Во Имя Отца и Сына и Святого Духа
Можно много говорить о богословии сегодняшнего Праздника, раскрывая один за другим православные догматы, которые соприкасаются с нашим желанием познать тайну Пресвятой Троицы или домостроительства нашего спасения.
Но сможет ли это нас приблизить к познанию Бога, а не просто к знанию о Нём? Ведь Бог – это Живая Личность, которая может Себя открыть, а может сохранить Себя втайне от нашего разума, сколько бы мы ни пытались о Нём узнавать из книг и бесед.
***
В истинном познании Бога играет важную роль не столько пытливый разум, сколько нравственная составляющая человека, его доверие, преданность, мужество и т.д. Человек встаёт на путь борьбы со своими пороками, на путь самоотречения и самопожертвования.
Иная картина, когда человек научно познаёт окружающий его мир. Здесь, как показывает жизнь, человек не обязательно должен избавляться от собственных греховных страстей, чтобы что-либо узнавать об этом мире. Наш рассудок, будучи по природе любознательным, пытается дойти до самой сути изучаемого им предмета, сделав этот предмет для себя прозрачным и понятным со всех сторон его бытия. Только в этом случае человек получает полное душевное удовлетворение от работы собственного рассудка.
В противном случае, мы либо бросаем предмет нашего изучения, либо, если изучаемый предмет нам чем-то дорог, благоговейно продолжаем сохранять о нём крупицы нашего познания, оберегая их, прибавляем к ним со временем другие познания, которые помогают ещё больше проникнуть в тайну интересующего нас предмета.
Итак, шаг за шагом, год за годом, веками человечество продвигается в изучении окружающего мира, совершенствуется и приспосабливается в условиях земной жизни. Заканчивается биологический ресурс одних людей, и их сменяет следующее поколение людей с теми же потребностями, с тем же устремлением к познаниям. Так зарождается научно-технический прогресс в мировом сообществе, появляются новые технологии, новые открытия в науке и медицине.
В этих обстоятельствах современное поколение людей, обладая большими знаниями и навыками, становится более продвинутым в сравнении с предыдущим поколением. Так выглядит картина внешнего мира в веках, где правит человеческий разум, сосредоточенный на земном бытии и совершенствующийся, как правило, только в одном – в создании лучших условий для временной жизни человека.
Но иную противоположную картину мы видим, когда смотрим на духовную составляющую нашей современной жизни, в особенности нашего духовного опыта в познании Бога в Троице или Одного из Лиц Святой Троицы — Христа, или переживаний даров Святого Духа. Как будто каждый из нас при всём богатстве книг и различной информации о Боге очутился в каменном веке, а время безграмотных рыбаков-апостолов было временем расцвета и наивысшей степенью духовного развития.
Две диаметрально противоположные картины развития человечества в веках: одна сторона его развивается и совершенствуется, другая же слабеет и постепенно исчезает. В чём причина таких перемен? Ведь христианство, если возьмём в пример Византию, было на протяжении многих времён орудием прогресса. Оно помогало людям открывать в себе лучшие качества и добродетели, помогало совершенствоваться во многих аспектах их земной жизни. В чём же причина нашего отдаления от Бога?
***
Проблема эта укоренилась в области мысленной деятельности человека, за которой закреплены эмоции и чувства в человеке, его собственное сердце. Период рассвета исихазма в Византии в XIV веке был последней надеждой и преградой перед волной обмирщения нахлынувшего на Православие, от которого Церковь до сих пор не смогла оправиться.
Человек перестал совершенствоваться в самопознании, в контроле за своими мыслями и эмоциями, а ведь именно этому учит нас Евангелие. В совершенствовании исполнения Евангельских заповедей мы не только проявляем свою любовь к Богу, но и пробуждаем заложенную в нас Богом функцию контроля за своими мыслями и чувствами, выражаясь духовным языком – наш дух или владычественную силу ума, которая отвечает в нас не только за контроль, но и соединяет нас с Богом, обоживая через себя всего человека.
Поэтому у святых отцов мы нередко встречаем такое высказывание: «Познай себя и хватит с тебя». Другими словами, познай владычественную силу собственного ума, реализуя её в контроле за мыслями и чувствами, возникающими в тебе, отсекая от них всё греховное и противоречащее Евангельским заповедям, и этого будет достаточно для тебя – остальное завершит Господь.
Обращаясь к самарянке у колодца, Господь, после её просьбы дать ей Живую Воду, попросил привести к Нему её мужа, тем самым указывая в образе самарянки на несовершенство человеческой души в служении Богу без силы ума или человеческого духа.
