на духовном опыте.
Монашество – звание пожизненное: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6:37)
Обитель похожа на рой пчел, которые рождаются и подрастают вокруг пчелы-матки, строят улей, собирают нектар, превращают его в мед. Потом приходит хозяин и собирает мед. Этот Хозяин – Отец наш Небесный. Трудолюбивые пчелки-иноки добывают мед из нектара наших богослужебных последований, стихир и тропарей, проповедей и духовных книг, из нектара наших уединенных драгоценных молитв за весь мир, которые мы возносим у себя в тиши келий из нектара послушания и отсечения своей воли, борьбы со своими греховными страстями… И хорошая монашеская семья чрез Хозяина пчельника многих алчущих может напитать этим благодатным медом.
Я могу вам свидетельствовать на своем скромном монашеском примере, поскольку в монастыре я прожил уже достаточно долгую монашескую жизнь. Когда я себя сравниваю с тем, каким был 25-30 лет назад, и сегодняшним, то могу теперь сказать, что добрые изменения происходят постепенно и медленно. Многими годами трудов может обрести инок плод духовный и это всем нам надо осознать.
Когда мне говорят, что много искушений в жизни обители или случаются какие-то неприятные вещи, или приходит отчаяние от бесплодности трудов, я отвечаю: «Не спеши, все делай постепенно, в мирном духе и все управится. Лет через десять. И наоборот, если будешь поддаваться страсти гнева, осуждения, отчаяния, то совершишь много ошибок и грехов, и будешь потом плакать и каяться. Главное для всех нас – идти за Христом, следовать Христу, быть верным Христу, его святым заповедям. И ты со временем жизни в монастыре начинаешь терять житейские страсти и привычки, отходишь и отказываешься от них, приходит мир в душу, приходит благодать, приходит любовь.
Жизнь нашу в обители, по сравнению с той, о которой мы читаем в патериках и житиях святых, аскезой и подвижничеством назвать никак нельзя. Цель подвижничества – святость, обожение, далеки от нас безмерно: это мы должны со смирением и сокрушением признать. Но пример святых Отцов наших не бесполезен для нас – иноков последнего времени. Их подвиг, их святость – это наша Вифлеемская звезда, она далека безмерно, но она светит и указывает нам путь ко Христу. И то, что мы идем за Христом, боремся со врагом, преодолеваем страсти ветхого нашего человека, рождаясь, приобретая помалу признаки нового человека во Христе Иисусе. Это уже значимо, драгоценно, ибо это наше малое движение к Спасителю, но оно рождает встречное, ответное, великое движение Господа к нам. Поэтому постепенно, не сразу – не через пять дней, не через месяц, не через год, а через десяток-другой лет – человек меняется, преображается, проявляется в нем плод духовный.
Я это видел по старцам, которых довелось мне знать: и в Лавре, и на Святой горе, и в других местах – к концу своей жизни обретали они глубокий и душевный мир во Христе, которым спасались уже тысячи людей. Это цель и вершина всей монашеской жизни. Мы не просто живем в монастыре, не просто ходим на работу в черных одеждах и посещаем наши общие богослужения – все это внешний обывательский подход к монашеству. Избави Бог от такого черноризного мещанства, угасающего и так чуть тлеющий огонёк любви ко Господу.
Главное для всех нас – это ежедневное и ежечасное очищение своей души, сердца, помыслов от всякого страстного и греховного движения: «Очистим чувствия и узрим в непреступнем свете Воскресения Христа блистающася и радостию гласяща» – говорит нам песнопевец, и мы сможем поистине увидеть свет Божественного Воскресения. В противном случае человек обманывается, думая, что живет по-монашески, а на самом деле, по слову преподобного Серафима Саровского, жесткому, но правдивому, он черная головешка и, хотя носит монашескую одежду, по сути, ничем не отличается от мирянина, разве что живет в монастыре без семьи. И ничего богоугодного и доброго в жизни такого теплохладного человека нет. Как говорил Господь: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Он никому не нужен: ни людям, ни Богу. Поэтому нам надо очень этого опасаться – такой теплохладности, равнодушия, заботы только о себе и о внешнем. И нужно каждому идти по узкому, тернистому пути, указанному Спасителем, хоть потихоньку, хоть понемногу, хоть через падения, но идти, через падения и ушибы – подниматься и идти дальше. Вот тогда и начинает жить и работать наш небесно-земной улей, тогда в обители нашей и мы начинаем собирать мед, который Отец наш небесный с любовью к своим трудолюбивым пчелкам посылает, чтобы этот плод мы могли и здесь людям принести и с собой взять в жизнь вечную. Аминь.
Христос Воскресе!
Благодарим волонтеров сайта за помощь в расшифровке материала
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473093