Молитва и жизнь. Нельзя отделять одно от другого.
Мы привыкли называть ту сторону нашего существования, когда присутствуем в храме или исполняем своё домашнее правило, — «духовной жизнью».
Но для святых угодников, для людей, которые действительно живут по заповедям Божиим, нет «духовной жизни», есть только одна жизнь – жизнь во Христе. И молитва действительно становится их дыханием, их мыслью, их словом и делом.
Путь к жизни по заповедям лежит в том числе и через понуждение себя к добру. Мы можем пытаться подражать угодникам Божиим в доброделании, — но мы не станем от этого святее.
Нас могут похвалить, нас могут одобрить, нас могут даже полюбить. Но в таком доброделании, которое совершается по обязанности, зачастую нет подлинной любви, нет исполненного Благодати добровольного пожертвования собой. А, напротив того, часто имеет место самолюбование, присутствует гордость, которая похищает плоды этого доброделания.
***
Путь к подлинной жизни во Христе, к благодати Божией, к тому, чтобы это делание было действительно от Бога, — лежит через молитву.
На это нам стоит обратить особое внимание. Очень важно следить за тем, чтобы молитва наша не была чем-то механическим, привычным; тем, что просто вычитывается, исполняется, как некий долг.
Молитва должна стать подлинным выражением нашей любви к Богу и тяги к Богу, стремлению жить по-христиански, быть со Христом.
***
Это ли мы видим в своей жизни?
К сожалению, нет. От самых важных и самых сокровенных молитв, которые произносит священник перед Престолом Божиим; от тех молитв, которые ежедневно читаются и поются в храме, и до наших обыденных домашних молитв перед принятием пищи, перед каким-либо делом, — так ли мы произносим эти молитвы? Мы видим, что нет, к сожалению, — молимся механически.
Мы даже в большинстве своём упростили и заменили очень благочестивый монашеский обычай молиться перед входом в чужое жилище. Ведь если вдуматься: мы сейчас собираемся встретиться с братом... Но мы не можем знать: принесёт ли эта встреча нам обоим пользу душевную?Или, может быть,наоборот, нанесёт вред нашим отношениям?
Мы произносим перед входом: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». И после ответа: «Аминь»,входим.
И я знал старых монахов, которые беседу завершали молитвой «Достойно есть…».
Но, к сожалению, многие заменили осмысленность этой молитвы перед встречей, обычной «Господи помилуй». И произносятся эти слова не как молитва, а просто как окрик: «Эй, ты дома? Открой мне!».
***
К сожалению, не только в этих случаях молитва наша становится формальной.
Очень часто она становится формальной, когда мы пропускаем мимо ушей и мимо сердца удивительные псалмы Давидовы. Что-то произносится на кафизмах, а мы уже привычно унеслись умом куда-то или заняты разговорами. Это давняя очень история. Ещё святые отцы, блаженные и юродивые, замечали, что в переполненном храме молятся лишь двое или трое.
У нас были двое братьев, которые испытывали друг друга, внезапно спрашивая после службы:
— Какое и о чём сегодня читалось Евангелие?
И не всегда брат мог ответить правильно.
***
Преподобный Паисий Святогорец говорил:
— О, если бы мы молились по-настоящему! На бдениях не следили бы затем, как свечи зажигают, как кадят, или ещё что-то делают, если бы мыслями не носились, а действительно молились, — то мир изменился бы от нашей молитвы!..
Конечно, мы не можем изменить мир нашей молитвой. Но мы можем хоть немножко попытаться изменить себя к лучшему благодатью Божией через молитву.
Именно через то, что соделало многих и многих святых, в том числе и ныне празднуемого святителя Николая, Мирликийского чудотворца.
Всем нам нужно угодить Богу, и этот путь лежит через молитву, через жизнь во Христе.
Аминь.
Христос Воскресе!
22 мая 2020 года
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491074