«Бог есть дух, – говорит Он, – и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).
Человеческая душа сегодня сохраняет образ Евы, удалившейся от собственного духа или ума в образе Адама и узнавшей через дьявола новый способ познания и рассуждения о добре и зле, который не предусматривает в этом участия Бога. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).
Эта картина стала образом внутренней жизни человека без Бога, в которой мысленная Ева, наша душа, связывает себя с окружающим миром, как с древом мироздания, питаясь от него сама и принося эти же плоды мужу в виде различных помыслов и чувств, которые, сочетаясь с нашим умом, делают его рабом чувственных наслаждений, всевозможных страстей и пороков.
Так замыкается обособленный от Бога жизненный круг внутри человека, где есть своё наслаждение и скорбь, есть собственное рассуждение о добре и зле, есть собственный житейский опыт, есть радости и горести. Такой человек в святоотеческих творениях называется ветхим. Вся его природа поражена грехом и неведением Бога, оставаясь замкнутой на самой себе, в отдалении от познания и единения со Святым Духом.
***
Вера в христианине есть пробуждение его духа, силы ума. Вера – это энергия, способная разорвать порочный цикл во внутренней жизни человека, привязанного к миру собственных страстей. Но истинная вера не может возникнуть лишь усилием человека, она пробуждается Богом и идёт к Нему навстречу. Подобно тому, как описано в Евангелии, когда вера апостола Петра, обращённая ко Христу, поставила его выше законов логики и привычного человеческого знания на воду бушующего Генисаретского озера, делая её твёрдой под его ногами.
Перенося ум из под власти законов ветхого человека, тонущего в пучине собственных мыслей, собственных страстей, страхов и немощей, в область действия Святого Духа, ведь «Дух Божий, – сказано в Писании, – носился над водою (Быт.1:2)», соединяя с Ним ум, весь человек начинает обновляться в причастии к Божественному естеству и открывает для себя иную жизнь, иную радость, иную любовь.
Этот духовный опыт и по сей день живёт в Церкви, отражаясь лишь в сознании тех, кто путём самоотвержения идёт ко Христу.
Вот как его описывает преподобный Порфирий Кавсокаливит:
«Священный Августин пишет: “Помыслы занимают меня, и я впутываюсь с ними в беседу”. Видите, здесь ветхий человек говорил с новым, с человеком по Христу, вел беседу. Я не люблю разговаривать с ветхим человеком. То есть он дергает меня сзади, тащит за рясу, но я тут же простираю руки ко Христу и таким образом выказываю ветхому человеку по благодати Божией презрение, не думаю о нём. Как малыш простирает руки и устремляется в объятия своей матери, так же поступаю и я.
Это тайна, не знаю, понимаете ли вы всю тонкость темы. Когда вам что-то досаждает, какой-либо помысел, какое-нибудь искушение, нападение, презирая всё это, обращайте своё внимание, свой взор ко Христу. Он Сам возьмёт вас за руку и подаст вам в изобилии свою благодать…Не смотрите на зло. Смотрите на объятия Божии, бросайтесь в них и продолжайте подвизаться. Предайтесь Ему, возлюбите Христа, бодрствуйте. Бодрствование для человека, любящего Бога, совершенно необходимо».
«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, – призывал Господь, – дух бодр, плоть же немощна» (Мр.14:38).
***
«И, выйдя из лодки, – говорится в Евангелии, – Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:29-31).
Образ тонущего апостола Петра созвучен образу нашего ума, который в час искушения, вместо самоотверженного устремления ко Христу, начинает привычным для себя способом возвращаться вниманием к собственным мыслям и страхам, которые сразу же отрывают его от единения со Святым Духом, погружая снова всего человека, как в болото, в состояние собственного падшего естества, лишенного свободы от греха и немощей.
Пока наш ум всем своим вниманием опять не устремиться ко Христу, Который мгновенно подхватывает его Своей силой и вытаскивает из плена ветхого человека.
***
Как за Праздником Вознесения Господня в Церкви следует Праздник Пятидесятницы, так и за частым вознесением нашего ума ко Христу приходит обоживающая нас энергия Божественного Духа, совершая нашу личную Пятидесятницу в общении с Пресвятой Троицей.
«И Я умолю Отца, – говорит Господь, – и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин.14:16-20).
Аминь.
С Праздником Пятидесятницы всех вас!
Валаам, 7 июня 2020 года
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472925